17 февраля 2009 года прошел ровно год с того дня, когда парламент Косово без предварительных консультаций в одностороннем порядке объявил о независимости от Сербии и о формировании суверенного государства Республика Косово. За это время, политическая и экономическая ситуация в крае, к сожалению, только ухудшилась. Акт самопровозглашения Косово имеет несколько аспектов. Во-первых, аспект политико-юридический. Вся проблема в том, что в отличие от того же СССР (и Чехословакии), конституция которого чисто гипотетически позволяла выход союзных республик из состава Союза, конституция Сербии не наделяла парламент края необходимыми для отделения полномочиями. Поэтому, если в случае Хорватии, Словении, Боснии и Герцеговины можно было сослаться на конституцию и на международное право (ведь развал происходил на уровне федеративных республик, то есть субъектов федерации, союза, которые решили "мирно" разойтись), то в случае Косово данное право как раз нарушалось. Ведь Косово не являлось субъектом федерации, а всего лишь - административной единицей Сербии, пусть и автономной.

Признав государственную независимость Косово, Запад поставил принцип территориальной целостности государства под сомнение. В этом случае разваливалась уже не империя, союз, федерация, а унитарное государство, как единое целое. Именно поэтому объявление независимости, по мнению официального Белграда, нелегитимно. В данном случае был сформирован прецедент, которым, кстати, уже и воспользовалась Россия, признав независимость Абхазии и Южной Осетии. При этом аргументы США и некоторых государств ЕС о том, что Косово не может быть прецедентом для иных самопровозглашённых формирований, являются неубедительными. Среди этих аргументов стоит отметить несколько: общий контекст распада Югославии, этнические чистки и преступления в отношении гражданского населения Косово, а также длительный период нахождения края под управлением администрации ООН.

Насчет общего контекста развала - мы уже показали, что это фикция. Насчет этнических чисток - не умаляя их значения, отметим, что они происходили на всей территории Югославии, и, кстати, по многочисленным сведениям, косовские албанцы в них тоже участвовали. Насчет управления краем ООН - это что, значит, что там, где приходит миссия ООН, обязательно должен последовать развал страны?

Исходя из этих предпосылок, парламент, а потом и правительство Сербии отменили акт о провозглашении независимости косовским парламентом. Благодаря поддержке России, Совбез ООН не признает независимость Косово. Сербия и Россия блокируют доступ Косово в международные организации, а недавно Сербия одержала крупную дипломатическую победу в ООН, добившись передачи иска о провозглашении независимости Косово на рассмотрение в международный Гаагский суд.

Второй аспект - политический. С июня 1999 года Косово и Метохия перешли под протекторат войск НАТО (KFOR) и под управление ООН (резолюция СБ ООН № 1244 от 10 июня 1999 года). Не имей албанцы "разрешения" свыше, они конечно никогда бы не пошли на такой шаг, как самопровозглашение независимости Косово. Но, заручившись военной и политической поддержкой НАТО, лидеры Косово пошли на этот шаг. Буквально в течение нескольких дней последовала лавина признаний: 18 февраля 2008 "независимый" Афганистан, а также "частично признанный" Тайвань первыми признали независимость Косово. Потом, в тот же день, как будто случайно, последовали признания Францией, Великобританией, Италией и США. Следовательно, внешнее управление являлось катализатором дальнейшего раздробления Сербии.

Третий аспект - экономический. Некоторые радикально настроенные политологи объясняют эти "чудеса" дипломатии тем, что в Косово, как и в других случаях, где страны НАТО участвовали в мирном "урегулировании" (Ирак, Кувейт), имеются крупные залежи полезных ископаемых: угля, свинца, цинка, хрома, золота, серебра и никеля.

Четвертый аспект: политико-демографический. Вопрос в том, что демографический состав Косово не чисто албанский, здесь есть и сербы. Из двухмиллионного населения Косово сербы составляют около 100 тыс. (6 %) с национальным центром в Косовской Митровице. За 18 лет сербское население уменьшилось вдвое, тем не менее, большинство местных сербов не признают авторитета Приштины. В то же время, албанцы проживают компактно и в Македонии, Греции, Сербии. Будучи мусульманами, албанцы обладают мощной культурной унитарностью, единством, что делает их ассимиляцию соседними государствами практически невозможной. Поэтому, с нашей точки зрения, независимость Косово есть геополитическая бессмыслица. Рано или поздно, если проблема не будет решена политически или путем восстановления статус-кво, Косово объединится с Албанией. Уже сейчас строится магистральная автодорога Приштина - Тирана (т.е. Косово - Албания), жители Косово свободно едут в Албанию. Другими словами, готовится инфраструктура будущей "Великой Албании". И это логично. Один народ не может существовать в двух разных государствах с общей границей.

Кроме того, косовары постоянно терроризируют ЕС и США тем, что если они не получат необходимой помощи, то тогда албанцы других территорий поднимутся на борьбу. То есть налицо политический шантаж, обещание "возродить" Албанию, а значит и возобновить войну. Разве не понимали этого в Белом Доме, Париже, Берлине? Мы сомневаемся, что не понимали. Но там надеялись, что, признав Косово, умиротворят албанцев, а сербам взамен дадут членство в ЕС. Увы, ошиблись. Землей предков на Балканах никто торговать не желает.

Последствия признания независимости Косово тоже многолики. В феврале 2009 года всего 54 из 194 стран мира признали независимость Косово. При этом ООН, ЕС (как единая организация), Россия, Китай, и даже члены ЕС - Испания, Греция, Словакия и Румыния - отказываются признавать Косово из-за собственных этнополитических проблем.

На сегодняшний день, в Косово нет реального государства, так как отсутствуют атрибуты государственности. Нет дееспособных органов власти (эту роль играет ООН, вернее UNMIK), нет своей валюты (вместо нее используется евро), армии (эту роль играет НАТО), полиции (эту роль похоже без успеха играет EULEX), суд вершит Международный суд справедливости и так далее.

В Косове хаотично действуют самые разные принципы и институты - план Ахтисаари, резолюция 1244 СБ ООН, Хельсинкская хартия - которые противоречат друг другу. Существует конфликт интересов между ЕС, ООН и НАТО в управлении краем. Власть в стране раздроблена и парализована. 28 июня 2008 года в северной части края, неконтролируемой албанцами, была сформирована Сербская Скупщина Косово - местный парламент сербов. Новый парламент поддержали Сербия и Россия, а США, ЕС и власти Косово объявили его нелегитимным.

Можно без преувеличения сказать, что сегодня, в Косово сформировался анклав, находящийся под внешним управлением, а вернее, под властью анархии. Экономика провинции парализована, около 50 % трудоспособного населения являются безработными, среди молодежи - 2/3 безработных. 70% экономики - это сектор услуг, многие албанцы выживают благодаря торговле наркотиками, работе заграницей.

Проблема усугубляется тем, что в основе передела Югославии был поставлен этнический принцип. Поэтому многие новые государства обладают мощными национальными меньшинствами: сербскими и албанскими. Учитывая это, Сербия, взяла под свое покровительство Сербскую Краину в Хорватии, Республику Сербскую в Боснии и Сербскую территорию в Косово, к северу от реки Ибара.

Поэтому косовский вопрос может быть разрешен либо Гаагским судом, который признает нелегитимность акта от 17 февраля 2008 года, либо расчленением Косово вдоль реки Ибара. Но тогда возможен новый прецедент: придется разделить заново Балканы, то есть Боснию-Герцеговину, Македонию и Хорватию. И если это произойдет, все европейские страны, в том числе и Молдавия, ощутят последствия игр с международным правом. От Испании - Севера Италии - Молдавии - Крыма и дальше до Тибета может вспыхнуть "параллель нестабильности". Интересно, дойдет ли параллель до Техаса (бывшая территории Мексики) и Флориды (бывшая территория Испании)?

Богдан Цырдя - директор Социал-демократического института Молдавии.