Финансовый кризис затрагивает все больше и больше россиян. Об этом свидетельствуют данные социологического опроса, проведенного компанией "Башкирова и партнеры".

По данным социологов, сравнение с данными аналогичного опроса проведенного в декабре, говорит о том, что жители России все чаще сталкиваются с необходимостью отказывать себе в чем-либо из-за финансового кризиса. Так, отвечая на вопрос: "Приходится ли Вам от чего-то оказываться из-за финансового кризиса?" в декабре, 22,2% опрошенных заявили, что отказываются от некоторых продуктов питания. В январе об этом заявили 31,3% участников исследования. 25,7% отказались от покупки одежды в декабре, 36,1% - в январе. От покупки бытовой техники в январе отказались 32,4% участников опроса, тогда как в декабре - 25,9%.

От крупных покупок, таких как автомобиль, квартира в декабре отказались 15,8% россиян, в январе - 19%, от развлечений - соответственно 10% и 11,5%. Поездку на отдых не смогли себе позволить в декабре 12,9% участников опроса, в январе 12,6%. 30,9% ни в чем себе не отказывали в декабре, а в январе их число снизилось до 17,3%.

Как отмечают социологи, ткие данные не могут не вызывать опасений, особенно если учесть, что рост по такому важному показателю, как "необходимость отказа от некоторых продуктов питания" составил почти 10%. Гаждане, и без того находившиеся в сложном материальном положении, сталкиваются с дальнейшим его ухудшением. Так, если в декабре среди граждан пенсионного возраста 31,6% были вынуждены отказываться от некоторых продуктов питания, то в феврале этот показатель подскочил более чем на 20% и составил 54%. Самыми благополучными в этом отношении по-прежнему остаются молодые россияне (18-29) - 18,8% из них отказываются от некоторых продуктов питания.

Ухудшается и положение семей с низким доходом (от 2000 до 4000 тысяч рублей) - если в декабре 39,5% респондентов, чей семейный доход колеблется в этом диапазоне, отметили, что из-за кризиса должны отказываться от некоторых продуктов питания, то феврале этот показатель составил уже 59,3%. Чо касается региональных различий, то здесь наблюдается некоторая тенденция к выравниванию ситуации: доля тех, кто отказывает себе в продуктах, колеблется от 28,6% до 36,4% в зависимости от региона.

Исследование проводилось в феврале 2009 года по всероссийской репрезентативной выборке взрослого населения (18+). Личные интервью по месту жительства. Было опрошено 1500 респондентов, в 7-ми федеральных округах, 45 субъектах РФ, 100 населенных пунктах (168 точек опроса). Ошибка выборки составляет 2,5%.