Президент Украины Виктор Ющенко отозвал из Верховной Рады представление о назначении Валентина Наливайченко председателем Службы безопасности (СБУ). Официальной причиной такого решения была обозначена "излишняя политизация" этого вопроса. Между тем, очевидно, вопрос о личности руководителя специальной службы не может быть лишен политической составляющей. Особенно на Украине, особенно, в предвыборный период.

Распределение влияния на институты украинской власти - главная интрига текущего момента. "Политикум" маневрирует, поскольку прекрасно осознает - исход президентских выборов будет зависеть от того, кто выстроит за собой наиболее влиятельные части "системы контроля" - речь идет о том же СБУ, прокуратуре, ЦИК, судебной системе, МВД и, наконец, армии. Сам по себе электоральный расклад перестал иметь для кандидатов в президенты решающее значение. Народ обманут многократно и никому не верит.

Треугольник Ющенко-Тимошенко-Янукович за последние пять лет ожесточенной конкуренции ослабил все три стороны, так и не получив развязки. Усиление одного из полюсов мгновенно вело и ведет к консолидации усилий двух других. Действие одной из сторон ведет к противодействию двух других - эта аксиома позволила удержаться троице на вершинах треугольника, но изнурила их до предела. Любое слияние или объединение сторон привело бы к лобовому столкновению с третьим участником. Цена вопроса была слишком велика, поэтому стороны и предпочли входить в ситуативные сговоры, нанося ущерб своим электоральной репутации, идеологическим приоритетам и политическому имиджу. В результате сегодня на Украине нет "оранжевого" прозападного лагеря, как и нет "бело-голубого" пророссийского фронта. Стал фактом политический пат.

Отсутствие возможностей для проявления политической активности ведет к повышенной нервозности сторон. Взаимоотношения между Ющенко и Тимошенко уже далеки от политических и напоминают кухонную свару. С другой стороны, уничтоживший ради баланса в треугольнике свой политический фундамент, Янукович не в состоянии сегодня выставить "народный" ультиматум, хотя и перманентно грозится это сделать. Янукович стоит на пороге разрушения своего политического лагеря - Партии регионов. Казалось бы, открывается прекрасная возможность для появления четвертой силы - нового политического деятеля. Однако эта возможность в условиях современной Украины исключается по объективным причинам. Новый независимый полюс будет в зародыше уничтожен консолидированными действиями указанной троицы. Для нее допустимы лишь клоны, созданные для собственной подпитки - Луценко, Яценюк, Коновалюк, Волга, "Единый центр" Балоги и пр.

Пат в верхах привел к полной дезорганизации низов. Электоральная база потенциальных участников президентской гонки размыта. Ющенко и вовсе лишен таковой. Социально-экономический коллапс снимет к старту президентской кампании еще процентов десять с рейтинга Тимошенко. Перспективы Януковича сегодня больше зависят не от уровня доверия населения, а от того, чем завершится передел влияния в Партии регионов.

Решающим фактором становится влияние на институты и органы государственного управления. Исход противостояния между институтами будет зависеть не столько от того, насколько успешно политические силы подчинят их своим интересам, сколько от эффективности управления их решениями и действиями в решающий момент. И от того, насколько самостоятельную игру поведут многочисленные государственные институты, оставшиеся без политического контроля в условиях пата.

Застрельщиком будет ЦИК. На уровне председателя комиссии - Владимира Шаповала - здесь позицию держит президент Ющенко, однако решения комиссии в целом будут зависеть от оперативных договорных возможностей сторон. Юлия Тимошенко, распространив свое влияние на МВД (Юрий Луценко) и судебную систему (Василий Онопенко - председатель Верховного суда Украины, считается одним из самых преданных премьер-министру людей), может получить афронт со стороны СБУ и Генпрокуратуры. Последние две структуры разделены между президентом и представителями Партии регионов. В Конституционном суде председательствует выходец из Закарпатья и, как указывают наблюдатели, человек близкий к главе Секретариата Виктору Балоге - Андрей Стрижак. Однако его влияние может быть нейтрализовано усилиями лоббистов Тимошенко, близких к команде Медведчука.

Описанная выше конкуренция между вершинами политического треугольника привела к дискредитации и партий второго эшелона, в частности, левого толка - Коммунистической и Социалистической партий Украины. Не имея возможности конкурировать с мощными олигархическими пирамидами, выстроенными за каждым из участников треугольника, коммунисты и социалисты перехватывали друг у друга инициативу в лоббировании интересов того или иного из этих кланов. Коммунисты, умудрялись получать дивиденды от маневрирования между Тимошенко и Януковичем, но сегодня лишены этой возможности, поскольку чем слабее становились эти два полюса, тем более откровенной поддержки они требовали от своих сателлитов. Партия Симоненко сегодня теснейшим образом привязана к лагерю Тимошенко, и выборы 2010 года станут для коммунистов последним боем, после которого произойдет их полное разоблачение и деактуализация. Социалисты пали жертвой однозначного выбора в пользу денег и не обладают сегодня реальной политической силой. На популистском фронте растет полюс мэра Киева Черновецкого, однако его выдвижение на президентский пост, как уже было сказано, лишь приведет к консолидированному отторжению со стороны основных соперников - и ему придется поддержать одного из них. Поддержка со стороны киевского градоначальника с этой точки зрения может стать важным вкладом в копилку каждого из участников президентской гонки.

Итак, выборы 2010 года на Украине станут гражданской войной государственных институтов. В условиях нарастающего экономического кризиса это станет главным испытанием украинской государственности. Глубину политизации кадрового вопроса на Украине как нельзя более наглядно проиллюстрировала отставка председателя Государственной таможенной службы Валерия Хорошковского: правительство Тимошенко "ушло" главного таможенника после отказа последнего растаможить газ из ПГХ, принадлежавший до недавнего прошлого компании "РосУкрЭнерго", но отобранный в пользу "Нафтогаза". Окончательное распределение институтов по политическим приоритетам еще не произошло. Главная борьба еще впереди, и в ней будут использованы все возможные методы, вплоть до рейдерских захватов важных кресел, что мы уже наблюдали на примере некоторых финансовых ведомств - Фонда госимущества, Нацбанка и пр.

Какой выйдет из этой войны институтов украинская государственность и сохранится ли как государственность суверенная - вопрос уже скорее теоретический. Безответственность лидеров "политикума" уже почти уничтожила их нейтральный государственный смысл и окончательно сняла все ограничения на пути превращения институтов и органов власти в анархо-феодальные повторения Запорожской Сечи и Гуляй-поля. Может быть, такова и есть главная традиция украинской государственности.