"Хорошие отношения" между Гагаузией и Приднестровьем, о которых сказала в ходе визита в Тирасполь гагаузский спикер Анна Харламенко, действительно имели место "до определённого периода". А именно, до момента незаконного смещения коммунистами с поста башкана Гагаузии Дмитрия Кройтора. После же событий 2002 года, названных в автономии коммунистическим переворотом, практически всё сотрудничество комратских властей с непризнанной республикой прекратилось. Контакты свелись к редким телеграммам по случаю важных праздников, и то, каждый такой шаг администрация Табунщика делала с замиранием сердца - вдруг получат по шапке от Кишинева?", - заявил 6 февраля в интервью корреспонденту ИА REGNUM гагаузский политолог Александр Ангели.

В то же время, по его словам, "Гагаузию с Приднестровьем объединяет слишком много обстоятельств, чтобы такая политкорректная и противоестественная для неё сдержанность продолжалась и далее". "Пока власть в Гагаузии принадлежала Партии коммунистов (ПКРМ), многие функции по развитию отношений с левобережьем Днестра взяла на себя гагаузская оппозиция. После прихода в декабре 2006 к власти движения "Единая Гагаузия" были созданы все предпосылки для возобновления "хороших отношений" автономии с Приднестровьем, уже без опасливой оглядки на кишинёвское руководство", - отметил эксперт.

"За последние 2 года, несмотря на множество вызовов, с которыми пришлось столкнуться автономии и которые требовали от её руководства концентрации внимания и всех ресурсов (засуха, выборы в местные органы власти и в Народное собрание, попытки ПКРМ спровоцировать политический кризис), укрепление связей с Приднестровьем также не осталось без внимания, - продолжил Ангели. - Однако в большинстве случаев речь шла о культурном, гуманитарном или экономическом сотрудничестве. Состоявшийся визит спикера гагаузского парламента в Тирасполь можно считать заявкой о готовности Гагаузии включить в повестку дня двусторонних отношений и политическую составляющую".

По мнению политолога, в практическом плане это может означать возобновление деятельности официального представительства Гагаузии в Приднестровье, согласование своих позиций по вопросам молдавско-приднестровских и молдавско-гагаузских отношений, обсуждение перспектив будущей децентрализации власти Молдавии. "Самое интересное, что прагматичное и рациональное обсуждение подобных вопросов, да и многих других, с которыми сталкиваются сегодня Приднестровье и Гагаузия, наверняка приведёт обе стороны к пониманию того факта, что для эффективного решения существующих вызовов необходимо объединение ресурсов. Жаль, что сегодня к такому прагматичному и рациональному диалогу не способно руководство Молдавии. Так, Комрату и Тирасполю приходится сотрудничать "за спиной" у Кишинёва", - подвел итог Александр Ангели.

Как сообщало ИА REGNUM, 5 февраля в ходе встречи в Тирасполе спикера Верховного совета ПМР Евгения Шевчука с председателем Народного собрания Гагаузии Анной Харламенко обсуждались вопросы взаимодействия парламентов Гагаузии и Приднестровской Молдавской Республики. Анна Харламенко заявила, что "целью визита является возобновление и укрепление межпарламентских связей между законодателями Гагаузии и Приднестровья, обозначение направлений взаимодействия и развития отношений приднестровских и гагаузских парламентариев". "До определенного периода у нас были очень хорошие дружественные отношения со структурами законодательной и исполнительной власти Приднестровья. Мы хотели бы и в дальнейшем строить и развивать эти отношения", - отметила Харламенко. В ходе диалога обсуждался опыт законотворческой деятельности сторон, механизмы разработки, внедрения в жизнь нормативных актов и система контроля над их исполнением. Председатель Народного собрания Гагаузии подчеркнула, что "опыт, который проработан в парламенте Приднестровья, будет очень полезен для гагаузских парламентариев". В завершение встречи председатель Верховного совета ПМР Евгений Шевчук выразил "надежду на дальнейшее укрепление деловых связей между гагаузскими и приднестровскими парламентариями, и развитие дружеских отношений между народами двух государств".