Российский ученый нашел причину старения человека

Весь мир, 3 Февраля 2009, 10:25 — REGNUM  Профессор Виктор Зуев из НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Н.Ф.Гамалеи выяснил, что старение человека связано с излишним приростом количества некоторых клеток в организме. Он ищет способ замедлить этот процесс, хотя бессмертия не обещает, пишет "МК".

На фотографиях, сделанных учеными с т.н. гистологических срезов мозга, хорошо видно, что "серое вещество" неоднородно: его "главные действующие лица" - нервные клетки (нейроны), которые и обеспечивают функционирование мозга, окружены "наполнителем" - соединительными глиальными клетками (глией).

С возрастом в этой субстанции происходят необратимые изменения: нейроны гибнут, а клетки глии, наоборот, размножаются. Именно в результате гибели нейронов и развиваются столь характерные признаки старости - ухудшение памяти, нарушение координации движений, снижение быстроты реакции.

"Сначала в мозгу стартует так называемый глиоз - все более активное размножение клеток глии. Их разрастающаяся масса в замкнутом пространстве черепной коробки начинает сильнее и сильнее давить на астроциты, так что в конце концов какие-то из них разрушаются, тем самым обрекая свои "подшефные" нейроны на "голодную смерть", - предположил профессор. "Но что же провоцирует глиоз? Нам удалось выявить этот фактор, который мы назвали фактором старения. Опыты проводились на лабораторных мышах", - отметил ученый.

И выяснилось, что глиальные клетки начинают размножаться гораздо быстрее при добавлении в их среду биоэкстракта, приготовленного из мозга старых мышей. Подобная же субстанция, добытая из мозга мышек среднего возраста, дает куда менее заметный эффект, а вот мозговой экстракт от молодых мышат и вовсе никак не провоцирует клетки глии на размножение.

Пытаясь составить более точный портрет фактора старения, профессор Зуев попробовал проверить, присутствует ли он в крови. Проведенные опыты показали, что сыворотка, приготовленная из крови мышей разного возраста, оказывает аналогичное воздействие на процесс размножения глиальных клеток, хотя и не столь мощное, как экстракт мозга. У молодых мышек, в организм которых мы вводили сыворотку крови старых мышей, через некоторое время тоже начинали обнаруживаться явные признаки преждевременного увядания.

Получив весьма убедительные результаты экспериментов с грызунами, ученые перешли к исследованию человеческого организма. Закономерность обнаружилась абсолютно схожая с мышиными случаями.

"Уже проведенные нами опыты дают серьезное основание полагать, что при переливании крови следует учитывать возрастной фактор. Когда-то ученые-медики выявили существование у людей различных групп крови, потом выяснилось, что есть еще и подгруппы крови, наконец, был обнаружен резус-фактор... Наука идет вперед, и появление все новых данных, влияющих на совместимость донора и пациента, вполне возможно. Поэтому я предполагаю, что в будущем на контейнерах с донорской кровью станут обозначать не только группу и резус, но и возрастной интервал", - отметил ученый.

"По результатам уже проведенных исследований мы получили диплом на открытие, которое сформулировано так: "Явление накопления в организмах млекопитающих фактора старения". Сейчас главная задача - как можно точнее определить, что же именно представляет из себя этот самый фактор - по химической природе, по структуре, по реакции на внешние воздействия. Тогда мы можем уже пытаться определить ген, который отвечает за его синтез, и искать методы либо торможения данного синтеза, либо снижения биологической активности фактора старения в организме... Почему же мы не имеем права надеяться, что новые достижения науки не обеспечат впредь дальнейшего продления нашего земного бытия? Работа по изучению фактора старения - как раз одна из таких потенциальных возможностей, целью которой является увеличение продолжительности активной жизни человека", - заключил он.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Константинопольские следы белой русской разведки. Очерк V
Минобороны Британии: Россия — стратегический конкурент
Вашингтон, Киев, Лондон, Минск... далее везде? Преследования российских СМИ
Социализм в Южной Европе — слова и дела: Франция
Минкомсвязи РФ вступилось за репрессированных журналистов в Белоруссии
11.12.16
Курилы: Остановить «обгрызание» границ России!
Основная проблема референдума в Киргизии – технические сбои