В Комитете природных ресурсов Ивановской области прошла пресс-конференция по итогам аварии на Лежневском трубопроводе. В пресс-конференции приняли участие руководитель комитета Владимир Толмачев и представители предприятия "Верхневолжскнефтепровод".

По предварительным данным на момент аварии из нефтепровода вышло 250 куб. м. нефти, из них 240 попало непосредственно в Уводь. Общая площадь загрязнения 941 кв. м. Задачей номер один было остановить плывущее нефтяное пятно. Она была выполнена в первый же день аварии. Были установлены бонны, а для более тонкой очистки Уводь в нескольких местах была перекрыта соломой, которая является одним из лучших адсорбентов.

По данным на сегодняшний день вода ниже места аварии даже чище чем та, которая находится выше очага экологической катастрофы. Сейчас идут работы по очистке берегов. Загрязненный грунт будет перерабатываться по специальной технологии и вывозиться на хранение, скорее всего в Ярославль (там есть специализированное хранилище). Кроме того, Комитет природных ресурсов принял решение установить наблюдение за этим местом сроком на 3 года с периодическим проведением замеров и анализом проб. При первой необходимости все негативные явления будут устраняться за счет компании "Верхневолжскнефтепровод", которая дала на это полное согласие.

Убытки, понесенные компанией - упущенная выгода (ее размер не подсчитывали, но это десятки миллионов рублей); на ликвидацию аварии израсходовано боле 5 млн. руб.; компенсация за угодья, которым нанесен ущерб - 119 тыс. руб. (уже перечислены); штрафные санкции 275142 руб. (по экологическому ущербу); плюс расходы на мониторинг окружающей среды.

По предварительным данным авария произошла вследствие дефекта, который был допущен еще при строительстве нефтепровода (1964 год). Возможно, по неосторожности экскаваторщика на трубу была нанесена риска (насечка, царапина.) длиной 70 см и глубиной 2 мм. Труба рассчитана на работу под давлением максимум 55 атмосфер. Однако до сих пор там было не более 20-25 атм. По внутренним причинам незадолго до аварии давление немного повысили (до 39 атм.), и хотя это тоже значительно ниже нормы, но видимо оно повлияло на то, что царапину пробило.

На предприятии периодически осуществлялся плановый контроль за состоянием трубы, но он почему-то не выявил дефекта (видимо, по причине малых размеров). Сейчас предприятие будет снова проводить тщательную проверку состояния трубопровода и работать на более низком давлении. Вообще, по мнению работников предприятия, катастрофы как таковой не произошло благодаря профессиональной и сплоченной работе всех участников ликвидации.