Сегодня, 19 февраля 2009 года, прокуратура Республики Коми на внеочередном расширенном координационном совещании руководителей правоохранительных органов Республики Коми подвела итоги проверок, организованных вследствие произошедшей трагедии в с. Подъельск Корткеросского района Республики Коми. 31 января 2009 года пожар в жилом доме, где проживали граждане пожилого возраста и инвалиды, унес жизни 23 человек. С учетом произошедшего пожара в селе Подъельск предметом первоочередного прокурорского совместно с органами Госпожнадзора вмешательства были определены объекты социальной сферы с круглосуточным пребыванием людей. Всего на территории республики расположено 237 объектов социальной сферы с круглосуточным пребыванием людей. В их число входят дома для граждан пожилого возраста и инвалидов, детские дома-интернаты, психоневрологические интернаты, больницы, родильные дома, санатории. На настоящий момент все указанные 237 объектов с круглосуточным пребыванием граждан проверены органами прокуратуры республики и подразделениями Управления ГПН России по Республике Коми.

Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в прокуратуре РК, проведенными проверками социальных объектов с массовым пребыванием граждан выявлены многочисленные нарушения правил пожарной безопасности, многие из которых могут повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан: отсутствие автоматических пожарных сигнализаций, систем оповещения людей о пожаре, не укомплектованность первичными средствами пожаротушения, эксплуатация нестандартных электронагревательных приборов, не организация круглосуточного дежурства обслуживающего персонала и др. В результате проверок прокурорами вскрыто более 1400 нарушений законодательства, по которым внесено более 460 мер реагирования, из них в отношении объектов с пребыванием престарелых и инвалидов - 219.

В целях устранения нарушений в адрес руководителей учреждений и органов власти внесено 177 представлений (41 - по объектам обслуживания престарелых и инвалидов), возбуждено 95 административных производства (28), направлено в суды 149 заявлений (122, в том числе 58 исков - по признанию за конкретными гражданами права на проживание в специализированных учреждениях с постоянным оказанием медицинских и социальных услуг, 28 - об обязании заключить договоры социального найма, 28 - об обязании устранить нарушения пожарной безопасности, 10 - об обязании обеспечить граждан гарантированными медицинскими и социально-бытовыми услугами посредством оборудования специализированного дома дополнительными помещениями).

Их рассмотренных на сегодняшний день 56 актов реагирования удовлетворено 4 представления, 6 лиц привлечены к дисциплинарной ответственности; к административной ответственности привлечено 18 лиц с наложением наказания в виде штрафов, и 4 - к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности. Рассмотрено и удовлетворено 28 заявлений об обязании заключить договоры социального найма, 5 - об обязании устранить нарушения пожарной безопасности. Кроме того, органами ГПН по результатам проверки составлено 267 административных протоколов, в том числе по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ за неисполнение в срок предписания - 41; направлено 136 представлений в порядке ст.29.13 КоАП РФ; подготовлено 43 информации в органы местного самоуправления; проинструктировано мерам пожарной безопасности 831 человек из числа обслуживающего персонала объектов. В суды направлены материалы с ходатайством об административном приостановлении деятельности 22 объектов социальной сферы с круглосуточным пребыванием людей (18 - по инициативе органов ГПН, 4 - органов прокуратуры). Решения о приостановлении принимались в отношении 14 объектов, на сегодняшний день деятельность 10 из них приостановлена.

Проверки показали, что на территории республики функционирует 14 объектов, фактически являющихся социальными стационарными учреждениями, однако не наделенные соответствующим статусом. Данные объекты расположены на территории 8 районов республики (Троицко-Печорский, Княжпогостский, Усть-Вымский, Корткеросский, Прилузский, Сысольский, Усть-Цилемский и Удорский районы). Кроме того, на территории республики действует 9 отделений сестринского ухода при муниципальных медицинских учреждениях (гг. Сыктывкар, Вуктыл, Княжпогостский, Усть-Цилемский, Усть-Вымский, Троицко-Печорский и Койгородский районы). Следствием неопределенности правового статуса жилых домов для престарелых и инвалидов явилось функционирование данных объектов вне государственной системы социального обслуживания населения. Кроме того, в ходе проверок выявлены недостатки в работе органов государственного пожарного надзора, Роспотребнадзора, Госжилинспекции Республики Коми.

Всего органами прокуратуры республики по результатам, проведенных проверок соблюдения санитарно-эпидемиологических норм и правил, выявлено более 80 нарушения закона, в целях устранения которых внесено 30 представлений, возбуждено 20 дел об административном правонарушении по ст. 6.3 КоАП РФ, в суды общей юрисдикции направлено 5 исковых заявлений об обязании устранить нарушения санитарного законодательства. В сфере соблюдения норм и правил технической эксплуатации объектов капитального строительства нарушения выявлены в 10 объектах с массовым пребыванием граждан (12 нарушений закона), по результатам проверок внесено 7 представлений об устранении нарушений закона, возбуждено 1 дело об административном правонарушении. Прокурорскими проверками также вскрыты недостатки в работе подразделений МВД по Республике Коми в части профилактики правонарушений.

Всего прокурорами внесено 6 представлений в связи с ненадлежащим осуществлением сотрудниками милиции полномочий по профилактике правонарушений среди лиц, находящихся в объектах социального обслуживания. Вышеприведенные "неутешительные" результаты проверок объектов социального обслуживания позволяют с достоверностью сделать вывод о недостаточности финансирования таковых объектов за счет средств бюджетов соответствующих уровней. Практически повсеместно отмечается недостаточное финансирование из республиканского бюджета Республики Коми государственных учреждений социального обслуживания населения.

Установлено, что органами местного самоуправления муниципальных районов "Сысольский", "Прилузский", "Княжпогосткий", "Удорский" и др., на территории которых расположены социальные объекты муниципальной собственности, финансирование расходов по их содержанию не осуществляется. Бремя содержания муниципального имущества фактически переложено на граждан, проживающих в таких домах. Также проверками были охвачены объекты с массовым пребыванием людей, отнесенные к учреждениям системы исполнения наказаний и подразделений органов внутренних дел (здания и помещения органов внутренних дел, ИВС, приемники-распределители, медвытрезвители). По результатам проверок в адрес начальников горрайорганов внутренних дел внесено 11 преставлений, возбуждено 1 административное производство, готовятся обобщающие представления в адрес министра внутренних дел по республике, а также иски о понуждении органов внутренних дел и администраций сельских поселений, в здании которых располагаются участковые пункты милиции к устранению выявленных нарушений.

Проанализировав результаты проверок участники координационного совещания пришли к выводу о принятии дополнительных мер, направленных на повышение уровня межведомственного взаимодействия при борьбе с правонарушений и преступлениями в сфере обеспечения прав граждан на социальное обслуживание и пожарную безопасность, особое внимание уделяя вопросам профилактики правонарушений.