Приднестровское урегулирование: "Вряд ли ПМР, Украина или Россия когда-либо согласятся с включением Румынии в переговорный процесс". Выборы в молдавский парламент: "В Молдавии нет партии, готовой предоставить Приднестровью права, о которых принято кричать в молдавском руководстве". Армия: "Надо менять не только министра, но и проводить серьезную реформу в Вооруженных силах".

Приднестровское урегулирование: "Вряд ли ПМР, Украина или Россия когда-либо согласятся с включением Румынии в переговорный процесс"

"Молдавия и Приднестровье вновь начали сталкиваться с дипломатической активностью Румынии, - пишет ИА "Ольвия-пресс". - Сначала румынский министр иностранных дел Кристиан Дьяконеску покритиковал переговорный формат "5+2" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия, Украина - страны-гаранты, ОБСЕ - посредник, Евросоюз и США - наблюдатели - прим. ИА REGNUM) за неэффективность и предложил изменить его. Дьяконеску высказал мнение, что Румынию нужно напрямую подключить к молдавско-приднестровским переговорам, а другие европейские страны должны участвовать в них косвенно. Это заявление вызвало довольно быструю реакцию и самих сторон конфликта, и других участников урегулирования. Приднестровье и Украина выразили свою позицию и посоветовали Румынии, если уж она так желает участвовать в переговорах, воспользоваться возможностями ЕС. То есть предлагать инициативы через Брюссель".

"Идея прямого включения Румынии в переговорный формат на этот раз продержалась всего неделю. Уже 22 января, во время своего визита в Кишинев, Кристиан Дьяконеску отозвал свое предложение. Он отметил, что Бухарест не заинтересован в прямом участии в процессе молдавско-приднестровского урегулирования. Таким образом, за несколько дней позиция Бухареста резко изменилась. Можно почти наверняка сказать, что она изменилась вынужденно, под давлением обстоятельств. Румыния, безусловно, хотела бы усилить свое влияние на молдавско-приднестровский переговорный процесс. Ее лидеры говорили об этом не раз. Несколько месяцев назад президент Траян Бэсеску озвучил ту же идею, что и недавно Кристиан Дьяконеску. Бэсеску предложил создать другой формат, который носил бы региональный характер и в который бы вошли Молдавия, Приднестровье, Румыния, Украина и Россия. Румынский президент тогда заявил, что участие Бухареста "придало бы динамику поиску решения". Однако идею Бэсеску никто тогда особо не поддержал. Европейские дипломаты оперировали стандартным аргументом: Евросоюз участвует в процессе переговоров, и таким образом Бухарест как член ЕС уже представлен в нем. Американский представитель на переговорах Дэвид Меркель, в свою очередь, отметил, что формат "5+2" является для Соединенных Штатов наилучшим и только в его рамках они видят решение проблемы. Украина, которая однозначно противится усилению регионального влияния Румынии, тоже заявила о том, что формат "5+2" для нее единственно возможный", - отмечает агентство.

"Трудно сейчас сказать, от кого Бухарест ждал поддержки относительно идеи расширения переговорного формата. Украина не могла ее оказать в силу сохраняющегося регионального противостояния. Россия всегда относится к политическим инициативам Румынии так, как будто ничего не происходит. Евросоюз стремится к тому, чтобы его политика была единой, и всегда озабочен тем, что Бухарест начинает задумывать нечто самостоятельное. В Кишиневе пока у власти находятся политические элиты, желающие сохранить Молдавию для себя, а не присоединять ее к Румынии. Наконец, США в период передачи власти не до инициатив Бухареста. Несмотря на отсутствие нужной поддержки, Румыния, думается, не в последний раз говорит о желании усилить свою роль в молдавско-приднестровском урегулировании. Траян Бэсеску, наверное, еще не раз поднимет этот вопрос. О румынском президенте когда-то верно сказали, что он не из тех лидеров, которые "боятся, как бы чего не вышло". Можно предположить также, что интерес к урегулированию проявлял бы любой политик, будь он на месте Траяна Бэсеску. Известно, что взгляды левых и правых партий в Бухаресте, например, на проблему взаимоотношений Молдавии и Румынии не отличаются. Все в той или иной форме хотят "воссоединения", равно как хотят и расширения румынского регионального влияния. Во внешней политике у правящей элиты Румынии разногласий нет", - пишет информагентство.

"Думается, что у Румынии будет еще достаточно поводов вернуться к предложениям об изменении формата молдавско-приднестровского урегулирования. Одна из таких возможностей может представиться после молдавских парламентских выборов, если по их результатам укрепят свое положение правые прорумынские партии. Эти партии поддержат различные инициативы Бухареста - в том числе, не исключено, и ту, которая касалась процесса урегулирования. Правда, вряд ли Приднестровье, Украина или Россия когда-то согласятся с тем, чтобы Румыния вошла в переговорный процесс", - резюмирует агентство.

В сообщениях Первого республиканского телеканала Приднестровья говорится: "В преддверии парламентских выборов в Молдавии президент Владимир Воронин делает бесконечные заявления о молдавско-приднестровском урегулировании. Например, Воронин считает, что Молдавия и Россия имеют "консенсус" и согласие по вопросу урегулирования конфликта. Молдавский президент также много рассуждает о том, что Молдавия предпринимает все возможные действия для разрешения конфликта, но именно Приднестровье тормозит процесс урегулирования. По мнению президента Молдавии, сейчас сложилась самая благоприятная ситуация для решения приднестровской проблемы. Воронин считает, что со стороны участников переговорного процесса есть положительная реакция на проект о статусе Приднестровской автономии, правда его не поддерживает Российская Федерация и Приднестровье. По мнению главы МИД ПМР Владимира Ястребчака, "Воронин стремится представить ситуацию в таком свете, что якобы уже всё предрешено, и что приднестровскому народу ничего не осталось сделать, а лишь только принять все молдавские предложения". Владимир Воронин упрекает приднестровскую сторону в том, что до сих пор нет ответа на документ о решении конфликта на Днестре, который был передан Игорю Смирнову в ходе встречи 24 декабря 2008 года. Сейчас приднестровская сторона готовит официальный ответ на предложения Молдавии".

"Ещё одно заявление Воронина касается предполагаемой встречи с президентом России Дмитрием Медведевым. По утверждению главы молдавского государства на данной встрече планируется обсуждение приднестровского урегулирования. Однако сейчас даже политологи не берутся прогнозировать итоги этого общения. По мнению президента Воронина, решить приднестровский вопрос можно переговорами в формате "5+2". Более всего этот формат устраивает представителей ЕС и США. Однако он уже показал свою недееспособность. Во второй половине февраля в Кишинев должен приехать глава МИД России Сергей Лавров. Только после этого визита станет известно, состоится или нет встреча Медведева и Воронина, и в каком формате продолжатся переговоры по молдавско-приднестровскому урегулированию", - отмечается в сообщениях приднестровского телевидения.

Выборы в молдавский парламент: "В Молдавии нет партии, готовой предоставить Приднестровью права, о которых принято кричать в молдавском руководстве"

ИА "Ольвия-пресс" пишет: "В случае очередной победы коммунистов на предстоящих парламентских выборах в Молдавии весной 2009 года, ситуация в молдавско-приднестровских отношениях коренным образом не изменится. Конечно, возможен и вариант того, что к власти на правом берегу Днестра придут политические силы, для которых вопрос Приднестровья не будет первоочередным. При определенных обстоятельствах новая команда официального Кишинева будет готова отказаться от борьбы за Приднестровье ради скорейшего вхождения в Европейский союз. Эксперты не исключают, что после парламентских выборов 2009 года в Молдавии будет некий переходный период, в результате которого ключевые позиции во власти займет новое поколение политиков и дипломатов. И для них Приднестровье уже не будет иметь особой актуальности и ценности. Просто эти люди будут основывать свое мировоззрение на несколько иных ценностях по сравнению с постсоветским поколением политиков. Поэтому и получается, что в условиях переходного периода и поэтапной смены молдавских элит вряд ли кто-то в Кишиневе решится форсировать процесс молдавско-приднестровского урегулирования".

"До парламентских выборов в Молдавии осталось несколько месяцев. Согласно данным социологических опросов, рейтинг у коммунистической партии по-прежнему высок, хотя и не настолько велик, как это было в 2001 году. Чтобы ПКРМ вновь пришла к власти, получив большинство мест в правительстве и избрав из своих рядов нового президента страны, ей придется создавать постэлекторальную коалицию. Исходя из опыта выборов 2005 года, можно предположить, что коммунистам это удастся. В насквозь коррумпированной стране политические предпочтения определяются степенью материальных благ и высотой занимаемых кабинетов. Так что есть реальный шанс на то, что коммунисты еще какое-то время будут оставаться у руля, а номинальный президент, выбранный большинством голосов вновь избранного парламента, будет лишь послушной марионеткой в руках старого молдавского кормчего. Поэтому ожидать, что в ближайшее время политика Молдавии в отношении Приднестровья коренным образом изменится, нельзя", - отмечает агентство.

"Также сохраняется вероятность того, что для разрешения конфликта между Кишиневом и Тирасполем могут быть применены радикальные меры. Вполне резонно предположить, что после молдавских выборов Запад руками Кишинева ужесточит давление на ПМР - политическое, экономическое, информационное. Возможны три варианта развития событий. Первый - произойдет очередная заморозка конфликта на неопределенный срок в связи с невозможностью его разрешения на данном этапе. Второй - попытка силового подчинения Приднестровья, причем, не обязательно военным путем, а, скажем, посредством планомерного экономического удушения. Для этого достаточно отменить "специальный" таможенный режим для приднестровских предприятий и осуществить переход на экономические отношения на общих основаниях, то есть с уплатой в Молдавии всех налогов и сборов, что поставит предприятия ПМР на грань выживания из-за невозможности платить налоги в бюджет обоих государств. И, наконец, третий вариант - признание независимого статуса Приднестровской Молдавской Республики международным сообществом. Одно можно сказать с уверенностью - 2009 год в политическом отношении будет не менее сложным для Приднестровья, чем 2008-й", - подводит итог информагентство.

Газета "Приднестровье" пишет: "Весной 2009 года в Республике Молдова должны состояться очередные парламентские выборы. Предвыборная борьба за власть уже началась. Ее отголоски достигают и Приднестровья, так как в Кишиневе рассчитывают на участие в выборах молдаван, проживающих в ПМР. Вовлекая народ Приднестровья в выборы парламента и косвенно президента Молдавии, официальный Кишинев пытается продемонстрировать и России, и Евросоюзу факт якобы состоявшегося "примирения" народов правого и левого берегов Днестра бывшей Советской Молдавии, создать видимость того, что есть все основания для завершения переговоров и подписания документов, регламентирующих переход Приднестровья под юрисдикцию Молдавии".

"В настоящее время ряд общественных организаций и политических партий Приднестровской Молдавской Республики, входящих в состав республиканского координационного совета, обращаются к гражданам ПМР, которые в искусственно созданных обстоятельствах были вынуждены принять гражданство Молдавии, с призывом не поддерживать какие-либо партии, участвующие в молдавской предвыборной парламентской гонке. Общественники и политики ПМР считают, что молдаванам ПМР необходимо бойкотировать парламентские выборы в Молдавии, как государства, целенаправленно уничтожающего социальную и экономическую структуру Приднестровской Молдавской Республики. Ведь результатом умысла представителей правящей элиты Молдавии вполне может стать утрата приднестровской государственности, объединение с Румынией и окончательный разрыв исторических связей с Россией. При этом необходимо понимать, что в настоящее время в Молдавии нет такой политической силы, которая смогла бы, победив на парламентских выборах страны, развернуть ее внешнеполитический курс на Россию и признать независимость Приднестровья", - отмечает издание.

В сообщениях Первого республиканского телеканала Приднестровья говорится: "Молдавские политические силы всех мастей и направлений свою предвыборную кампанию неофициально начали еще в середине 2008 года. Соревновались кто раньше, устойчивее и незаметнее будет работать по завоеванию внимания потенциальных избирателей. Наконец, молдавский парламент единогласно утвердил дату выборов - 5 апреля 2009 года. Молдавские аналитики утверждают, что в этой стране на сегодняшний день нет партий и политформирований, способных на 100% заинтересовать гражданина. Партия власти - ПКРМ - за 8 лет правления не выполнила ни одного предвыборного обещания. Оппозиция тоже не особенно старается. Нет в молдавской политике новых лиц, сильных лидеров и интересных программ. По данным соцопросов, вопрос приднестровского урегулирования молдавский народ волнует мало - всего 2% населения считают эту проблему темой номер один. И лишь 10% граждан вносят проблему молдавско-приднестровского урегулирования в тройку актуальных вопросов. Так что все усилия коммунистической партии спекулировать в предвыборный период на спокойствии приднестровцев, скорее всего, бесполезны. Граждан любой страны всегда интересуют внутренние проблемы - коррупция, инфляция, экономическое состояние, безработица".

"В конце января молдавские политики активизировались. Стали встречаться с европейскими и международными смотрителями, обсуждать тему приднестровского урегулирования. Теперь тема несколько изменила ракурс - скоро парламентские выборы. Молдавия до сих пор считает Приднестровье собственной территорией. И соответственно желает, чтобы приднестровцы тоже голосовали за молдавские партии. Но общественность Приднестровья взбунтовалась не на шутку, в частности было заявлено, чтобы "граждане не отдавали свои голоса на молдавских выборах", так как "Кишинев привлекает приднестровцев, чтобы показать Евросоюзу, что возможности для сближения двух сторон имеются и проблем быть не должно". Но пока нет в Молдавии той политической силы, которой можно доверять. Нет партии, готовой предоставить Приднестровью права, о которых принято кричать в молдавском руководстве", - отмечается в сообщениях приднестровского телевидения.

Армия: "Надо менять не только министра, но и проводить серьезную реформу в Вооруженных силах"

"Новая газета" пишет: "В приднестровской армии не все ладно. А если быть точнее, то многое не ладно. До сих пор не решена проблема неуставных отношений, или как говорят, "дедовщина" процветает. Создали материнские комитеты, но, по мнению молодых солдат, сдвига особого это не принесло. Да и как может принести, если мздоимство стало нормой жизни. Есть проблемы и в окружении министра обороны ПМР. 29 октября прошлого года был арестован замминистра обороны полковник Анатолий Артеменко, возглавлявший Управление строительства и расквартирования. Он подозревался в получении взятки в крупном размере. За это преступление ему грозило наказание в виде лишения свободы на срок от 7 до 12 лет с дальнейшим лишением права занимать высокопоставленные должности на срок до 3 лет и конфискация имущества. Но... Вот, что сообщил Владимир Атаманюк, начальник главного штаба Вооруженных сил и исполняющий обязанности министра обороны: "Его объявили мздоимцем, что его арестовали, закрыли и все прочее. А суд установил истину, что человек невиновен, его выпускают, всё, а грязь полита".

"Трудно сказать, что в нашем обществе являются нормой сообщения о том, что кого-то наказали за то, что происходило с призывниками и военнослужащими, которые страдали в армии. Никто не несет ответственности! Проводят совещания, выступают по телевизору, винят общество и низкий уровень жизни, но никто не сказал, что за все в части отвечают офицеры! В СССР если случалось ЧП в армии, то офицерский состав в лучшем случае, с треском летел на дальнюю точку дослуживать. А в ПМР чего бояться: дальше Каменки не пошлют, да и там, санаторная зона", - отмечает издание.

"Бендерское соединение является лидером по количеству фактов неуставных взаимоотношений и вымогательств. Но не только из Бендер приходят тревожные сообщения. Сложная ситуация в Дубоссарах и в Рыбнице. Зато в Минобороне уверены, что, "в армии такое понятие как дедовщина, изжито почти совсем, факты физического оскорбления встречаются очень редко". Чтобы отмазаться от военной службы, родители призывников и сами призывники ищут любые способы. Ходят слухи, что при хорошей взятке, вопрос решается положительно. Станешь или больным и непригодным, или уже отслужившим, или "служить" будешь по гражданке, попивая коктейли в баре и на дискотеках", - пишет газета.

"Численность армии падает, на уклонистов впору объявлять охоту как в средневековые времена. Но приднестровские депутаты не стоят в стороне, они придумали такие возможные изменения в законодательстве ПМР: срок службы рядового состава в Вооруженных силах может быть уменьшен с 18 до 12 месяцев; возраст призыва на воинскую службу предполагается сократить до 25 лет, тогда как сегодня на рядовые должности призывают до 27 лет; на офицерских должностях также планируется уменьшить срок прохождения обязательной службы с 30 до 27 лет. Ходят слухи, что непотопляемый министр обороны ПМР Станислав Хажеев снят со своей должности. Официально об этом еще не сообщили. Но если это так, то, наверное, надо менять не только человека, но и проводить серьезную реформу в Вооруженных силах", - пишет издание.

В сообщениях Первого республиканского телеканала Приднестровья говорится: "Вооруженные силы Приднестровья - структура не номинальная и в состоянии встать на защиту границ республики. И дело даже не в военной технике, оснащении оружием и обмундировании, а в самих солдатах и офицерах. Сегодня подбор кадров в Вооруженные силы Приднестровья как никогда актуален. Сложная ситуация с младшим офицерским составом в приднестровской армии заставила Министерство обороны ПМР существенно изменить подход к пополнению рядов. В Приднестровье теперь готовят офицеров в военном институте, созданном на базе госуниверситета республики. Таким образом, существенно поменялся подход к отбору новобранцев для прохождения срочной службы. Но это итоги прошедшего года, а вообще для Вооруженных сил ПМР 2008 год начался с неприятных известий. В военной части скончался солдат-срочник Анатолий Моспан. Он умер через четыре дня после прибытия в часть на глазах у семерых солдат одного с ним призыва. Причиной смерти признан врожденный порок сосудов сердца или делатационная кардиомиопатия, но близкие солдата с этим до сих пор не согласны. Возможно, именно этот случай стал толчком главных изменений, проходящих в армии в течение всего года. Военный прокурор заявил о необходимости более тщательного медицинского освидетельствования, чтобы свести к минимуму все факты призыва больных, не годных к службе молодых людей. Некоторые изменения инициировало и само оборонное ведомство. Через три недели после смерти Анатолия Моспана вышла новая директива министра о родительских комитетах. По ней близкие военнослужащих должны получать информацию об условиях быта, о порядке обеспечения солдат всеми видами довольствия, оказания им медицинской помощи. Одна из целей создания родительских комитетов - искоренение нарушений уставных правил взаимоотношений".

"Одна из причин неуставных взаимоотношений среди солдат - проблемы в работе сержантов и офицеров. Более 70% младших офицеров увольняются после первых двух лет службы, часто потому, что они просто не готовы к решению тех проблем, с которыми им приходится сталкиваться после призыва. Это признают сами командиры взводов и рот. Замминистра обороны ПМР Владимир Атаманюк обещает изменения в армии - боевых стрельб, вождения техники станет больше. В обучении армии появятся новые дисциплины, в том числе управление повседневной деятельностью войск. Таким образом, в Приднестровье впервые начинают говорить о реформирование вооруженных сил", - отмечается в сообщениях приднестровского телевидения.