Руководство АвтоВАЗа (Самарская область) пошло на уступки поставщикам, которые отказались принимать ранее установленную автогигантом вексельную схему оплаты отгруженных в Тольятти автокомплектующих.

Так, на днях АвтоВАЗ компенсировал ряду поставщиков, среди которых компании "ДетальСтройКонструкция" (ДСК) (Тольятти) и "Пластик" (Сызрань), потери от внедрения вексельной схемы оплаты. Компенсации были произведены за счет увеличения на 15-20% цен на комплектующие, поставляемые этими производителями на конвейер. По данным источника, близкого к одной из компаний-поставщиков, помимо роста цен, данным производителям был гарантирован ежемесячный существующий объем поставок не зависящий от реальных потребностей завода. Еще одно предприятие - ОАО "Балаковорезинотехника" - получило от АвтоВАЗа компенсацию в денежной форме за счет погашения основного долга в размере более 400 млн. рублей, а Европейская подшипниковая корпорация договорилась об оплате всех поставок 100% деньгами.

Напомним, что в конце прошлого года президент АвтоВАЗа Борис Алешин сообщил о том, что с нового года завод переходит на новую схему работы с поставщиками, когда деньгами будет оплачиваться лишь 30% продукции, а остальное - векселями. Нововведение особой радости у поставщиков не вызвало. Как прокомментировал это решение гендиректор ЕПК (Европейская подшипниковая корпорация) Александр Копецкий, новая схема расчетов с АвтоВАЗом корпорацию "мягко говоря, не устраивает". Он также отметил, что кризис коснулся поставщиков АвтоВАЗа "не в меньшей степени". Аналогичную жесткую позицию заняли еще ряд поставщиков, которые прямо заявили, что пока не будет денег, не будет отгрузок.

Жесткая позиция тех поставщиков автокомплектующих для АвтоВАЗа, которые отказались принять предложенную автогигантом вексельную схему расчета за поставляемую продукцию, похоже, и заставила руководство АвтоВАЗа идти на серьезные уступки смежникам. Правда, не всем, а тем из них, кто, во-первых - остановил поставку комплектующих на конвейер, а во-вторых, продемонстрировал значительные лоббистские возможности. Так, по сообщению газеты "Коммерсант", член комитета Госдумы РФ по промышленности и наукоемким технологиям и совладелец компании "Европейская подшипниковая корпорация" Олег Савченко инициировал протокольное поручение сразу четырем профильным думским комитетам разобраться в ситуации вокруг российских предприятий по выпуску шарикоподшипников. Обеспокоенность депутата Савченко и руководства ЕПК вызвало сокращение объема заказов на производство подшипников от ОАО "РЖД", а также нарастающая задолженность в расчетах за поставленную продукцию со стороны ОАО "АвтоВАЗ".

Не менее серьезными шансами в противостоянии с АвтоВАЗом изначально располагал и еще один крупный поставщик автогиганта - ОАО "Балаковорезинотехника". Этому производителю комплектующих тольяттинский концерн задолжал более 500 миллионов рублей, что привело к отправке в неоплачиваемые отпуска нескольких сотен рабочих и прекращению отгрузки своей продукции на конвейер завода. Жесткость руководства "Балаковорезинотехника" в диалоге с АвтоВАЗом подкреплялась позицией авторитетного земляка балаковцев - секретаря исполкома "Единой России" Вячеслава Володина, который недавно от имени партии подверг автогигант резкой критике за расхождение с политикой правительства по поддержке российского автопрома.

Стоит напомнить, что по заявлениям руководства АвтоВАЗа, применение вексельных схем в расчетах со смежниками - вынужденная мера, связанная с неблагополучной экономической ситуацией, которая в равной степени была распространена на всех поставщиков автогиганта. Но под воздействием обстоятельств АвтоВАЗ в конце концов был вынужден пойти на уступки тем поставщикам, которые прекратили отгрузку комплектов и нашли способ политизировать конфликт. "АвтоВАЗ вынужден пойти на преференции в первую очередь несговорчивым поставщикам. Февральская ситуация показала, что их ультимативная позиция может привести к остановке конвейера, тяжелым последствиям для автозавода и социальному коллапсу в регионе, - считает глава коммуникационно- аналитического агентства "Саммит-медиа" Александр Теплюк. - Но поскольку возможности АвтоВАЗа ограничены, то те поставщики, которые изначально проявили социальную ответственность, войдя в положение автогиганта и согласившись работать по вексельным схемам, уступок не получат и останутся в проигрыше. Налицо нарушение конкурентных условий, которое способно привести к росту напряженности в отрасли и противоречит всем законам рыночной экономики". По мнению эксперта, "как сама вексельная инициатива, так и непоследовательность руководства АвтоВАЗа в отношениях с поставщиками на глазах превращаются в мину замедленного действия".