Конституционный суд РФ признал неконституционным положение 284 статьи Гражданского процессуального кодекса (ГПК) РФ, позволяющей суду принимать решение о признании гражданина недееспособным лишь на основании заключения судебно-психиатрической экспертизы и без предоставления такому гражданину возможности изложить суду свою позицию. Об это ИА REGNUM сегодня, 27 февраля, сообщили в пресс-службе суда.

Несоответствующими Конституции РФ были признаны и положения 37, 52,135 и 379/1 статей ГПК РФ, которые лишают гражданина, неучаствовавшего в первичном судебном разбирательстве и признанного судом недееспособным, права обжаловать такое решение в вышестоящие судебные инстанции. Также неконституционным судьи сочли и положение статьи 28 российского закона "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", позволяющее принудительно госпитализировать недееспособного гражданина в психиатрический стационар без судебного решения.

По данным пресс-службы, поводом к рассмотрению послужили жалобы Павла Штукатурова, Марии Яшининой и Юлии Гудковой, которые были признаны недееспособными решениями судов, при этом с заявлениями в суд обращались их ближайшие родственники - матери Штукатурова и Гудковой и сын Яшининой. На судебные заседания они приглашены не были, и о решении их никто не извещал. Попытки заявителей оспорить судебное решение ни к чему не привели, так как с момента вступления решения в силу гражданин лишается возможности защитить себя самостоятельно, а право на защиту недееспособного предоставлено только его опекуну, то есть, в случае со Штукатуровым, Гудковой и Яшининой, это могут делать те самые родственники, которые были инициаторами признания недееспособности заявителей. По их словам, опекуны действовали с корыстной целью завладеть недвижимостью заявителей.

По мнению заявителей, оспариваемые нормы противоречат статье 123 Конституции РФ: "судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон", статье 19: "все равны перед законом и судом", статье 46: "каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод" и статье 22: "каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность" и "содержание под стражей допускается только по судебному решению".

Европейский суд 27 марта 2008 года вынес постановление по делу "Штукатуров против России", в котором признал нарушение ряда статей Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод. В октябре 2007 года Штукатуров обратился с жалобой и в Конституционный Суд РФ.

По мнению судей, какая-либо дискриминация людей с психическими расстройствами недопустима. "Граждане, вопрос о дееспособности которых рассматривается судом, являются равноправными участниками судебных разбирательств и имеют право защищать свои права, что невозможно без их личного участия в деле, - отметили в суде. - Лишение их возможности отстаивать свою позицию в суде нарушает принципы справедливости правосудия, состязательности и равноправия сторон в судебном процессе". Также, по мнению судей, закон не дает ответа на вопрос, обязан ли суд известить соответствующих граждан о предстоящем слушании их дела, и требуется ли суду обеспечить таким гражданам другие возможности защиты своих прав, например, путем назначения им адвоката.

"В законе также отсутствуют четкие и ясные критерии, позволяющие определить, какое состояние здоровья достаточно для признания недееспособности, - подчеркнули в суде. - В этой ситуации роль суда в рассмотрении такого рода дел не может сводиться лишь к формальному подтверждению выводов психиатров". Кроме того, согласно решению суда, "применять принудительную госпитализацию только на основании просьбы опекуна, особенно, при наличии конфликтной ситуации между недееспособным человеком и его опекуном, недопустимо". Также суд постановил пересмотреть дела Гудковой, Штукатурова и Яшининой.