Армения-Россия

Силы быстрого реагирования ОДКБ

4 февраля в Москве состоялось внеочередное заседание Совета коллективной безопасности Организации Договора о Коллективной Безопасности (ОДКБ), которое провел президент Армении Серж Саргсян. Как сообщает PanARMENIAN.Net, "согласно достигнутой в ходе неофициального саммита ОДКБ в Казахстане договоренности, в ходе московского заседания президенты обсудили и подписали решение о создании коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) ОДКБ". Саргсян охарактеризовал принятое решение как важный шаг, "направленный на укрепление военной составляющей организации". Принятие такого решения было основано на необходимости укреплять коллективную безопасность стран ОДКБ, повысить ее потенциал и совместно противостоять военной агрессии и другим вызовам. Генеральному секретарю и объединенному штабу ОДКБ было поручено за три месяца разработать и представить законодательным органам пакет нормативно-правовых актов, которые исходят из решения о создании коллективных сил быстрого реагирования.

"Решение о создании коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ - правильное решение. Сегодня просто необходимо иметь готовые военные подразделения на Кавказе и в Центральной Азии для быстрого реагирования на любые неожиданные действия", заявил PanARMENIAN руководитель отдела Кавказа Института стран СНГ Михаил Александров. "Размещение коллективных войск в постсоветских странах, являющихся членами ОДКБ, позволит обеспечить и укрепить безопасность в этих странах", заметил Александров.

Решение о создании Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ - естественный ход развития организации, заявил в беседе с ИА REGNUMэкс-замминистра обороны Армении Ваан Ширханян. "Страны-члены ОДКБ имеют задачи по обеспечению собственной безопасности, которые становятся более актуальными в связи с расширением НАТО, и я считаю, что такое решение было ожидаемым", подчеркнул он. Комментируя возможную выгоду от создания КСОР для Армении в карабахском вопросе, Ширханян отметил, что безопасность Карабаха в первую очередь - задача всего армянского народа. "Если мы будем надеяться на какие-либо структуры в вопросе обеспечения безопасности Карабаха, то в первую очередь пострадает сам Карабах. Мы всегда должны обеспечивать его безопасность самостоятельно, и потом только - путем международных соглашений и так далее", подчеркнул он. В целом экс-замминистра обороны положительно оценил деятельность Армении в ОДКБ. "Союзнические отношения Армении с Россией не имеют альтернативы, и их развитие исходит из интересов армянского народа", резюмировал Ширханян.

Газета "Азг" отмечает, что "новая активизация ОДКБ начинается в то время, когда председателем этой структуры является Армения". То есть, заключает газета, "военная активизация, которую проявляют страны-члены ОДКБ, и создание военных подразделений прямо исходит также из интересов Армении, для которой участие в ОДКБ и военный союз с Россией имеют стратегическое значение для безопасности нашей страны". "Этот факт является наилучшим ответом бряцанию оружием со стороны Баку. И, одновременно, хорошая гарантия во время активизирующихся армяно-турецких переговоров".

Газета "Айкакан жаманак", комментируя создание КСОР, пишет, что таким решением ОДКБ формально из политического блока превращается в военно-политический, в котором очевидное лидерство принадлежит России. По мнению газеты, посредством КСОР Москва "своеобразно отвечает на расширение НАТО на Восток. "Кроме того, таким образом РФ пытается предотвратить углубление индивидуального военного сотрудничества НАТО с отдельными постсоветскими государствами, установление на территориях последних военных баз НАТО, а со временем - изгнать с территории СНГ американо-натовские силы". Газета отмечает, что посредством ОДКБ Кремль намерен создать серьезный противовес НАТО и изменить существующую расстановку сил в мире.

Подписанное на днях соглашение по созданию Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) ОДКБ является чисто пропагандистским шагом, направленным на решение Россией нескольких сиюминутных задач. Об этом заявил военный эксперт Армянского Центра Политических и Международных Исследований Рубен Меграбян. "Причем, эти задачи скорее психологические, чем политические. Это соглашение по сути - просроченное обезболивающее против фантомных болей от тающего влияния и уважения все более ожесточающейся державы, диверсифицированная "кузькина мать" "американскому империализму и натовской военщине", задержавшимся в Афганистане и Ираке, попытка поднять ставки в Большой Игре на постсоветском пространстве, в Центральной Азии. В итоге получилось так, что хотелось как лучше, а получилось как всегда. То есть никак, как и подавляющее большинство всяких подобных договоров в формате СНГ", отметил Меграбян. По словам эксперта, страны-участники соглашения не обладают надлежащим трансляционным потенциалом для эффективного и оперативного использования силы в той или иной чрезвычайной ситуации в огромном пространстве между Европой и Тихим Океаном, "не уступающей" НАТО, о чем недвусмысленно намекнул президент Медведев, но не сказал - чем и как. "Т.е декларированные задачи по масштабу не соответствуют уровню организации и материально-технического обеспечения армий всех без исключения стран-участников. Да, в том числе и России, о чем нас информируют открытые источники. Да и вообще, решение подобных задач предполагает постиндустриальный уровень базовых характеристик и параметров армий, чего нет, и еще долго не будет", сказал Меграбян. Что касается остальных стран-подписантов, то, по его словам, договор их ни к чему особенному не обязывает и ничего им не дает. "Однако они приехали и тихо подписались, т.к. сильно напуганы все более неадекватными и все более жесткими требованиями российской стороны в обмен на деньги, в которых они все больше нуждаются. Соглашение является очередным свидетельством видимой лояльности властей большинства постсоветских стран путинской России, в виде мессиджа, направленного на Запад, положительный ответ на извечный вопрос: "Ты меня уважаешь?". В военном же отношении остается только напрячь фантазию и представить, допустим, узбекский и таджикский спецназ, спешащий по воздушному пространству Азербайджана на помощь братской Армении, отражающей, к примеру, турецкую агрессию, или армянских десантников, отражающих вылазки фундаменталистов на Памире. Слишком дорого и несерьезно", подчеркнул Меграбян. (HAYINFO.ru).

На наших глазах два дня назад была поставлена жирная точка на многолетней, так называемой комплементарной политике, благодаря которой Армении удавалось удерживаться на плаву. Армения, которая много лет балансировала между Западом и Россией (хотя в последнее время стала грозиться уйти на Восток), два дня назад сделала выбор. Она фактически дала клятву на верность России, а это, как минимум, значит, что если США, вопреки воле Путина, продолжат использование аэродрома "Манас" в Кыргызстане, Армения будет вынуждена послать своих солдат в Кыргызстан. Это значит, что если у Узбекистана возникнут с Афганистаном проблемы с наркотрафиком, Армения будет вынуждена отправить своих солдат на войну. Это означает, что если кому-то захочется спровоцировать в Карабахе стычку на границе, у России будут все основания, чтобы ввести туда свои войска. И событие такой важности стыдливо умалчивается в Армении. По телеканалам можно увидеть что угодно - 10-минутный репортаж о том, как волки напали на стадо овец, разглагольствования политиков о резолюции ПАСЕ, список ресторанов, не выдающих контрольно-кассовые чеки, а вот о том, что страна резко изменила вектор внешнеполитического направления - ни слова. Никто не выступает против, правда, и сторонников этого решения немного. А вернувшийся из Москвы Серж Саргсян, чтобы не отвечать на вопросы о ОДКБ, тут же приступил к расследованию убийства замначальника Полиции. Хотя и спрашивать-то некому. Армянская общественно-политическая элита превратилась в бесформенную массу, перед которой стоит одна задача - оправдывать действия властей. Зачастую постфактум, потому что об этих действиях многие даже не знают заранее. Перед поездкой в Москву Серж Саргсян не собрал лидеров 50 партий и не стал с ними совещаться по поводу столь важного шага. Он не стал собирать депутатов и спрашивать, по какому пути пускать армянский поезд- западному, северному или южному. Интересно, знали ли члены армянской делегации в ПАСЕ, что пока они там воюют за то, чтобы Армению не лишили права голоса, в Москве уже готовится соглашение, ставящее под сомнение сотрудничество Армении с ПАСЕ? Вряд ли. В Армении даже неприлично спрашивать, почему нас не спросили. Хорошо еще, что постфактум сообщают. А то могли бы и не сообщать. Потому что, как говорит президент, "они" все неправильно понимают и интерпретируют. Правда, никогда не конкретизируется, кто есть "они" и кто есть "мы". А "они" - это мы с вами. И нас тоже не спросили, согласны ли мы в этот сложный геополитический момент быть в одной связке с Россией? Или мы не понимаем, чем это нам грозит? ("Лрагир").

Стабилизационный кредит

Как сообщает ИА REGNUM, министр финансов России Алексей Кудрин, выступая в Лондоне перед представителями британских деловых кругов, подтвердил намерение РФ оказать финансовую помощь странам СНГ. По его словам, Белоруссии и Киргизии выделяется кредит в размере $2 млрд, а Армении - $500 млн. По словам министра, к Москве за предоставлением стабилизационного кредита обращаются и другие страны.

Россия может потребовать от Армении войти в рублевую зону. Об этом в беседе с журналистами 3 февраля заявил председатель постоянной парламентской комиссии по экономическим вопросам Вардан Айвазян. Он отметил, что каждый, кто предоставляет кредит на определенную сумму, ставит соответствующие условия. Каждая сделка, заключенная между двумя государствами, должна быть обсуждена в парламенте и ратифицирована, а ее суть - представлена общественности, подчеркнул он. (Armenia Today).

Парламентская фракция "Наследие" против решения экономических проблем за счет увеличения внешнего долга. Об этом, комментируя предстоящее получение Арменией кредитов от России и Всемирного банка, заявил на пресс-конференции 5 января глава оппозиционной парламентской фракции "Наследие" Армен Мартиросян. Депутат отметил опасность увеличения внешнего долга Армении. "Если курс драма будет сдерживаться Центробанком за счет иностранных кредитов, думаю, это чревато рисками, особенно, если будет потребность в средствах для оборонных нужд. Внешние кредиты, к сожалению, исчезают в коррумпированных государственных структурах. Груз внешнего долга нельзя оставлять на плечах будущего поколения", отметил он. (ИА REGNUM).

Как сообщает газета "Азг", вице-спикер парламента Армении, член АРФ Дашнакцутюн Грайр Карапетян, отвечая на вопрос, что может потребовать Россия взамен предоставляемого кредита в 500 млн долларов, сказал: "Россия является стратегическим партнером Армении, наши страны - члены ОДКБ, и наши связи с этой страной укрепляются. Следовательно, вполне нормально развивать такие взаимовыгодные связи наподобие предоставления кредита в 500 млн долларов".

Отвечая на вопрос журналистов, какие политические требования были предъявлены Армении Россией взамен полумиллиардного кредита, глава фракции "Оринац еркир" Эгине Бишарян коротко сказала, что "раз мы получили кредит, значит, нам придется возвращать деньги". О других требованиях, по мнению Бишарян, речи нет. Такое же мнение выразил и руководитель фракции РПА Галуст Саакян, который. Он считает, что политических требованияй нет, просто полученный кредит подлежит возвращению. ("Лрагир").

По мнению газеты "Капитал", предоставление Киргизии российского кредит в 2 млрд долларов, когда Россия сама в кризисе, является исключительно политическим шагом. "Если во имя 2 млрд долларов киргизы вынуждены пойти на такую серьезную уступку, как противопоставиться глобальным интересам США, то нет никакой гарантии, что, предоставляя кредит Армении Москва серьезных политических требований не представит. Вспомним, как взамен долга в 100 млн долларов Армения была вынуждена передать России ряд стратегических объектов тогда, когда Москва "с удовольствием" прощала многомиллиардные долги арабским и африканским странам", напоминает газета "Капитал".

Газета "168 Жам" отмечая, что об условиях предоставляемого кредита ничего не известно, пишет, что российские эксперты и СМИ уже раскритиковали власти РФ за предоставление другим странам миллиардов долларов, да еще и в условиях кризиса. "Миллиардные подарки, которые мы делаем некоторым дружественным странам, не являются гарантией того, что они будут полностью преданы России. Мы пытаемся их купить, да еще и по очень высокой цене, еще и в условиях кризиса", пишет, согласно "168", одна из российских газет, "естественно, отмечая в ряду "дружественных стран" также и Армению". "168" передает также слова лондонской "The Times": "Армения почти что, государство-вассал, поскольку часть своих экономических инфраструктур продала российским компаниям". Условия российского кредита, пишет "168", рано или поздно станут известны и, вовсе не исключено, что Армения в результате лишится и отмеченного английской газетой статуса "почти что". "Если вспомнить, что Армения стала вассалом или, как людят говорить русские, форпостом, всего за 100 млн долларов отдав России свои важнейшие инфраструктуры, то в случае с 500 млн долларов ситуация может быть намного серьезнее.

Какие условия выдвинуты Армении взамен получения "стабилизационного кредита" в 500 млн долларов, и на что согласились отечественные власти, неизвестно. Согласно официальным армянским источникам, переговоры вокруг условий получения кредита продолжаются. В том, что такие условия есть, и они носят политический характер, никто в Армении не сомневается. По мнению координатора внешних связей Армянского Национального Конгресса, бывшего пресс-секретаря МИД Армении Владимира Карапетяна, поскольку предыдущая власть, то есть Роберт Кочарян, большую часть имущества Армении и инфраструктур на различных условиях передала ряду российских компаний, то в данный момент Армении особенно нечего отдавать России. "Следовательно требования будут политическими. Те интересы, которые имеет в регионе РФ, Армении будет трудно удовлетворить", заметил Карапетян, добавив, что не верит в возможность признания Арменией независимости Абхазии и Южной Осетии или вхождения тем или иным образом в рублевую зону. Вместе с тем, по сообщению источников газеты "Аравот", российская сторона предложила правительству Армении впредь рассчитываться за газ, электроэнергию и атомное топливо в российских рублях, что, считает газета, механически означает вхождение в рублевую зону. Отмечая, что официальный Ереван пока о кредите не говорит, и то, что заявление о предоставлении Армении кредита в 500 млн долларов Кудрин сделал на фоне этого молчания в Лондоне, по словам газеты, некоторыми армянскими экспертами это заявление расценивается как своеобразная форма давления на правительство Армении, дабы оно согласилось на условия РФ. Газета добавляет также, что обсуждение возможности вхождения Армении в зону рубля или Таможенный союз ЕврАзЭс вызвало в Армении серьезные внутривластные разногласия. По имеющимся у "Аравот" сведениям, против этого выступает, в частности, премьер-министр Армении Тигран Саргсян.

Газета "Чоррорд ишханутюн" пишет: "Наконец Россия решила предоставить Армении "стабилизационный кредит" в 500 млн долларов. Вернее, заявила о принятии такого решения. Дело в том, что по некоторым сведениям, в действительности власти Армении долго и упорно просили Россию, если и не дать, то хотя бы заявить, что дают, чтобы возможно было "на таком оптимистическом фоне" найти другие источники денег. Так что не ясно, дойдет эта сумма или нет. Тем более, что условия предоставления кредита не оглашаются (по достоверным сведениям, эти условия настолько тяжелы, что брать такой кредит просто глупо). Но зачем России-то давать кредит? Так или иначе, в случае с Арменией они в состоянии полностью контролировать так называемую "экономику" страны, а убыточная хозединица им не нужна. Армения нужна России лишь как военная база (как это стало очевидно с Киргизией), но и в этом вопросе у них нет проблем. Зачем платить за то, что предлагают даром?"

Поздно вечером 9 февраля "А1+" распространило сообщение Министерства финансов Армении о том, что между правительствами Армении и России подписано предварительное соглашение "О предоставлении Россией Армении государственного кредита". Согласно соглашению, российская сторона предоставит Армении государственный кредит в 500 млн долларов США с целью нейтрализации негативных последствий всемирного экономического кризиса на экономику США. Кредит будет предоставлен сроком на 15 лет, из коих 4 года льготных. "Предварительное финансовое соглашение не предполагает выполнения Арменией каких-либо нефинансовых обязательств, кроме того условия, по сравнению с сформированными на нынешнем финансовом рынке, мягкие", говорится в сообщении.

1 марта

Компартия Армении выступает за немедленное освобождение заключенных по событиям 1-2 марта в Ереване. Об этом в ходе пресс-конференции 5 февраля заявил ее первый секретарь Рубен Товмасян. "Заключенные по событиям 1-2 марта в Ереване должны быть немедленно освобождены. Это люди, воевавшие за Армению, депутаты, значит представители народа. Все кричали, что в СССР не было свободы слова. Ее и сейчас нет. Иначе как объяснить факт, что этих людей хотят посадить только за их высказывания в адрес властей, только за слова? Уверен, что эти люди будут освобождены, о чем свидетельствует попытка властей внести изменения в статьи УК, по которым их обвиняют", цитирует Товмасяна ИА REGNUM. Как сообщает АрмИнфо, Специальная следственная служба Армении обратилась к МВД РФ за помощью в проведении дополнительной баллистической экспертизы в рамках уголовного дела по событиям 1 марта 2008 г. Согласно пресс-службе Генеральной прокуратуры Армении, вопрос касается возможности отождествления патронов типа "Черемуха-7" с газовыми баллонами. Таким образом, ожидается, что специалисты Экспертного центра МВД РФ смогут прояснить вопрос, есть ли методика идентификации газового баллона с оружием, из которого он был выпущен и есть ли возможность установить, явилось ли примененное спецсредство причиной гибели людей. Для осуществления экспертизы Центру в 6 пакетах переданы газовые гранаты патронов типа "Черемуха-7" и направляющие их пластмассовые головки.

Как отмечает газета "Айкакан жаманак", из содержания сообщения Генпрокуратуры становится ясным, что вопросы сформулированы так, чтобы российские эксперты отказались давать положительный ответ. "Дело в том, что следователи по уголовному делу "1 марта" пожелали выяснить, существует ли разработанная методика идентификации газового баллона с оружием, из которого он был выпущен. А для существования такой методики необходимо, чтобы были многочисленные случаи убийств "Черемухой-7". Однако думаем, что армянские правоохранители просто уверены, что вряд ли найдутся другие правоохранители с таким преступным талантом, и вряд ли у какого-либо полицейского могла бы когда-либо возникнуть мысль убивать таким спецсредством людей". Следовательно, заключает "Айкакан жаманак", армянские правоохранительные органы уверены, что российские эксперты сообщат, что подобной методики нет и вопрос на этом будет закрыт.

Генеральный секретарь Совета Европы Терри Дэвис в эксклюзивном интервью газете "168 Жам" сказал: "Я очень озабочен фактами убийств. На улицах Еревана были убиты 10 человек. я пока не слышал, чтобы кто-нибудь был бы привлечен к ответственности за эти убийства. А убитые были рядовыми гражданами".

По сообщению газеты "Аравот", общественная организация развития "Евроканч", которая начиная с августа 2008 года проводит активную работу по организации правовой и социальной поддержке политзаключенных, лиц, преследуемых по политическим мотивам и репрессированных, а также семей 10 жертв трагических событий 1 марта, подвела итоги своей деятельности за прошлый год. По словам координатора организации Манушак Петросян, 74 бенефициариям, в том числе арестованным, находящимся в розыске и каждой из 10 семей погибших, начиная с сентября 2008 года выделяется по 80.000 драмов (около$260). Кроме этой, выделяемой на личные нужды суммы, оплачиваются также услуги адвокатов. По ее словам, семьи жертв получили уже по 300.000 драмов (около$1000). Отвечая на вопрос газеты, Манушак Петросян сказала, что с сентября по 31 декабря на счет организации поступили добровольные взносы на сумму 18 млн 114 тыс. 285 драмов, из коих 17 млн 35 тыс. 577 драмов из США и 1 млн 78 тыс. 708 из Армении. Полученные из США деньги перечислили 2 организации - Армянское гражданское сообщество ($41 тыс.) и Центр гражданского развития ($15 тыс.). Уже в январе этого года Центр гражданского развития США перечислил еще 15 тыс. долларов, собранных во время благотворительной акции 22 декабря в Лос-Анджелесе. Поступления продолжаются и, по словам Петросян, к середине месяца бенефициарии получат свои очередные пособия. Как сообщает "Аравот", Манушак Петросян призвала соотечественников в Армении и за рубежом продолжать помогать семьям заключенных и жертв "1 марта": "Поверьте, это программа, направленная на формирование гражданского общества. Каждый из нас должен понять, что проблема заключенных - не только их проблема их и их семей, но и наша общая проблема. Тем более, что эти люди оказались в неволе за защиту и наших с вами прав".

"Дело семерых"

Фракция Национального собрания Армении "Наследие" 4 февраля начала сбор подписей депутатов о созыве внеочередной сессии парламента РА 5 февраля в 18:30. Планировалось обсудить вопрос о признании недействительными решений НС от 4 марта 2008 года относительно одобрения ходатайства Генерального прокурора РА по привлечению депутатов НС Миасника Малхасяна, Сасуна Микаеляна, Акопа Акопяна и Хачатура Сукиасяна в качестве обвиняемых в связи с событиями 1 марта 2008 года в Ереване и по их аресту. Под формуляром, официально полученным из аппарата НС, первыми стоят подписи находящихся ныне под арестом 3-х из 4-х депутатов. С этой целью пенитанциарное учреждение посетил руководитель фракции "Наследие" Армен Мартиросян. Под формуляром, в установленный Законом - регламентом НС срок - до 11:48 5 февраля, подписались члены фракции "Наследие", независимые депутаты Виктор Даллакян и бывший спикер парламента Армении Тигран Торосян. Для созыва заседания необходимо было собрать подписи как минимум 1/3 депутатов НС - то есть 44 депутатов, между тем число подписей составило всего 11. ("Ноян Тапан").

Власти Армении не отступают от своей политики любым способом завершить судебное разбирательство над лицами, проходящими по "Делу семерых". Это особенно ощущается в свете последних событий, когда ПАСЕ не лишила Армению права голоса в организации, дав ей время на "исправление" до весенней сессии Ассамблеи. Как отмечает Armenia Today, судебное слушание, по этому делу постоянно откладывается из-за того, что подсудимые не встают при входе судьи в зал заседаний, что дает судье повод применить в их отношении санкцию - удаление из зала суда. А согласно действующему законодательству, по определенным преступлениям слушания без присутствия обвиняемых недопустимо. Именно посему власть засуетилась. Уже в ходе заседания первой в 2009 году четырехдневки в парламенте Армении на обсуждение депутатов был представлен законодательный пакет, согласно которому, если в ходе судебного процесса подсудимый препятствует естественному ходу судебного заседания или не выполняет указания судьи, то судья имеет право удалить последнего из зала судебного заседания и продолжить процесс в его отсутствии. Как отметил министр юстиции Геворк Даниелян, "пункт, который принят во всех странах, когда-то действовал и в Армении, но потом был изменен". Даниелян, добавил, что в случае удаления подсудимого из зала судебного заседания, его защитник обязан должен участвовать в судебном процессе, если же адвокат не пожелает участвовать в судебном заседании, то суд имеет право сам назначить судебного защитника, чтобы было возможно продолжить процесс. Министр уверил, что эти реформы не имеют ничего общего с "Делом семиерых", а то, что изменения проводятся именно сейчас - "чистая случайность". Даниелян подчеркнул, что изменения были инициированы 5 месяцев назад, а тогда "ни у кого и в мыслях не было, что это можно использовать из политических соображений". Агентство напоминает, что по "Делу семерых" проходят семеро активистов команды лидера армянской оппозиции, первого президент Армении Левона Тер-Петросяна - депутаты парламента Армении Миасник Малхасян, Акоп Акопян, Сасун Микаэлян, экс-министр иностранных дел Армении Александр Арзуманян, бывший начальник охраны экс-главы МВД Армении Вано Сирадегяна - Сурен Сирунян, экс-мэр города Абовян Григор Воскерчян и Шант Арутюнян. Их обвиняют по пункту 3 статьи 225 (организация массовых беспорядков, сопровождающихся убийствами) и пункту 1 ст. 300 (узурпация государственной власти) Уголовного кодекса Армении. Малхасян также обвиняется по пункту 2 статьи 316, за руководство сопротивлением полиции. Микаэлян также обвиняется за незаконное ношение оружия (пункты 1 и 2 ст. 235 УК Армении). Процесс по делу стартовал 19 декабря.

Газета "168 Жам" пишет, что вице-спикер армянского парламента, член АРФ Дашнакцутюн Грайр Карапетян в ходе парламентского бриффинга опроверг заявление министра юстиции Геворга Даниеляна о том, что изменения, внесенные в Гражданско-процессуальный кодекс (по которым судья получает право вести судебный процесс в отсутствии обвиняемых) не имеют ничего общего с судебным процессом по "Делу семерых". "Мы этот закон изменили, чтобы можно было продолжать судебный процесс (по "Делу семерых", - ред.). Создалась патовая ситуация. Мы изменили статью, чтобы суд был продолжен - сколько должны эти люди сидеть? Наверное они получили политический заказ насколько можно растянуть процесс. Не знаю для чего".

Комментируя законодательные поправки, газета "Айкакан жаманак" пишет: "Очевидно, что власти уже не сомневаются в том, что расследование уголовного дела по "1 марта" для них провалилось, и в нормальных условиях оно может быть чревато непредсказуемыми последствиями. Потому и разработали вариант, дающий им возможность проводить судебные процессы в стиле 1937 года: в суде будут присутствовать лишь судья и прокурор, которые позже известят обвиняемых о своем решении".

На вопросы АрмИнфо отвечает Омбудсмен Армении Армен Арутюнян

Как Вы прокомментируете начавшийся 19 декабря судебный процесс по так называемому "Делу семерых" и как, в частности, Вы относитесь к предложению стороны обвинения вести дальнейшие слушания в отсутствие обвиняемых?

Слушания по "Делу семерых" в отсутствие подсудимых невозможны, для этого придется вносить поправки в закон. Сразу скажу, что я не намерен выступать с оценками "Дела семерых" до завершения судопроизводства. Учитывая то, что "Дело семерых" уже передано в суд, а это дело станет пробным камнем для определения дальнейшего пути развития нашей страны, я решил не нарушать принцип свободы суда. По прецедентному праву Страсбургского суда, выражение мнений параллельно судебному процессу могут рассматриваться как посягательства на свободу суда и попытка осуществить параллельный процесс. Что же касается того, что заседания по "Делу семерых" уже 7 раз переносились с одинаковой формулировкой "из-за неуважения к суду со стороны подсудимых" замечу, что дело постепенно рискует полностью перейти из правовой плоскости в политическую. Скажу также, что дальнейшее осуществление судебного разбирательства без участия в судебном процессе подсудимых, как это предлагает один из представителей стороны обвинения, невозможно. Такое возможно только в случае кассационных слушаний, а для того, чтобы это осуществить в 1-й инстанции придется специально вносить поправки в закон.

Как Вы прокомментируете уже вынесенные судами приговоры по делам, касающимся событий 1 марта?

Если судебные вердикты по событиям 1 марта 2008 года в Ереване будут обжалованы в Европейском Суде по правам человека, они там не выдержат никакой критики. Проведенный моими сотрудниками мониторинг судебных процессов по уголовным делам, касающимся трагических событий 1 марта в Ереване, показал, что доказательная база стороны обвинения на судебных процессах по этим делам выглядела неубедительно. На судебных процессах по делам, касающимся 1 марта, суд почти всегда защищал подходы обвинительной стороны, обвинение основывалось на неубедительных показаниях, и если приговоры будут обжалованы в Европейском Суде, они не выдержат там "испытания на прочность".

Что Вы можете сказать о фактах насилия и давления на лиц, находящихся под стражей?

В Армении в настоящее время сложилась достаточно сложная ситуация с насилием в отношении находящихся под стражей. Что касается насилия в отношении как подсудимых по так называемому "Делу семерых", так и осужденных по делам о событиях 1 марта, в целом напомню, что адвокат подсудимого по "Делу семерых" экс-мэра Абовяна Григора Воскерчяна Степан Восканян ранее сообщил мне о том, что его подзащитный подвергся избиению в УИУ "Нубарашен". По моему поручению сотрудники моего офиса посетили УИУ "Нубарашен", где встретились с Воскерчяном. Григор Воскерчян рассказал им о том, что 23 декабря в 10.00 в тюремную камеру с целью проведения обыска зашли дежурный по этажу Татул Акопян и незнакомые ему лица. Во время обыска один из обыскивающих, узнав, по какой статье Уголовного кодекса обвиняется Воскерчян, сильно ударил его по лицу, а потом и по правой ноге. Из-за нанесенных ударов у Воскерчяна сильно ухудшилось самочувствие, что стало причиной его опоздания на заседание суда. Позднее в результате проведенного служебного расследования сотрудник Управления исполнения уголовных наказаний получил строгое предупреждение. Что же касается уже осужденного по делам о событиях 1 марта - Вардкеса Гаспари, пожаловавшегося мне на нарушение своих прав, то я уже направил соответствующую бумагу в Министерство юстиции, но пока ответа не получил. В целом складывается впечатление, что задержанные или находящиеся под арестом граждане и не только по делам, связанным с событиями 1 марта, в большинстве случаев опасаются сообщать о насилии или давлении в своем отношении, которым они подвергаются в Полиции или местах лишения свободы, зачастую объясняя наличие синяков банальным падением. Мы неоднократно обращались в Генеральную Прокуратуру за разъяснением подобных случаев, однако получали один и тот же ответ - подобная информация является необоснованной.

Как, по-Вашему, может отразиться на ситуации с правами человека в Армении принятая 27 января в Страсбурге резолюция Парламентской Ассамблеи Совета Европы о неприменении санкций к Армениии и не лишении армянской делегации права голоса?

Вы знаете, то, что Парламентская Ассамблея Совета Европы не применила санкций к Армении и не лишила армянскую делегацию права голоса, позволит Ассамблее продолжить проведение мониторинга в отношении демократических процессов в РА. Ведь санкция - это всегда разрыв, прерывание некоего процесса, а предоставление дополнительного времени позволит ПАСЕ продолжит проведение мониторинга. Все-таки я бы хотел, чтобы мы сами выправляли ситуацию в своем государстве, не оглядываясь на ПАСЕ и не ожидая ее резолюций. (АрмИнфо).

Утверждения делегатов Парламентской Ассамблеи Совета Европы, комиссара по правам человека СЕ Томаса Хаммарберга, омбудсмена Армении Армена Арутюняна, депутатов и политических деятелей нашей страны о том, что они "не знают, есть в Армении политзаключенные или нет", хотя и представляют собой высшую степень фарисейства. Подход "давайте посмотрим, чем закончится судебный процесс по "Делу семерых" и только тогда скажем, есть политзаключенные или нет" не представляется логичным. Судебные процессы по делам, скажем, Давида Матевосяна или Смбата Айвазяна уже завершены и нет даже доли сомнения в том, что судебные приговоры, вынесенные на основе показаний 1-2 напуганных полицейских, носят сугубо политический характер. Проявлять страусиный подход, пытаясь не замечать данный факт, мягко говоря, некрасиво. ("Аравот").

Оценки новой резолюции ПАСЕ

То, что из принятой 27 января ПАСЕ резолюции 1643 по Армении было изъято слово "политзаключенный", а армянская делегация не лишилась права голоса, содокладчики по Армении Мониторинговой комиссии СЕ Жорж Коломбье и Джон Прескотт обусловили готовностью властей Армении реформировать статьи 225 и 300 УК Армении, содержащие политический контекст и широкие возможности для разночтений. Речь идет о статьях "Массовые беспорядки" и "Узурпация государственной власти", а основная цель реформирования - освобождение политзаключенных. Предполагается, что в результате законодательных изменений, которые предполагается осуществить до апрельской сессии СЕ, должны быть освобождены более двадцати осужденных и обвиняемых по статьям 225 и 300 УК Армении, а также семь человек, проходящих по "Делу семи". Да и не только они. Между тем, отмечает газета "Аравот", часть армянской оппозиции скептически настроена в вопросе о том, что власти проявят политическую волю и желание освободить политзаключенных хотя бы в результате такого процесса. Другая часть оппозиции питает слабые надежды на то, что указанные законодательные изменения являются для властей удобным предлогом не пойти на попятную и в то же время избавиться от политзаключенных. Во всех случаях представители оппозиции считают, что власти попытаются сделать все, чтобы и указанные статьи представить ПАСЕ в "реформированном" виде, и не выпустить на свободу политзаключенных. Сами же представители власти, отмечает газета, дают весьма общие ответы на вопрос том, будут ли в конце концов освобождены осужденные и обвиняемые по статьям 225 и 300 УК РА в результате внесения в них обещанных изменений.

"Учитывая презумпцию невиновности, мы не можем утверждать, что распространители идей преступлений, предусмотренных статьями 225 и 300 являются преступниками. Однако очевидно, что опасность в этом случае очень велика. Расследование уголовных дел, возбужденных по поствыборным событиям также показало, что в отдельных случаях люди просто выражали свою политическую позицию и в результате различных обстоятельств оказались в сети уголовно наказуемых действий. Считаю, что статья 225 должна определять наказание за организацию массовых беспорядков, а все возможные сопутствующие обстоятельства - отягчающими обстоятельствами. Что касается статьи 300, то весь комплекс узурпации власти не может рассматриваться как одно действие и наказываться одной статьей уголовного кодекса. Надо различать также тех, кто призывает к свержению власти и тех, кто выполняет конкретные действия", сказал в беседе с газетой "Айоц ашхар" член Временной парламентской комиссии по расследованию событий 1 марта Арцвик Минасян.

Газета "Площадь" пишет: "Принимая 27 января резолюцию 1643 и давая Армении срок до апреля, ПАСЕ, по сути, выразил не стоьлко беспокойство, сколько недоумение в связи с сложившейся в Армении ситуации. Европейцы ясно дали понять, что одним наказанием вопрос не решить. Но вся проблема в том, что созданию такой ситуации в Армении все эти годы способствовала именно она, Европа. И дело не только в позиции, которую европейские наблюдатели занимают во время выборов. Дело, в первую очередь, в неоднозначных результатах воздействия европейской политики на демократизацию Армении".

Такого же мнения придерживается и "Айкакан жаманак": "Армения не только пожелала, она предприняла титанические усилия на пути вхождения в Совет Европы. То есть, входя в состав СЕ, Армения просила следить за своими внутриполитическими развитиями, чтобы, в случае если в этих развитиях наметятся отходы от демократии, верховенства закона, станут попираться права человека, Европа бы предприняла шаги на то, чтобы привести нас в чувство. Если смотреть на вопрос с этой стороны, становится очевидным, что Совет Европы и Парламентская Ассамблея не выполнили в отношении нашей страны ни одного своего обязательства. Вспомним только события последних лет Армении, которые имели отношения к обязательствам, взятым по отношению к нашей стране этой структурой: закрытие телекомпании "А1+", фальсификация президентских выборов 2003 года, монополизация телеэфира, извращение избирательной системы, формирование структуризированной машины фальсификации выборов, предрешенность парламентских выборов 2003-2007 гг., фальсификация итогов референдума по изменению Конституции в 2005 году. И, наконец, фальсификация президентских выборов 2008 года. За все это время ПАСЕ фиксировала в Армении только прогресс, став, таким образом, соучастницей всех негативных явлений".

Армянский национальный конгресс (АНК) выступает против новой резолюции ПАСЕ. Заявляя об этом в очередной раз в ходе пресс-конференции 3 февраля, координатор АНК Левон Зурабян объяснил, что резолюция 1643, по сравнению с проектом решения Мониторинговой комиссии от 17 декабря, стала необоснованным шагом назад. Зурабян заявил, что оппозиция не верит в гарантии властей Армении в обмен на то, чтобы армянскую делегацию в ПАСЕ не лишали права голоса, измененть статьи 225 (массовые беспорядки) и 300 (узурпация государственной власти) УК. "Поведение властей до сегодняшнего дня доказывает, что им верить нельзя", заявил Зурабян, добавив, что "если Совет Европы верит данным гарантиям властей, то отныне вопрос освобождения политзаключенных становится вопросом ответственности СЕ". (Armenia Today).

К митингу 1 марта

По сообщению представителя Армянского национального конгресса Давида Шахназаряна, обвинительное заключение объемом в 200 страниц "о преступлениях, совершенных против человечества Робертом Кочаряном" в ходе событий 1 марта, а также в течение 10 лет правления, в феврале будет направлено в Гаагский уголовный суд. ("Ноян Тапан").

9-го февраля Армянский национальный конгресс сообщил мэрии Еревана о своем намерении провести 1 марта митинг и шествие. "Митинг состоится при всех обстоятельствах", сообщил "А1+" пресс-секретарь АНК Арман Мусинян. В вопросе выбора места проведения митинга, оппозиция дает мэрии возможность выбора, предложив либо площадь перед Матенадараном, либо Северный проспект. По завершении митинга намечается шествие к памятнику Александру Мясникяну, где будут возложены цветы в память жертв 1 марта.

Во избежание возможных провокаций каждому участнику намеченного на 1 марта митинга оппозиции будет выдана специальная памятка. Об этом, передает АрмИнфо, заявил в ходе пресс-конференции координатор центрального офиса оппозиционного Армянского национального конгресса Левон Зурабян. Он напомнил, что на 1 марта - годовщину трагических событий в Ереване, когда в результате столкновений демонстрантов с Полицией погибли 10 и ранения получили более 200 человек - намечен массовый митинг оппозиции и шествие протеста. "Во избежание возможных провокаций со стороны властей каждому участнику акции протеста будет выдана памятка - "Как себя вести, чтобы избежать возможных провокаций", сообщил Зурабян.

Газета "Жаманак" сообщает, что турецкая компания по изготовлению оборонительной техники "Nurol Machinery and Industry inc.", после переговоров с армянскими властями, решила продать Армении машины-водометы. Замдиректора компании Танджу Торун во время демонстрации предоставляемых Армении водометов заявил, что заказ на них поступил в прошлом году. Торун не уточнил количество купленных Арменией машин, однако отметил, что переговоры закончились успешно, и турецкая сторона сделала бульшие уступки в цене. Наиболее примечательным газета считает то, что окончательную сделку Турция наметила на 24 апреля.

В 2009 году Армения не собирается покупать у Турции водометы. Как сообщил корреспонденту PanARMENIAN.Net глава пресс-службы Агентства по государственным закупкам Армении Васак Тарпошян, Полиция Армении, как в прошлом году, так и в этом не обращалась к Агентству с подобной просьбой. "Полиция должна обратиться к нам с заявкой, чтобы Агентство по госзакупкам объявило конкурс для приобретения какой-либо техники. Но такой заявки со стороны Полиции не было", сказал Тарпошян. На презентации нового бронетранспортера Ejder (Дракон), представитель фирмы Nurol Machinery and Industry Inc Танджу Торун заявил, что фирма собирается продать Армении водометы для разгона демонстраций, передает агентство.

Впереди 1 марта, и, хотя пару дней назад власти опровергли разговоры о закупке в Турции бронетехники, есть мнение, что власти скрупулезно готовятся к первомартовскому митингу. Пресс-секретарь оппозиционного Армянского национального конгресса Арман Мусинян в беседе с газетой "Айкакан жаманак" отметил, что власти готовы пойти на сделку с людьми, лишь бы последние отказались участвовать в митинге 1 марта. "Есть данные, что людям предлагают деньги и даже работу, лишь бы они не пошли на митинг", сказал Мусинян.

Провластная газета "Айоц ашхар" пишет: "Насколько известно, АНК перед митингом 1 марта раздал своим активистам памятки, где говорится, как должен вести себя на митинге революционный актив. Первый пункт памятки гласит: "Участник Движения не только не должен оскорблять представителей полиции, но и вовсе не должен входить с ним в контакт". Ну что же, наконец руководство конгресса призналось, на что способны их "мирные демонстранты". И все же о самом главном конгресс упомянуть "забыл". Это то, что "не должно применять насилие в отношении представителя власти". Поскольку кроме оскорблений и ругательств отважные активисты также нападают на полицейских, свидетельством чего мы стали не только 1 марта 2008 года, но и после того".

Газета "Айкакан жаманак": "Мы уже писали о том, что, по нашим сведениям, первый президент Левон Тер-Петросян на днях предложил политическим силам, входящим в Армянский национальный конгресс, в течение недели представить конкретные предложения о предстоящем митинге. Эти предложения должны состоять из трех частей: работы по подготовке митинга, сам митинг и постмитинговые действия. Вопрос, что будет 1 марта и после него волнует тысяч граждан. Во всяком случае, многие воспринимают митинг 1 марта как новое начало. А значит, представление о дальнейших развитиях можно будет уже составить в зависимости от того, как подготовится к этому дню Конгресс и что произойдет 1 марта". Убийство замначальника полиции

Как сообщает АрмИнфо, 3 февраля, около 9 часов вечера у двери собственной квартиры на улице Барбюса был убит заместитель начальника Полиции Армении, курировавший вопросы виз и паспортов, полковник Геворк Мгерян. Киллер выстрелил в голову полковнику, когда тот выходил из лифта. Геворку Мгеряну было всего 34 года. У него осталась жена и трое маленьких детей. До своего назначения в начале июля прошлого года на должность заместителя начальника Полиции, Мгерян работал помощником президента Армении Сержа Саргсяна. Агентство напоминает, что область виз и паспортов стала "первой жертвой" объявленной президентом борьбы с коррупцией, приведшей к массовым кадровым перестановкам. Сфера ОВИРа стала на самом деле образцово-показательной с точки зрения наличия элементарного порядка и верховенства закона. В связи с этим наблюдатели в Армении связывают это хладнокровное убийство молодого полковника с возможным "сигналом" президенту не делать резких шагов.

Газеты предлагают различные версии убийства. "Азг" передает версию руководителя следственной группы Гектора Сардаряна, по мнению которого убийство, предположительно, связано с профессиональной деятельностью жертвы.

О вероятных версиях пишет и "Айоц ашхар": "Одна из версий связана с тем действительным влиянием, которое Геворг Мгерян имел на судебную систему с тех пор, как являлся помощником президента по правовым вопросам. По этой версии, убийство могло было осуществлено из мести стороной, пострадавшей в судебном процессе из-за вмешательства Мгеряна. Согласно второй версии, убийство Мгеряна могло быть заказано, чтобы предотвратить передачу президенту каких-либо важных сведений из полицейских аналов. Предполагается, что в случае передачи этих данных, что могло произойти уже на днях, сразу после возвращения президента, один или несколько высших чинов полиции были бы, мягко говоря, смещены. Одной из версий является также бытовой характер преступления, связанный с бывшей женой убитого и ее новым мужем.

Газета "Айкакан жаманак" обращается к теме личности убитого. "Геворг Мгерян считался одним из серых кардиналов Роберта Кочаряна и одним из его ближайших людей. Настолько близким, что когда последнему приходило в голову "указать место" какому-либо высокопоставленному лицу, то делал он это через Мгеряна. В 2008 году, после президентских выборов Мгерян, как помощник президента, встречался с представителями ПАСЕ. В последние годы правления Кочаряна Мгерян лично контролировал судебную систему. Он же координировал процесс силового выселения жителей нынешнего Северного проспекта - начиная от судебных процессов и заканчивая физическим выселением. В 2006 году Мгерян был избран членом совета по борьбе с коррупцией при президенте Армении и председателем комиссии по осуществлению антикоррупционной стратегии". Как отмечает газета, образ убитого замначальника полиции не очень положительно освещался в прессе. К примеру, в январе 2002 года статья в газете "Аравот" о действиях Мгеряна была озаглавлена "Башку разобью". В 2003 году имя Мгеряна появилось и на страницах "Айкакан жаманак". В статье описывалось поведение Мгеряна во время судебного заседания и говорилось, что "все судебные разбирательства, благодаря поведению Мгеряна, превращались в уличные "разборки".

Очевидно, что скоро власти станут убеждать общество, что не следует делать из одного убийства далеко идущих выводов о том, что по Армении бродит призрак криминала и произвола, поскольку громкие убийства случаются даже в самых спокойных странах, скажем, в Швеции, где много лет назад премьер-министра убили при выходе из театра. Во власти есть пара таких ораторов, которые могут с серьезным выражением лица проводить подобные циничные сравнения. Причем, для государства и общества не столь опасны наемные убийцы, сколь эти самые ораторы, поскольку наемные убийцы находятся на свободе лишь благодаря этим самым деятелям. С другой стороны, как бы ни звучало это цинично и странно, но криминал в Армении вовсе не находится в состоянии безнаказанности, произвола и бесконтрольности. Опыт последних лет позволяет полагать, что криминал в Армении контролируется властями и делает то, что нужно властям или отдельным властным группировкам. В любом случае, очевидно, что власти Армении либо бессильны перед криминалом, либо криминал и есть власть, либо же они работают по взаимному согласию. Четвертого варианта, по всей видимости, нет, по крайней мере, поведение власти не позволяет подумать о четвертом варианте. Причем, это давно не новость, просто каждый раз приходится принимать новые тому доказательства. ("Лрагир").

На общество ничто не влияет столь негативно, как случаи убийств, независимо от того, на какой почве они были совершены: внутриполитической, внутри власти, профессиональной деятельности, межличностных отношений. Тем более жестокое убийство должностного лица такого ранга, каковым являлся подполковник Геворг Мгерян. Люди, рядовые граждане справедливо думают: если убивают того, кто призван защищать таких как мы, то что говорить о нашей безопасности. Кто будет защищать наши жизни? Лучше уехать из этой страны, или же, если не можем, то, опустив голову, будем тихо добывать наш хлеб насущный. Страна, государство, народ... Какое нам дело до всего этого? И так думает не только простой гражданин. А также и предприниматель, которого в каждую минуту может угрожать конкурент, завистник, представитель криминала. Часто не понимают, кто чей родственник и враг. Если ликвидируют высокопоставленного сотрудника системы, думают они, то зачем думать об исполнении государственного долга? Наоборот, чем выше должность, тем больше ты подвергнут опасности. Это не государство... Безусловно, во всех странах могут произойти такие вещи, даже еще больше. С той лишь разницей, что в этих странах, даже такой стране, как Италия, за подобными происшествиями следуют эффективные действия органов безопасности, отставки должностных лиц, открытые диалоги с обществом, разъяснения, и, в конце концов, раскрытие преступников даже спустя годы. А у нас? Всего краткое сообщение: "Возбуждено уголовное дело, проводится расследование". Слова, которые вовсе не утешают чувство незащищенности общества. Наоборот, нераскрытость предыдущих и многих подобных случаев помнят и напоминают о них все, еще больше приводя в отчаяние людей. Чувство незащищенности углубляет атмосферу недоверия к властям, различным государственным системам, политическим и общественным структурам. Общество теряет веру в будущее, даже в себя. А неуверенный гражданин не может быть полезным своему государству, семье, даже сам себе. ("Азг").