"Социальному государству - социальные гарантии!" - основная мысль лозунгов, с которыми выйдут завтра на первомайские манифестации профсоюзы области, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

Чем обусловлена именно такая трактовка главных требований профсоюзов? На вопросы нашего корреспондента отвечает депутат Архангельского областного собрания, председатель координационного Совета профорганизаций Северодвинска Михаил Аркадьевич Гмырин.

-- Какие требования предъявляют к власти профсоюзы?

-- Первое и главное - увеличение заработной платы для трудящихся. Ведь резервы существенного увеличения размеров оплаты труда есть даже сегодня. Правительство РФ постоянно говорит о том, что для приближения минимального размера оплаты труда к прожиточному минимуму только по бюджетникам (врачи, учителя, работники культуры) сегодня необходимы затраты, соизмеримые с размером Федерального бюджета. Но кто определил, что этот бюджет оптимальный? В результате мы имеем значительную разницу в уровне оплаты труда и доходах по группам населения. Во всем мире разница в оплате труда высшего менеджмента и рабочих составляет 5 - 8 раз. У нас она может быть и 50 и 100 кратной. В итоге, например, в Архангельской области по статистическим данным за IV квартал 2002 года 20-ти процентная группа населения располагает в суммарном отношении более чем 40 % доходов, зато на другую группу - бедных приходится только 7 % (по 1400 рублей на душу). Я не о том, конечно, что нужно, как когда-то, "отнимать и делить"... Просто отсутствие четкой политики по регулированию запредельных заработных плат и доходов, по использованию полученной прибыли приводит к огромным разрывам по заработной плате и ограничению возможности существенного повышения минимального размера оплаты труда.

-- Вступил в действие новый Трудовой кодекс, защищает ли он права трудящихся?

-- Новый Трудовой Кодекс лишь декларирует право на минимальный размер оплаты труда в объеме прожиточного минимума, однако сроки введения такой зарплаты не определены, и по разным оценкам могут быть растянуты и на 10 и на 20 лет. На начало года в области 352 организации имели задолженность перед работниками (51 тыс. чел.) в сумме более 330 млн. руб. Сегодня этот долг вырос еще почти на 11 %. А статьи Трудового Кодекса, направленные на защиту интересов наемного работника, к сожалению, не реализуются. Многие ли работодатели наказаны за задержку зарплаты?

-- Располагают ли профсоюзы реальной информацией о положении дел в области?

-- Конечно. Статистические итоги по Архангельской области за последние 5 лет красноречивы. Да, не все так плохо, как хочется многим, Поморье развивается, очень многое делает областная администрация, и за это профсоюзы ей во многом благодарны. Но тем не менее... Численность населения области с 1997 года сократилась на 63 тыс. чел. (стабильно около 1 % в год). Если в 97 - 98 годах естественная убыль составляла 6 - 7 тыс. чел, то после дефолта в 1999 - 2000 - 10,5 тыс.чел, в 2001 - 9 тыс. чел. Остальное сокращение приходится на миграцию. Уезжать стали меньше (было 17 тыс. чел. в год, теперь около 10,0 тыс.). Нет денег. Средняя зарплата (165 /115 $), среднедушевые доходы примерно в 1,5 раза меньше, чем в докризисном 1997 году, хотя и выросли в сравнении с началом 1999 года. Средняя продолжительность жизни - 64 года (женщины - 72, мужчины - всего 58 лет). Если до возрастной границы в 45 лет известная песенка врет, и на 10 девчонок приходится не 9, а 11 ребят, то с 45 до 50 лет - мужчин и женщин одинаковое количество, а после 55 уже наоборот - 11 к 10).

-- Профсоюзы хотят вмешаться и в реформу ЖКХ?

-- Не столько вмешаться, сколько повернуть ее, так сказать, "лицом к людям"! Вот, например, конкретное дело. Порядок предоставления гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг на территории Архангельской области утвержден еще 9 августа 2002 года. По мнению Федерации профсоюзов области, установленный порядок предоставления субсидий и расчетов с поставщиками жилищно-коммунальных услуг крайне усложнен, не способствует соблюдению принципа социальной справедливости и ущемляет права граждан, имеющих низкие доходы. Назначение субсидий гражданам не гарантирует возмещение в полном объеме выпадающих доходов организациям, предоставляющим жилищно-коммунальные услуги, из-за сложной системы взаимоотношений поставщиков, отсутствия бюджетных средств и несвоевременного финансирования. В области не создана единая служба расчета и назначения субсидий, установленная доля оплаты населением услуг ЖКХ в муниципальных образованиях значительно различается (от 13 до 22 % стоимости услуг). В ряде субъектов РФ применяется иной порядок предоставления субсидий. Так в Мурманской области субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг выделяются всем семьям, имеющим доход меньше 2-х прожиточных минимумов на одного члена семьи.

В общем, профсоюзам еще есть за что бороться!