Динамика цен на рынке недвижимости столицы

"Впервые с октября прошлого года пошли вверх цены на вторичном рынке купли-продажи жилья", сообщает "РБК daily" в номере от 18 февраля. "По наблюдениям аналитиков корпорации "Инком", на прошлой неделе средняя цена на квартиры в Москве выросла на 2,4%, а в Подмосковье - на 4,4%. Впрочем, речь идет о долларовых ценах, и аналитики связывают изменение ситуации с понижением курса доллара, которое составило 2,1% за неделю. Между тем данные других экспертов отличаются: они говорят как о стабилизации рублевых цен на рынке, так и о продолжающемся снижении стоимости квартир...Однако директор аналитического консалтингового центра "Миэль" Владислав Луцков не подтверждает роста цен: "Еженедельный мониторинг вторичного рынка жилья Москвы и Подмосковья показывает, что с 26 января цены в рублях остаются стабильными, а в долларовом исчислении на прошлой неделе они по-прежнему теряли несколько процентов". По наблюдениям директора по маркетингу компании МИАН Алексея Кудрявцева, пока говорить о переломе ситуации с ценами рано. "Если в предыдущие месяцы отрицательная динамика была характерна только для долларовых цен, то по итогам января данная тенденция проявилась и относительно рублевых цен", - отметил он... Впрочем, все собеседники РБК daily отметили оживление на жилищном рынке Москвы и Подмосковья", пишет газета.

"Цена на недвижимость в Москве упадет в результате финансового кризиса не более чем на 30-35 процентов по сравнению с докризисными временами, а в регионах - процентов на 10-15. Такое мнение высказал на пресс-конференции председатель Комитета Госдумы по строительству и земельным отношениям Мартин Шаккум", продолжает тему "Российская газета" в номере от 19 февраля. ""Все, кто обещает падение в несколько раз, изрядно преувеличивают", - говорит он, аргументируя это тем, что в России рынок жилья является по сути дефицитным. "Многие дома и квартиры, построенные в советские времена, сейчас стремительно ветшают и выходят из оборота, темпы же строительства нового жилья пока отстают от общемировых, и пройдет еще немало лет, пока рынок станет избыточным и цены на нем по-настоящему начнут падать", - подчеркнул депутат".

Жилое строительство и жилищная политика Москвы

"Остановившиеся продажи готового и строящегося жилья в Москве - это только первые последствия развивающегося кризиса, видимые невооруженным глазом. А вот то, что остается "за кадром",- остановка новых проектов. Эти последствия мы ощутим в полной мере в течение ближайших трех-пяти лет (именно таков срок реализации девелоперского проекта от начала проектирования)", отмечает "Коммерсантъ" в номере от 19 февраля. "Еще год назад строительный рынок переживал настоящий подъем, привлекая звезд первой величины к проектированию поражающих воображение объектов: от насыпных островов до высочайших зданий Европы... И вдруг! Подступающий кризис известил о себе сначала задержками платежей, а вскоре и приостановкой проектов. Недоумевающие архитекторы растерянно оглядывались: девелоперы начали игру "замри-умри-воскресни". Причем третья фаза пока остается под вопросом: можно ли рассчитывать на реанимацию проектов, требующих больших сторонних финансовых вливаний, неизвестно. Аналитики рынка недвижимости не строят на этот счет радужных прогнозов, по крайней мере на ближайшие пару лет... Главным трендом ближайшего времени, очевидно, станет переориентация спроса, а значит, и проектирования с объектов элит-класса на эконом... по оценкам экспертов столичного стройрынка, в Москве уже сейчас образовался "резерв" в 1 млн кв. м коммерческого жилья... объемы дорогого жилья в условиях прогнозируемого снижения покупательского спроса вполне обеспечивают потребности рынка. Во всех этих проектах задействованы звезды московской архитектурной сцены, и, казалось бы, беспокоиться не о чем. Но проблема в том, что деньги за проекты строящихся домов уже получены, расплачиваться за сданные проекты заказчики не спешат, а новых заказов недостаточно для обеспечения загрузки ведущих мастерских", констатирует Ъ". "Выход, казалось бы, очевиден. В постоянно декларируемом властями города лозунге "Ни шагу назад от намеченных планов по социалке" видится широкое поле для творческой активности. Кстати, сами архитекторы совсем не считают такую работу некреативной. Наоборот, профессиональные задачи, возникающие при работе с небольшими бюджетами и жесткой системой ограничений, многие из них воспринимают как чрезвычайно интересные... Но тут все не так просто. Чтобы понять, как выглядит сегодня социальный заказ, необходимо выполнить скучную работу - проанализировать динамику строительства в 2008 году и планирование на 2009-2010 годы. В начале 2008 года руководство столичного стройкомплекса планировало построить 5,3 млн кв. м жилья. Более 2,5 млн кв. м из этого количества должно было составить так называемое социальное жилье... Однако уже к концу года стало понятно, что планам не суждено сбыться. Не теряющие оптимизма чиновники говорили о недополученных из-за последствий мирового финансового кризиса 1,3 млн кв. м коммерческого жилья, при этом оставляя цифры социалки неприкосновенными. Подсчеты Росстата оказались еще более неутешительными. Москва не достроила почти 40% запланированного жилья, вернувшись к объемам 1998 года. Было введено всего 3,28 млн кв. м вместо ожидавшихся 5,3 млн, что составило треть от уровня 2007 года... По мнению специалистов, к весне количество квартир в новостройках Москвы сократится на 25-40%. Темпы ввода жилья, запланированные на 2009 год, также кажутся неосуществимыми", пишет газет. "Итак, налицо две взаимоисключающие тенденции. С одной стороны - растущая потребность населения в доступном жилье, ведущая к переориентации столичной стройиндустрии и рынка недвижимости в целом с верхнего ценового уровня на средний. С другой - искусственное замораживание строительных инициатив с целью поддержки спекулятивных возможностей власти и застройщиков-монополистов. Положение московских архитекторов напрямую зависит от того, какая тенденция станет преобладающей".

"Финансовый кризис вынуждает московские власти включить режим экономии на ближайшие три года", в свою очередь, отмечает "РБК daily" в номере от 17 февраля. "На минувшей неделе столичный мэр Юрий Лужков одобрил поправки в закон "О бюджете города Москвы на 2009 год и плановый период 2010-2011 годов", согласно которым городские инвестиции в строитель­ство жилья урезаны до 84,6 млрд руб. с ранее запланированных 99,6 млрд руб., а вложения в жилищно-коммунальное хозяйство сокращены до 326,97 млрд руб. с 341,97 млрд. Общий объем расходов городской казны уменьшен с 1,462 трлн до 1,447 трлн руб... Между тем в Стройкомплексе Москвы пока отказываются говорить о сокращении объемов строительства социального жилья. В пресс-службе Комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции города заявили РБК daily, что в этом году по социальным программам планируется построить 2,5 млн кв. м жилья. Эта цифра учитывает в том числе долю города в инвестконтрактах девелоперов, активность которых резко подкосил прогрессирующий кризис ликвидности", пишет газета. "Оптимизм чиновников не разделяет глава корпорации "С.Холдинг" Алексей Шепель, работавший в 2006-2007 годах начальником управления градостроительных программ жилищной политики департамента градостроительной политики, развития и реконструкции Москвы. По его данным, в этом году будет построено всего около 1,2 млн кв. м социального жилья и 1,5 млн кв. м коммерческого. Г-н Шепель уверен, что принятый за основу бюджет Москвы подвернется очередному сокращению, которое коснется строительной части. По его информации, город уже задолжал проектным организациям порядка 1 млрд руб.".

Денег в строительстве убавилось: это подтверждает и префект Центрального административного округа Москвы Алексей Александров. Интервью с ним "Российская газета" публикует в номере от 16 февраля. "Тем не менее, по его словам, "проблем с инвесторами у нас нет. На территории Центрального округа реализуется порядка 400 инвестиционных контрактов, и мы получаем немало новых предложений. Свою задачу мы сейчас видим в проведении инвентаризации, чтобы вовремя заметить, где начинается долгострой. Дело в том, что у центра Москвы своя специфика. Здесь, где ни копни, наткнешься на памятники культурного наследия. Застройщикам каждый раз приходится обращаться за соответствующими заключениями в Москомнаследие, Росохранкультуру... На это уходят месяцы, строительство же стоит... Но будем справедливы: даже сейчас принятие решения, согласование и выход на стройплощадку в Москве происходят в два-три раза быстрее, чем в любой европейской стране. Немцы, например, с завистью говорят: нам нужно 10 лет на то, что вы делаете за три года. Неудивительно, что инвесторы не только не бегут из Москвы, но и охотно соглашаются на наши предложения по изменению уже утвержденных проектов". Зашла речь в интервью и о развитии "Москва-Сити". "Мне кажется, нужно стремиться не к тому, чтобы у нас появился небоскреб, выше которого нет ни у кого, а к тому, чтобы в нем было удобно жить и работать. А это пока под вопросом. Дело в том, что когда ММДЦ только планировался, предполагалось, что там будет построено 2,5 миллиона квадратных метров площадей офисов. Потом эта цифра выросла до 4,7 миллиона. То есть увеличили почти в два раза, а парковок как было заложено на 21 тысячу машиномест, так и осталось. К чему это приведет? К созданию еще одной гигантской пробки на подъездах к Сити. Поэтому сокращение "России", на мой взгляд, только на пользу, считает префект.

Коммерческая недвижимость Москвы

"Не так давно рынок коммерческой недвижимости Москвы отличался высокой прибыльностью и стремительными темпами роста. В первую очередь благодаря доступным кредитам. Сегодня ситуация кардинально изменилась: денег нет, или они слишком дороги. Результатом стала масштабная распродажа объектов коммерческой недвижимости. Весна-лето станут удачным временем для совершения инвестиционных сделок", пишет "Коммерсантъ" в номере от 18 февраля. "По данным консультантов, стоимость объектов коммерческой недвижимости, выставленных сегодня на продажу, снизилась в сравнении с 2008 годом на 60%... Прогнозировать доходность любого вида коммерческой недвижимости, нужно сказать, сегодня не берется никто. Понятно, что инвестиции эти такие же длинные, как вложение средств в фондовый рынок. Правда, с более предсказуемым результатом. Кроме того, часть экспертов рекомендует подождать с инвестициями в коммерческую недвижимость до весны, если не до лета. Поскольку они не уверены, что цены уже достигли своего дна. Тем не менее они рекомендуют внимательно следить за объектами, появляющимися на рынке: в декабре-январе в Москве состоялось несколько сделок купли-продажи объектов за 20% от их докризисной стоимости. Причем вкладывать деньги рекомендуют в готовые объекты, а к стартапам стоит относиться куда более придирчиво, чем прежде".

"Утверждена схема развития территории Московского международного делового центра"", сообщает "Российская газета" в номере от 18 февраля. "Так уж случилось, что по соседству с наиболее современной частью российской столицы - небоскребами Московского международного делового центра "Москва-Сити" - располагается самая заброшенная территория города, средоточие унылых складов и объектов коммунального хозяйства. После того как будет реализована схема развития Большого Сити, вчера утвержденная на заседании правительства Москвы, этот контраст останется в прошлом... Прежде всего схема развития Большого Сити предполагает вывод оттуда устаревших предприятий. Но это не значит, что город потеряет рабочие места, напротив, подчеркнул первый заместитель мэра, руководитель комплекса экономической политики и развития города Юрий Росляк, их появится впятеро больше - 370 тысяч вместо нынешних 53 тысяч. Но они будут уже совсем другие, эти рабочие места, - на предприятиях с инновационной направленностью, передовыми технологиями, а также в сфере малого и среднего бизнеса. Именно с этой целью из 20 миллионов квадратных метров недвижимости, которую предполагается построить в Большом Сити, третья часть будет отдана под сооружение офисных и административно-деловых центров и еще столько же - под производственные площади современных, экологически чистых предприятий. На смену ветхим домам - а здесь 16 кварталов 1-3-этажных домов, построят около 7 миллионов квадратных метров новых комфортабельных жилых комплексов как коммерческой застройки, так и для расселения жителей из устаревшего жилья. Причем все новые районы будут строиться комплексно, с необходимым количеством школ, детских садов, объектов культурного и социального назначения, чего здесь не было никогда. Набережные Москвы-реки покроются новыми бульварами и скверами. А грандиозное дорожное строительство, в ходе которого планируется возвести около 36 километров новых трасс, сделает Большой Сити доступным из любой точки столицы. С этой целью предполагается построить, в частности, северный дублер Кутузовского проспекта, который пройдет от Четвертого транспортного кольца (в районе улицы Минской) до Третьего транспортного кольца, а также ряд дорог, которые соединят два берега Москвы-реки и районы, расположенные на них, радиальными связками. Подойдет к Большому Сити и метрополитен. К его единственной ветке, подходящей сейчас к ММДЦ, добавятся еще две - Ходынская линия (первоочередной участок 3-го пересадочного контура) - ММДЦ "Москва-Сити" - "Савеловская" с электродепо и Калининская линия - Третьяковская - ММДЦ "Москва-Сити". Вопрос о том, когда принятая схема может быть реализована, вчера даже не поднимался. Для того чтобы ответить на него, достаточно вспомнить, что 60 гектаров ММДЦ инвесторы осваивают уже более десяти лет. Сейчас же речь идет о тысяче гектаров, к тому же во время общемирового финансового кризиса", заключает газета.

"Власти столицы утвердили целевую программу комплексного развития территорий Москвы, находящихся в зоне действия электроподстанций и воздушных линий электропередачи на 2009-2011 гг.", сообщает "Вечерняя Москва" в номере от 16 февраля. "Программа будет реализована в один этап, и, по задумке создателей, сделает жизнь в городе более комфортной. Благодаря ей на освобождающихся территориях появятся новые дома, детские сады, школы, поликлиники, больницы и т.д. За счет этого увеличится число рабочих мест в спальных районах столицы. Также будут проведены реконструкция действующих и строительство новых энергетических объектов и линий электропередачи. Решено перевести высоковольтные ЛЭП под землю. В настоящее время длина воздушных линий электропередачи в Москве - 1140 км, кабельных - 756 км, территория техзон составляет 1735 га. До 2025 г. планируется сократить длину воздушных линий до 700 км, а площадь техзон - до 952 га".

"До конца февраля мэр Москвы Юрий Лужков может подписать постановление, позволяющее девелоперам временно не платить арендные платежи за земли, где идет строительство", сообщает "Коммерсантъ" в номере от 16 февраля. Такая преференция обойдется городской казне в 10 млрд руб., что составляет 1% от запланированной на этот год доходной части бюджета... определены пилотные 30 площадок, арендаторы которых могут рассчитывать на отсрочку платежей... Из-за сложности с финансированием некоторые девелоперы перестали оплачивать арендные платежи за землю уже в прошлом году", пишет газета. "Стоимость аренды зависит от того, какой объект будет построен на участке: больше всего компаниям приходится платить за земли, где строится жилье и коммерческая недвижимость... Огромные затраты несут девелоперы коммерческой недвижимости, у которых земельный участок находится в долгосрочной аренде (до 49 лет), в то время как застройщики жилья после сдачи дома прекращают оплату аренды".

"Инвестиции в недвижимость Москвы признаны самыми рискованными среди городов Европы, сообщил во вторник журналистам руководитель группы по оказанию услуг сектора недвижимости компании PricewaterhouseCoopers Ричард Грегсон", пишут "Новые Известия" в номере от 18 февраля. "Причина - непрозрачность информации о рыночных сделках в столице РФ, а также трудности с получением различных разрешений и согласований. В рейтинге наиболее надежных с этой точки зрения европейских городов первые места занимают Мюнхен, Цюрих, Гамбург, Париж и Стокгольм. Москва же находится на последней, 27-й строчке списка. По мнению специалиста, подобное восприятие российской столицы будет тормозить приток капитала после восстановления рынков, когда многие инвесторы устремят свои взгляды на Европу в поисках надежных объектов для вложений".

Гаражное строительство

"Вся территория под Водоотводным каналом может быть застроена подводными автопаркингами", пишет "Вечерняя Москва" в номере от 17 февраля. "Исторический центр Москвы по контуру Бульварного кольца намечается очертить большой дугой подземных паркингов, которая, впрочем, будет прерываться. Например, строить гаражи под монументами никто не собирается. Но дуга паркингов будет продолжена и на другой стороне Москвы-реки, где бульваров нет. Здесь построят подводные автостоянки по трассе Водоотводного канала. Круг, проведенный контурной линией на карте города, замкнется. Таким образом, центр города, где каждое машино-место буквально на вес золота, получит не сотни, а многие тысячи таких мест. Неплохо для разгрузки исторических улиц", пишет газета, цитируя мэра Москвы Юрия Лужкова: "Последнее решение, которое мы сейчас приняли, - формирование мощнейшего паркинга под каналом, который начинается от "Красного Октября" и заканчивается Новоспасским мостом. Все это протяжение может служить огромным великолепным паркингом, кроме участков, где будут проходить коммуникации. А выше, по бетонному руслу, пройдет протока. Ничто не нарушит привычный градостроительный режим этой части Замоскворечья".

Дорожное строительство

"Утвержден проект территориальной схемы зоны развития, прилегающей к Московскому международному деловому центру. Там запланированы реконструкция существующих автодорог, строительство новых магистралей и высокоскоростных железнодорожных путей", сообщает "Вечерняя Москва" в номере от 17 февраля. "В частности, устройство транспортной инфраструктуры предусматривает реконструкцию Первого Красногвардейского проезда со строительством эстакады, подземным пешеходным переходом от Мантулинской улицы до Третьего транспортного кольца, реконструкцию улицы Антонова-Овсеенко от Шмитовского проезда до Первого Красногвардейского проезда, реконструкцию улицы Сергея Макеева, Четвертой магистральной улицы от Хорошевского шоссе до Малого кольца МЖД, реконструкцию Новозаводской улицы... Также запланировано строительство Шелепихинской набережной от Белорусского железнодорожного моста до Краснопресненской набережной, новой магистрали от Причального проезда до Третьего Силикатного проезда. Планируется возвести транспортную развязку на стыке Шмитовского проезда с Шелепихинским шоссе, построить участок новой дороги вдоль Малого кольца МЖД от Звенигородского проспекта до Четвертого транспортного кольца, а также возвести автомобильный мост через Москва-реку в створе Берегового проезда. Кроме того, согласно схеме, "планируется построить высокоскоростные линии для поездов, направляющихся в Европу, транспортно-пересадочный узел в "Москва-Сити" и рядом, который будет обслуживать население города", говорится в документе".

"В Московском международном деловом центре "Москва-Сити" и соседних с ним районах появится семь станций метро. Кроме того, в "Сити" и его окрестностях построят и реконструируют более 20 наземных магистралей. Все это заложено в схему развития территорий, прилегающих к ММДЦ "Москва-Сити"", в свою очередь, пишет "Газета" в номере от 17 февраля. "В связи с появлением новых улиц придется скорректировать маршруты автобусов и троллейбусов. К тому же для обслуживания "Сити" и прилегающих к нему территорий планируется расширить 5-й автобусный парк. Автобусы будут отправляться из транспортного терминала, который должны построить на одном из участков делового центра. Здесь же, в транспортном терминале, сойдутся три линии столичного метро. Планы по развитию столичной подземки в этом районе корректировались уже неоднократно. Однако все они предполагали прокладку в "Сити" еще двух линий метро с пересадкой в районе уже существующей станции "Международная". Вестибюли для двух станций уже построены. В соответствии с генпланом развития города в деловой центр придет Калининская линия с двумя станциями в окрестностях "Сити". Дальше желтая ветка пойдет в сторону "Парка Победы", а оттуда - в Солнцево. Кроме того, от делового центра начнется строительство третьего пересадочного контура - нового кольца Московского метрополитена. Теперь его рабочее название - Ходынская линия. В ближайших окрестностях "Сити" на ней предполагают соорудить пять станций... Еще один железнодорожный объект в районе "Сити" - будущий евровокзал... железнодорожный узел, во-первых, сведет воедино аэроэкспрессы всех направлений, а во-вторых, сюда смогут прибывать некоторые скоростные поезда западного направления. Но конкретных данных по будущему использованию вокзала пока нет", пишет газета.

Реставрация и разрушение памятников архитектуры

"Удивительный сюрприз поджидал строителей подземного паркинга на Покровском бульваре. Они откопали кусок стены Белого города, оборонявшей город от врагов в XVI веке", сообщает "Российская газета" в номере от 16 февраля. ""Это очень ценная находка, - рассказал корреспонденту главный архитектор Москвы Александр Кузьмин. - Как известно, исторически у Москвы было три оборонительных сооружения. Остатки двух из них - стен древнего Кремля и стен Китай-города - при раскопках уже были обнаружены в разные годы. Стены же Белого города мы видим впервые". "Строители наткнулись на памятник федерального значения весьма прозаично, - рассказал "РГ" первый зам. руководителя департамента городского строительства Константин Королевский. - Когда ковш бульдозера зацепился явно за что-то весомое, водитель тут же остановил работу - мы уже приучены к тому, что в Москве, где ни копни - история..." Пригласили специалистов Москомнаследия, и в самом деле оказался настоящий клад. Кроме самой стены, вскрытой на протяжении 60 погонных метров, археологи нашли древние серебряные монеты и детали Московского Кремля".

"Фрагмент крепостной стены Белого города, найденный в районе Хохловской площади во время строительства подземной автостоянки, будет превращен в музей. Об этом заявил главный архитектор столицы Александр Кузьмин", отмечают "Известия" в номере от 17 февраля. "В дальнейшем стену уберут под стеклянную крышу, а рядом разместят экспозицию, в которую войдут интересные артефакты, обнаруженные в ходе раскопок, - говорит главный архитектор столицы Александр Кузьмин. - Туда может попасть, например, большое количество печных изразцов, по которым можно проследить их эволюцию от появления до петровских времен, нательные крестики и монетные клады. В стене есть уникальные архитектурные детали других строений. Предположительно, это фрагменты кладки белокаменного Кремля и его построек, камни которых пошли на возведение укреплений Белого города... Напомним, что раньше найденные при строительстве фрагменты старинных сооружений, как правило, уничтожались. Исключениями можно считать лишь основание Сухаревской башни, найденное при строительстве подземного перехода через одноименную площадь, - сейчас вокруг фундамента готовят подземный зал, который позволит горожанам увидеть кирпичную кладку конца ХVII века. И Воскресенский мост через Неглинку, соединявший когда-то Тверскую улицу с Иверскими (Воскресенскими) воротами Кремля, - на него можно взглянуть в подземном зале Музея археологии Москвы на Манежной площади. Музей на Хохловской площади должен появиться к концу этого года", пишет газета.

"Известия" продолжают следить за судьбой памятников архитектуры, которым грозит разрушение. "Еще полгода назад "Известия" предвидели, что приспособление усадьбы Шаховских на Большой Никитской, 19/16, для театра "Геликон-опера" обернется искажением и порчей памятника федерального значения... На тот момент недоставало согласований Росохранкультуры и была надежда, что ее новый руководитель Александр Кибовский защитит усадьбу. Увы, в январе началось разрушение", пишет газета в номере от 17 февраля. "После рубки векового дерева начался снос кровель, внутренних и задних стен флигелей. От башенки остался передний фасад. И все согласно проекту. Идея принадлежит коллективу института "Моспроект-4" во главе с Андреем Боковым. Институт специализируется на стадионах и театрах. Во всем подковообразном и круглом здесь видят стадион или театр... Обычно подобные идеи исходят от Юрия Лужкова. На этот раз в распоряжении правительства Москвы нет ничего о перекрытии дворов. Да и название распоряжения звучит корректно: "О реставрации и приспособлении..."... Это заведомо не реставрация и не приспособление, а капитальное строительство и реконструкция, запрещенные законом... лучшую лазейку вандализму открывает федеральный закон о наследии, вышедший позже московского. Статья 44 гласит, что приспособление памятника не допускает "изменения его особенностей", но добавляет: "составляющих предмет охраны". Если бы не это добавление, мы сохранили бы десятки, сотни памятников старины... В Москве "предмет" сочиняется Москомнаследием, а утверждается - для федеральных памятников - Росохранкультурой. "Предмет" усадьбы Шаховской подогнан под проект, а не наоборот. Не спрашивайте о научных критериях оценки - их нет... Разрешение на работы, выданное Росохранкультурой в январе, означает, что "предмет охраны" не вызвал там больших возражений. Как и сам проект. Вот и все. Идет снос, трещат отбойники, а на заборе написано: "реставрация с приспособлением"", заключают "Известия".