В России запрещен старейший поморский промысел детенышей гренландских тюленей - бельков. Соответствующее решение 26 февраля на заседании Правительства принял премьер-министр Владимир Путин, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

Любопытно, что общественность в виде экологов, звезд российской эстрады и некоторых политиков уже давно выступает против этого вида промысла, однако открытого разговора по этому поводу на высшем уровне до сих пор не было. Теперь же, в день, когда были опубликованы новые "Правила рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна", Путин стремительно их редактирует, внося запрет на добычу бельков. "Это кровавый промысел, и ясно, что его давно надо было запретить", - четко заявил Путин на заседании Правительства. Однако на этом, очевидно, процесс запрета промысла гренландских тюленей не закончится. Министр природных ресурсов Юрий Трутнев также сообщил, что в Правительстве уже идет подготовка предложений о запрете охоты на серку, более взрослого детеныша гренландского тюленя. В то же время, Путин, понимая, что промысел является одним из средств существования поморов, распорядился создать программу для занятости людей, которые зарабатывают себе на хлеб убийством детенышей тюленей. На заседании также было озвучено, что программа обеспечения занятости поморов на ближайшие три года уже разработана. Цена вопроса - 48 миллионов рублей.

В Архангельской области, на территории которой рождаются бельки и проживает большое количество поморов, мнение о запрете белькового промысла воспринимают неоднозначно. По словам руководителя Национально-культурной автономии поморов Павла Есипова, добыча бельков не является традиционным промыслом поморов. "Ни шкура, ни мясо белька не представляет особой ценности для поморов, поэтому запрет на добычу бельков никак не отразится на их жизни. Я поддерживаю решение о запрете добычи бельков. Это, по крайней мере, перестанет давать поводы для всякого рода акций против поморов, ведь добыча бельков больше имеет отношение к браконьерам, чем к поморам. Для поморов главное, чтобы не запретили добычу серки, поскольку именно этот промысел является распространенным среди поморов", - заявил он.

В то же время защитники животных заявляют, что промысел серки ничуть не гуманнее промысла белька и необходимо ввести запрет и на добычу серки. "Запрет белькового промысла - хороший шаг на пути к полному запрету добычи тюленя, но он, по сути, пока ничего не решает, - так корреспонденту ИА REGNUM прокомментировал принятое в Правительстве решение координатор Архангельского отделения Центра защиты прав животных "Вита" Алексей Скробанский. - Новые правила рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна запрещают убийство бельков, однако не ограничивают тот вид промысла, когда бельков можно отлавливать и убивать, когда они подрастут. Выходит, что толком это решение ничего не меняет". Он также отметил, что за последние три года количество детенышей гренландских тюленей по разным причинам снизилось в 2 раза и что, если этот промысел не запретить, то гренландский тюлень попадет в Красную книгу.

Как известно, на севере России бельки рождаются только на территории Карелии, Мурманской и Архангельской областей. В Карелии уже несколько лет действует негласный мораторий на их умерщвление. Мурманская область в этом году также не вела этот промысел.

Стоит напомнить, что ИА REGNUM ранее писало о том, что популяция гренландских тюленей неуклонно сокращается. По мнению экспертов, если не прекратить добычу детёнышей гренландского тюленя, то через пару лет этих млекопитающих придётся заносить в Красную книгу как вымирающий вид. Ученые полагают, что скоро в Белом море может остаться не более 150 тысяч особей, тогда как сейчас здесь обитает около 800 тысяч.