Сергей Багапш: "Нам повезло с Саакашвили. Был бы на его месте умный..."

"Комсомольская правда" (6 февраля вышел в свет первый номер газеты "Комсомольская правда - Абхазия". Такая же газета издается и в Южной Осетии. Тираж 5.000 экземпляров, шестнадцать цветных страниц. Газета бесплатная и будет распространяться на территории Абхазии на тех же условиях, что и местные независимые издания, за исключением того, что на российские издания не распространяется закон "О государственном языке" - ИА REGNUM) публикует на своих страницах интервью президента республики Сергея Багапш. После войны прошло больше 15 лет. Что изменилось в стране за это время?

Самое главное уже произошло. Поверьте, многие пока так и не осознали до конца, что стали свидетелями важнейшего события. 15 лет люди жили, не расставаясь с автоматами, как на пороховой бочке. Не знали, начнется новая война завтра или послезавтра. Воевали с 1992 года: и в 1998 году конфликты возникали, и в 2001-м. Постоянно. За это время произошло многое, многих наших людей мы потеряли в локальных боевых столкновениях. А сейчас наконец-то почувствовали, что наступила реальная свобода, безопасность, что не будет больше войны.

А отношение других стран к вам как-то изменилось?

Естественно! Нас многие перестали воспринимать как часть Грузии. Неизбежность возврата к прежнему в их сознании перестала быть аксиомой. Сейчас в республику потянулся иностранный бизнес - представители многих стран предлагают свои инвестиционные проекты. Тем более благоприятствует этому соседство с олимпийским Сочи. Все страны Черноморского бассейна будут стремиться участвовать в большой стройке. В этом смысле Абхазия является хорошим транзитным коридором, да и у самой республики есть что предложить. Это прежде всего строительные материалы. Бизнес это отчетливо понимает и стремится занять свою нишу. А мы их поддерживаем. В первую очередь именно производство. Потому что любое производство - это то, что потом работает на бюджет. Кстати, наши законы очень льготные в этом плане. Человек, который начинает бизнес в Абхазии, не платит неподъемных налогов и таможенных платежей. Мы нацелены на развивающийся бизнес и даем людям встать на ноги, окрепнуть. Можно сказать, что это одна из форм привлечения инвестиций в Абхазию.

Весь мир в кризисе, а у вас жизнь только закипает...

Тут сказались особенности, в которых находится республика. Абхазия не была интегрирована в мировую экономику. Мы находились в изоляции, и за эти годы научились жить по заработанным средствам, без долгов. К тому же любая абхазская семья корнями связана с селом, а оно подпитывает. Разумеется, многое из того, что достигнуто в сфере социальной поддержки и развития инфраструктуры, было осуществлено при помощи России. И мы предельно рачительно использовали эту помощь. Этот кризис, разумеется, скажется на определенных сферах, но он не будет иметь для нас существенного значения. Абхазы научились выживать.

Жители Абхазии уже сейчас обсуждают выборы президента, которые пройдут в декабре...

Выборы есть выборы. Я не знаю, как они закончатся, но любому человеку, пришедшему к власти, нужно будет ориентироваться на Россию. И после выборов нужно будет налаживать еще более тесные связи с этой великой державой. Я всегда повторяю: нужно дружить людьми, необходимо уметь налаживать отношения. Нужно помнить, что ты не единственный на этом свете. Да, у нас много оппозиционной прессы. И я нормально к этому отношусь. Единственное, не приемлю, когда переходят грань и критика выливается в оскорбления. Нельзя этого допускать. Было время, когда обо мне чего только не писали! Что я прогрузинский человек, потом стал пророссийским. А я ведь абхаз, президент своей страны. И это главное!. Нужно поднимать страну с колен. Строить больницы и школы, повышать пенсию. Пока она у нас чисто символическая. Вот с 1 января подняли зарплату на 40%. У нас те же проблемы, что и в России, только бюджет меньше. И есть серьезнейшие проблемы - демография, наркомания, отсутствие качественной системы здравоохранения, образования. Их необходимо преодолевать. Непочатый край работы...

Удастся ли наладить отношения с Грузией?

Сейчас говорить об этом нет никакого смысла. Опыт подсказывает, что не удастся. Возможно, в этой стране когда-нибудь и придут к власти думающие политики, прагматики, осознающие реальность происходящего. Мы же не говорим о нации как таковой. Иначе никогда не пустили бы в одностороннем порядке в Гальский район такое количество беженцев. Но в Грузии почему-то решения принимает не народ... и оттого он бесконечно страдает. Был бы на месте Саакашвили умный человек, взаимоотношения двух государств могли обрести цивилизованный характер. Но мы ему благодарны. За допущение глупости" ("Комсомольская правда - Абхазия").

Общество обеспокоено внешнеполитической пассивностью республики

"Молчание - не всегда золото", - пишет на страницах "Нужной газеты" Анатолий Отырба. "Когда кто-то решает или даже обсуждает вопрос, касающийся твоей судьбы, а ты за этим наблюдаешь молча, это может быть воспринято как твое признание своей неправоты или доказательства твоей несостоятельности - не субъект, а объект, с которым нет необходимости считаться. И такое восприятие работает как на субъективном уровне, так и на уровне государств. И особенно правильное своевременное позиционирование важно для государств, находящихся на этапе признания". Автор недоумевает по поводу молчаливой реакции руководства Абхазии на резолюцию ПАСЕ от 28 января, в которой последняя потребовала от Москвы отменить признание независимости Абхазии и Южной Осетии, а российское военное присутствие в Верхней Абхазии признать оккупацией Грузии. "Наша власть как воды в рот набрала. Причем подобная реакция - не единичный случай. Бывают, конечно, отдельные импульсивные реакции, но это, скорее, исключение. Если же спросить наших политиков о причинах такого рода реакций, молчания, то в ответ услышишь: "там все обо всем прекрасно осведомлены, и нет необходимости лишний раз об этом говорить". Но, во-первых, требования, выдвинутые в последней резолюции, в таком контексте прозвучали впервые, и потому требуют обязательной на них реакции. А во-вторых, что значит осведомлены? Что в последние годы мир слышал от нашей власти, кроме набившего оскомину: "мы свой путь выбрали, и мы с него не свернем никуда"? Какой путь? Когда выбрали? Куда идете? Какова конечная цель? Почему идете именно "туда"? Когда и как намерены "туда" дойти? - и т. д. - это вопросы, которые, если мы добиваемся признания, требуют не только детального разъяснения, но и доведения до сознания человечества в постоянном режиме", - считает А. Отырба.

Откроет ли РПЦ свои врата для Абхазской Епархии?

"Православные Абхазии ждут от нового Патриарха Кирилла дальнейшего сближения с Русской Православной церковью. А еще лучше, принятия Абхазской Епархии в состав РПЦ", - пишет на страницах "Чегемской правды" сотрудник Фонда независимой экспертизы Антон Кривенюк. Абхазская Епархия ждет от РПЦ не только гуманитарной помощи, но и содействия в признании независимости абхазского православия от Грузинской Православной церкви. Впрочем, по словам Кривенюка, этим надеждам в обозримом будущем не суждено сбыться. "Русский и грузинский патриархаты, не в пример мирским властям, являются союзниками. И их союз четко основывается в борьбе против сепаратизма украинской Церкви. Вряд ли в ближайшее время эта ситуация претерпит радикальные изменения. В любом случае, новый Патриарх станет продолжателем существующей политики. А значит РПЦ не с руки поддерживать в Абхазии устремления, аналогичные украинским".

Как отмечает Кривенюк, источники, которые можно назвать экспертами в абхазской православной среде, отмечают, что характер взаимоотношений РПЦ с Абхазской Епархией примерно такой же, какой был между мирскими властями двух стран в 1995 -1996 гг. "Ни о каком признании речь не идет. Тем не менее, логика политической гибкости русского духовенства подсказывает, что поддерживать "на всякий случай" Абхазскую Епархию следует. Эта поддержка помимо прочего, выразилась за последнее время столь масштабным проектом, как реконструкция Новоафонского монастыря, построенного русскими монахами под патронажем императора Александра III во второй половине XIX века". Как полагает Кривенюк, с новым Патриархом в лице Кирилла у абхазского вопроса, возможно, будут определенные подвижки. "Никто сейчас не предскажет точно, каков будет вектор этих подвижек. Амплитуда колебаний от признания до полного разрыва связей с "раскольниками"".

Нынешняя ситуация в Абхазской Епархии, по словам автора, характеризуется резким усилением позиций иерея Виссариона. "В течение нескольких лет недавно рукоположенные в России священнослужители абхазского происхождения вели активный процесс реформ Абхазской Епархии. Этот процесс состоял, в том числе, и из возрождения храмов и монастырей. Одной из деталей реформы было переименование Сухумо-Абхазской Епархии, каковой она была в составе грузинской церкви в Абхазскую Епархию. Стратегическая цель состояла в том, чтобы подготовить почву для создания самостоятельной Абхазской Православной Церкви. Интересы реформаторов быстро вошли в противоречие с интересами иерея Виссариона, что стало причиной длительных конфликтов. Какой-то период времени казалось, что позиции главы абхазской церкви очень слабы. В частности, власть Епархии разделилась не только фактически, но и юридически. Был учрежден институт соуправляющих. С одной стороны - представитель молодых сил, с другой - Виссарион. Однако со временем позиции реформаторов ослабли, некоторые из их проектов, например, Новоафонское духовное училище были закрыты. И теперь, власть иерея Виссариона вновь непререкаема. В таких условиях усиление РПЦ в Абхазии может стать еще одной не очень удобной реформой, которая ослабит существующую систему в Абхазской Епархии", - считает Кривенюк ("Чегемская правда").

Российская пресса пополняет информационное пространство Абхазии

Об этом пишет "Нужная газета". "На рынке местной прессы российские издания, даже не ориентированные на абхазского читателя, представлены достаточно широко... Нам остается рынок собственной, внутриабхазской информации, который, кажется, никто кроме нас - местных СМИ и составить не может", - отмечает "Нужная газета". При этом, продолжает издание, ситуация на информационном рынке республики такова, что единственный канал государственного телевидения, который имеет монополию на вещание по всей стране - ловится не на всей территории, и несколько часов его вещания в день не могут составить серьезную конкуренцию российским каналам. С прессой же, как пишет газета, дела обстоят похуже. "Наши газеты и тоньше, и не цветные, а стоят почти столько же. Претензий читателей накопилось много. Газеты с трудом и только частично решают вопрос доставки. Государственная система почтовой доставки не работает. Вопрос доставки абхазской прессы в районы республики каждая газета решает самостоятельно, как может".

"Нужная газета" уверена, что российская пресса в Абхазию поступит. "Теперь из нее мы сможем узнавать даже о событиях в собственной стране. А вот, что будет дальше с местной прессой - большой вопрос. Пока закон "О государственном языке" в соответствии с которым наши газеты должны не менее половины площади текста печатать на государственном языке, еще не вступил в силу в этой части. Но это вопрос времени. Хотя сегодня ясно, что газеты не справятся в отсутствии материальной поддержки и квалифицированных кадров", - отмечает "Нужная газета".

Касаясь выхода первого номера "Комсомольской правды - Абхазия", газета подчеркивает, что "мы (вернее, они) как-то очень легко уступаем свое информационное пространство, постепенно сдавая одну позицию за другой". "Государственная политика в сфере информации отсутствует как таковая. Очевидно, что нужно поддерживать собственные СМИ и заботиться, чтобы граждане страны потребляли по возможности собственную информацию. Но это для государственной власти, которая заботится о развитии своих хоть и очень разных СМИ. А для власти, которая озабочена только предстоящими выборами - главное, чтобы на первой полосе было огромное цветное фото кандидата с его рекламным слоганом. Эту функции российские СМИ выполняют на "пять"... Им зеленая дорога", - резюмирует "Нужная газета".

Съезд "Единой Абхазии"

Комментарии к состоявшейся 27 января конференции общественно-политического движения "Единая Абхазия" начались уже задолго до начала съезда провластной партии. В течение последнего года заметно активизировалась внутриполитическая жизнь республики. Было проведено три оппозиционных съезда - ФНЕА (Форум народного единства Абхазии), "Аруаа", ЭРА (Партия экономического развития Абхазии). Повесткой первых двух съездов была внешняя политика Абхазии. В свою очередь, приоритетным направлением ЭРА была провозглашена внутриполитическая жизнь республики. Все три съезда подвергли жесткой критике деятельность нынешнего руководства страны.

Конференция ОПД "Единая Абхазия" (ЕА), призванная реабилитировать власть в глазах общества, превзошла политических конкурентов по количеству участников. "Припозднившиеся плотно стояли в зале по обе стороны рядов кресел", - пишет главный редактор "Эха Абхазии" Виталий Шария, комментируя прошедший съезд. Как пишет газета, в своем докладе на конференции исполнительный секретарь ЕА Нугзар Агрба упомянул, что за почти 5 лет существования общественно-политического движения (оно было основано в марте 2004 года) проведено 27 заседаний политсовета, 3 съезда и 6 конференций. В своем докладе Нугзар Агрба отметил "немалую роль" в становлении ЕА Артура Миквабия, который "присутствует в зале".

На взгляд Шария, нынешняя конференция готовилась намного тщательнее съезда двухгодичной давности (17 ноября 2006). "В 2006-м у многих, в том числе у журналисткой братии, благостно-поверхностные выступления участников конференции вызывали скуку и раздражение. Были такие выступления и сейчас, но в памяти главным образом остались завуалированные и не очень выпады против оппозиционных сил и в целом гораздо большая наступательность". "Следует достойно и убедительно опровергать досужие обвинения в адрес руководителей страны, чья деятельность в своей принципиальной основе отвечает требованиям времени и государства, идущего по пути упрочения независимости", - заявил в частности в своем докладе Нугзар Агрба. Вместе с тем ЕА должна, по его убеждению, оставаться инструментом отстаивания интересов общества перед властью.

Сопредседатель ОПД "Амцахара" Владимир Начач выступил с формулой "5+5", которая успешно действует во многих странах, т.е. глава государства избирается еще на один разрешенный Конституцией срок. "Я не вижу иного кандидата на пост главы государства, кроме Сергея Багапш, и "амцахаровцы" будут поддерживать его кандидатуру на выборах". В 2015 году президентом станет уже кто-то другой, но, "к сожалению, время этого человека еще не пришло". В то же время, по его мнению, некоторые партии и движения слишком рано дали старт избирательной кампании. Начач приветствовал также озвученное в докладе предложение преобразовать ЕА в политическую партию.

Несомненной "фишкой" конференции, как отмечает Шария, стало приветствие ей председателя Госдумы России и руководителя партии "Единая Россия". Приветствие в адрес конференции поступило и от председателя партии ЭРА Беслана Бутба, но ни зачитывать этот текст, ни предоставлять ему слова не стали. В обращении ЭРА к конференции ЕА в частности отмечалось: "Партия Экономического развития Абхазии приветствует преобразование "Единой Абхазии" в политическую партию. Важно то, что появляется еще одна сила, способная представлять интересы значительной части нашего общества.... мы надеемся на конструктивное сотрудничество с вашей политической силой, ибо перед нами стоят общие задачи - обеспечить динамичное развитие государства. Вместе с тем мы надеемся, что "Единая Абхазия" не повторит ошибок своих предшественников, строивших свои организации за счет административного ресурса. Мы убеждены, что Абхазия нуждается в политических силах, несущих идеологию, а не формирующихся за счет временных интересов, таких, как выборы. Создание партий, работающих на регулярной основе, повышает доверие общества к политическому процессу и делает такие политические организации более влиятельными. В этом смысле мы считаем недопустимым задействование разных инструментов административного ресурса. Использование командных методов при формировании актива, принудительное вступление в партию сотрудников госструктур дискредитируют саму идею партийного строительства.... Мы надеемся на то, что "Единая Абхазия" станет в полном смысле слова открытой и конструктивной политической силой, которая внесет весомый вклад в развитие демократических процессов в нашей стране".

"Эхо Абхазии" не сомневается, что "тронная речь" - заключительное слово, с которым выступил на конференции единогласно избранный председателем реорганизованной из ОПД партии "Единая Абхазия" Даур Тарба (также единодушно были избраны его первым заместителем А. Кардава и заместителем З. Каджая), была "коллективным и весьма старательным трудом". И все же "Эхо Абхазии" выделяет недоработки: "так, когда оратор заговорил о "реализации экономической стратегии государства", многие настроились на то, что они услышат хоть немного о данной стратегии, но сразу пошло перечисление цифр, где преобладали пособия нуждающимся". На конференции был принят за основу проект устава партии, утверждены ее политсовет, центральная ревизионная комиссия и символика партии. При этом следует отметить, что принявшие участие в работе конференции президент Сергей Багапш, премьер-министр Александр Анкваб, спикер парламента Нугзар Ашуба перед собравшимися так и не выступили.

В продолжение темы шеф-редактор "Эха Абхазии" Надежда Венедиктова в своей статье "Два народа в одной стране" отмечает, что конференция прошла "без сучка и задоринки". "Бравурные речи, звучавшие в этот судьбоносный вторник, весь стиль конференции, включая лобовые комплименты в адрес президента и других высокопоставленных чиновников, так напоминали КПСС, что дежавю прочно витало в зале, конкурируя с партийной преданностью". По мнению Венедиктовой, не стоило так много говорить о том, что сделано - "мы не слепые и видим, что Россия обновила дороги, включая железную, на ее деньги построены туалеты на трассе Сухум-Псоу, капитально отремонтированы сухумская вторая школа, театр Абгосфиламонии, идет реконструкция Новоафонского монастыря и т.д. И на абхазские деньги кое-что делается, в частности, повысили социальную защищенность инвалидов и многодетных семей, действительно лучше стали собирать налоги, упорядочили во многом пенсионные дела и др.". Венедиктова подчеркивает, что даже слабых попыток проанализировать системный кризис в стране не было вовсе.

"Безнаказанность, безответственность разъедают госструктуры на всех уровнях. Коррупция стала таким привычным, ручным, почти домашним явлением, что вроде говорить о ней уже неприлично. Наиболее часто встречающиеся в повседневных разговорах определение ситуации в стране - это бардак. Убийство накануне конференции ЕА замминистра внутренних дел Закана Джугелия - лишнее тому подтверждение...Однако по новому составу ЕА видно, что ни о каких реформах речи не будет - чиновники не для того сомкнули свои ряды, чтобы реформировать удобный для них порядок. Парадная демонстрация чиновничьего единства наглядно демонстрировала самоуспокоенность и уверенность в том, что им удастся удержаться на плаву", - отмечает шеф -редактор "Эхо Абхазии".

В своем "инаугурационном" выступлении, пишет Венедиктова, Даур Тарба сказал, что ЕА поддерживает сильную президентскую власть. "Прекрасные слова! Я тоже поддерживаю. Только где она, эта сильная президентская власть? Если бы она была на самом деле, многое в стране сложилось бы по-другому. Сильная президентская власть, понимаемая демократически, - это, в первую очередь, соблюдение законности, но при нынешнем бардаке об этом даже смешно говорить", - резюмировала Венедиктова.