Итак, в Молдавии стартовала избирательная кампания 2009 года по выборам депутатов в парламент страны. ЦИК РМ уже начал регистрацию партий, которые изъявили желание побороться за депутатские мандаты. Оглашаются предвыборные программы и партийные списки кандидатов в депутаты. Всюду раздаются голоса и призывы о необходимости перемен с тем, чтобы простой человек чувствовал себя защищенным и обеспеченным. Снова лидеры и платные активисты разных партий сулят избирателям златые горы и манну небесную, если они проголосуют за их партийные списки и изберут именно их депутатами.

Однако за восемь лет безраздельного правления в Молдавии тоталитарного псевдокоммунистического режима практически удалось выкорчевать с политического поля Молдавии все ростки, из которых могла бы пробиться и взрасти адекватная оппозиционная сила, действительно имеющая свою позицию и готовая твердо отстаивать её. Уцелевшая в Молдавии оппозиция, у которой практически нет своей позиции, кроме стремления любыми путями пристроиться к желанной государственной кормушке, превращенной правящим режимом в источник неправедных доходов, представляет собой жалкое и в какой-то мере смешное зрелище. Ведь все они долгие годы прекрасно и комфортно сосуществовали во власти и не боролись за справедливое и разумное государственное устройство. Об этом они вспомнили только тогда, когда политические конкуренты и оппоненты потеснили их от властной кормушки. При этом истинных патриотов и защитников интересов простого народа не видно вовсе. На наш взгляд, именно в результате этого Молдавия, как несостоявшееся государство, превратилась в международное посмешище, а её трудолюбивый народ - в поставщиков трудовых рабов и секс-рабынь в страны ЕС, Ближнего Востока и всего постсоветского пространства.

Следует признать, что в настоящее время в Молдавии фактически отсутствует политическая сила, способная самостоятельно повлиять на определение её внешнеполитических приоритетов, а тем более способствовать системному и последовательному проведению соответствующего курса. Не говоря уже о неспособности предложить и внедрить экономическую модель развития, которая способствовала бы выводу основной массы населения Молдавии из нищеты.

Совершенно очевидно, что какую бы республиканскую партию Молдавии ни поддержали в этих условиях избиратели и руководство Гагаузии на выборах в парламент Молдавии 5 апреля 2009 года, положение дел в самой Гагаузии к лучшему не изменится. Ни по части реального укрепления её статуса, ни по части изменения отношения официального Кишинева к проблемам развития и укрепления Гагаузии. Практика показывает, что все эти годы избиратели Гагаузии голосовали за те партии Молдавии, деятельность которых связывалась с решением насущных социально-экономических, общественно-политических и политико-правовых проблем Гагаузии. В настоящее время на молдавском политическом небосклоне таких политических сил, реально способных преодолеть шестипроцентный избирательный порог, попросту не существует. Поэтому, по большому счету, это не наши - не народа Гагаузии - выборы. Нам нет места в них, нам в них нечего делать, кроме как в очередной раз марать честь и достоинство нашего народа.

Говоря о перспективе участия Гагаузии в выборах в парламент РМ, следует отметить тот факт, что ранее руководство автономии заявляло, что нахождение 2-3 представителей народа Гагаузии в списках той или иной партии не решает проблему представительства Гагаузии в парламенте Молдавии. Поскольку в этом случае в первую очередь защищаются интересы той или иной партии, но не интересы и права народа Гагаузии. Ярким доказательством этому служит и тот факт, что в составе депутатов парламента Молдавии от ПКРМ нынешнего и прошлого созывов были и жители Гагаузии, но именно в это время больше всего ущемлялись, нарушались и растаптывались права и полномочия Гагаузии. Неправомерно принимались законы и нормативные акты, направленные на ликвидацию имеющихся прав и полномочий Гагаузии с тем, чтобы уравнять их с обычными административно-территориальными единицами (районами) Молдавии.

Следует признать, что опыт и практика предвыборной борьбы в новейшей истории Молдавии неоспоримо свидетельствуют о том, что накануне выборов в парламент Молдавии лидеры всех республиканских партий настойчиво пытаются заручиться поддержкой народа Гагаузии, обещая ему, чуть ли не манну небесную и рай на земле. Делают они это вовсе не из-за любви к народу Гагаузии, а исходя из своих меркантильных интересов, из ясного понимания важности поддержки гагаузов для успеха своих партий на парламентских выборах.

В этой связи вызывают некоторое удивление появившиеся в СМИ сообщения о том, что "команда башкана Михаила Формузала подписала соглашение о совместном участии в выборах с Центристским союзом Молдавии (ЦСМ) Василия Тарлева", что "народные патриоты Гагаузии вошли в партийную команду Василия Тарлева" и т.д. На практике это означает, с одной стороны, что сам башкан Гагаузии Михаил Формузал и его команда отказались от требований выдвигаемых ранее к официальному Кишиневу, касающихся необходимости выделения для Гагаузии квот в парламенте Молдавии и избрания депутатов по одномандатным округам с "правом вето" по вопросам, касающимся интересов Гагаузии. С другой стороны, это свидетельствует о том, что они предали забвению тот факт, что сам лидер ЦСМ Василий Тарлев в течение 7 лет, находясь на посту премьер-министра Молдавии, преданно и верно, безропотно, безвольно и неукоснительно исполнял все незаконные, а порой и просто преступные указания правящей партии и ее лидера Владимира Воронина в отношении Гагаузии. Именно благодаря действиям лидера ЦСМ Тарлева Гагаузия до сих пор не получила 100 тысяч евро, переданные правительством Румынии Гагаузии в виде гуманитарной помощи в связи с засухой.

Появление же в обнародованных списках Центристского союза Молдавии фамилий первого заместителя башкана Гагаузии Федора Гагауза и заместителя председателя исполкома Гагаузии Валерия Яниогло может вызвать у большинства народа Гагаузии мысль о том, что они заботятся не об укреплений прав и полномочий Гагаузии и её социально-экономическом благосостоянии, а о своих личных меркантильных интересах. А свои должности они заняли исключительно для того, чтобы они служили ступенькой для попадания в парламент Молдавии. В этой связи, обращает на себя внимание и тот факт, что объявленные решения о "соглашении с ЦСМ" и включении Яниогло и Гагауза в списки ЦСМ были приняты до проведения съезда общественного движения "Единая Гагаузия", намеченного на 14 февраля 2009 года. Это в свою очередь может означать только одно - отсутствие консолидированной поддержки народа Гагаузии в отношении какой-либо из республиканских партий Молдавии. Не все народно-патриотические силы поддерживают "соглашение команды Формузала с партией Тарлева". Ибо не только Михаил Формузал и его команда представляют народно-патриотические силы Гагаузии. Они представляют всего лишь только одну часть этих сил. При этом следует учесть и то, что уже никем и не скрывается тот факт, что если ЦСМ пройдет в парламент Молдавии, то сформированная в парламенте депутатская фракция центристов начнет консультации с депутатами-коммунистами о совместной деятельности, сменив на поприще союзников ПКРМ Юрия Рошку и его христианских демократов. Не надо забывать и тот факт, что гагаузы уже однажды помогли коммунистам придти к власти, заключив в 2001 году прямой договор с лидером ПКРМ Владимиром Ворониным и его партией. В 2009 году они снова, пусть и опосредованным образом, рискуют стать помощниками ПКРМ, стремящейся любой ценой удержаться у власти.

Многие в Гагаузии считают необходимым кардинально изменить систему выборов в Молдавии и настаивают на выделении для Гагаузии соответствующих квот на выборах депутатов в парламент РМ по одномандатным округам с предоставлением "права вето" по вопросам, касающимся интересов Гагаузии. Кроме того, формирование партийных списков по выборам депутатов в парламент Молдавии должно зависеть не от воли и желания лидера партии и его ближайшего окружения, которые формируют списки по принципу личной преданности или в зависимости от того, кто больше заплатит денег. Кандидаты на места в избирательных списках должны отбираться в условиях максимальной прозрачности и только по итогам первичных выборов, которые должны проводиться как в филиалах партий, так и на центральном уровне. То есть так, как это делается в развитых демократических государствах, коль Молдавия позиционирует себя как правовое и демократическое государство. Пока такие изменения не будут внесены, народ Гагаузии должен бойкотировать эти выборы и отказаться участвовать в голосовании по выборам депутатов в парламент Молдавии. Только тогда реально можно будет защитить интересы народа, а также права и полномочия Гагаузии, на практике реализовав принцип: "Государство для народа, а не народ для государства".

На наш взгляд, руководство Гагаузии, выбирая себе временных попутчиков на период избирательной кампании, рискует тем, что скомпрометирует не только себя, но и те идеи и цели, с которыми "народные патриоты" пришли два года назад к управлению Гагаузией. В связи с этим, следует согласиться с мнением гагаузского политолога Александра Ангели о том, что силой заставить гагаузов поддержать список партии Василия Тарлева невозможно. Верно и то, что те, кто предпримут такую попытку, рискуют лишь растерять свой собственный рейтинг. Растерять веру гагаузского народа. И вот это будет намного большей проблемой и трагедией для Гагаузии.

Иван Бургуджи, председатель Независимого правозащитного и информационно-аналитического центра (г. Комрат)