В чебоксарской "Радуге" - цикл концертов "Диалог искусств Серебряного века"

Чебоксары, 2 февраля 2009, 15:00 — REGNUM  В культурно-выставочном центре "Радуга" стартовал цикл концертных программ "Диалог искусств" в рамках проведения новой выставки - "Серебряный век в русской живописи". Выставка посвящена одной из самых красивых страниц отечественного искусства, рубеж XIX-XX веков называют русским культурным Ренессансом, сообщила ИА REGNUM руководитель "Радуги" Нина Смирнова. Традиции и новаторство соединяются в полотнах Врубеля, Кандинского, Шагала, Петрова-Водкина, Коровина и других мастеров. В период, когда разразилась Первая мировая война, поставившая под угрозу существование человека на Земле, когда русский народ "трясли" революции, а научно-технический прогресс переворачивал представления о мире и будущем, - в этот период особенно ярко проявили себя мастера искусства, пытавшиеся сохранить в своих произведениях высокие традиции красоты и человечности и отразить новые мотивы реальности.

Серебряный век - это еще и удивительный синтез живописи, литературы, театра, музыки. Именно поэтому 1 февраля в культурно-выставочном центре "Радуга" открылся цикл концертных программ "Диалог искусств Серебряного века". В исполнении студентов Чебоксарского музыкального училища им. Ф. Павлова Анастасии Андреевой (фортепиано) и Екатерины Алексеевой (скрипка) прозвучала инструментальная музыка Серебряного века. Анастасия Андреева, в этом году ставшая стипендиатом Российского фонда культуры, рассказала посетителям центра об Анатолии Лядове, Сергее Прокофьеве, Сергее Рахманинове - великих композиторах этого времени и особенностях их стиля.

Излюбленная музыкальная форма талантливого композитора, дирижера, педагога Анатолия Лядова - небольшая инструментальная или вокальная пьеса. Сам композитор в шутку говорил, что не выносит больше пяти минут музыки. Лядова называли "тончайшим художником звука", одним из авторитетнейших музыкантов своего времени. Анастасия Андреева исполнила его "Музыкальную табакерку", завоевавшую широкую популярность, в ней с особой тонкостью и изысканностью воспроизводятся образы кукольно-игрушечного мирка.

Один из учеников Анатолия Лядова - знаменитый Сергей Прокофьев, сочинивший первую пьесу для фортепиано в 5-летнем возрасте. Художник-новатор огромного дарования, Прокофьев обогатил русское и мировое музыкальное искусство выдающимися произведениями, проникнутыми глубокой человечностью, остротой образов, свежестью и оригинальностью средств музыкального выражения. Среди них - кантата "Александры Невский", балеты "Ромео и Джульетта", "Золушка", Седьмая симфония и другие. В исполнении фортепиано и скрипки в "Радуге" прозвучал "Вальс" Прокофьева из грандиозной героико-патриотической оперы-эпопеи "Война и мир" по роману Льва Толстого.

Величайшим пианистом XX века современники признавали Сергея Рахманинова. Его талант проявился очень рано. Уже в 4 года он играл со своим дедом на фортепиано в четыре руки. Учась в консерватории, он поражал учителей феноменальным слухом и памятью. Обратив внимание на талантливого студента, Петр Чайковский сказал: "Я предсказываю ему великое будущее". Особое место в творчестве Рахманинова занимает фортепьянная музыка, лучшие произведения он написал для своего любимого инструмента - фортепиано. В "Радуге" прозвучало знаменитое произведение Сергея Рахманинова - "Вокализ", исполненное высокого этического смысла, ставшее олицетворением непреходящей духовной красоты, кульминацией рахманиновской мелодийности.

В "Диалоге искусств" "принимала участие" и живопись: экскурсовод "Радуги" Анна Фирсова рассказала о выдающихся мастерах изобразительного искусства Серебряного века. На рубеже веков возникло множество художественных сообществ, одно из самых известных объединений - "Мир искусства", говорит она. Общей особенностью мирискусников был ретроспективизм: творчески осваивая явления прошлого, каждый живописец нашел свою любимую тему.

В это время сосуществовали самые различные направления, стили, тенденции. Выставка в "Радуге" знакомит с произведениями двух великих "зачинателей" не только в русском, но и мировом искусстве. Картина Василия Кандинского, "отца" абстракционизма, "Дамы в кринолинах" является предчувствием его будущих "Композиций", свободных от любой предметности. Работа "Над городом" Марка Шагала, одного из основателей экспрессионизма в живописи, сплетает в единство типичные для этого мастера образы: панорама родного Витебска - и влюбленные, парящие над городом, на седьмом небе от счастья (сам художник и его жена Белла). Столь разными кажутся рядом произведения таких художников, как Борисов-Мусатов, Рерих, Коровин, Врубель. Тем удивительнее, что они сосуществовали и творили в едином культурном пространстве, грани которого показывает выставка "Серебряный век в русской живописи". Особое место на выставке занимает портрет великого поэта Серебряного века - Анны Ахматовой кисти Натана Альтмана.

Выставка продлится до 20 марта. Вход свободный.

"Диалог искусств" продолжится 8 февраля: в культурно-выставочном центре "Радуга" будет представлена вокальная музыка Серебряного века в исполнении студентов Чебоксарского музыкального училища им. Ф. Павлова. 15 февраля состоится концертная программа, где прозвучат стихи и музыка Серебряного века в исполнении поэтического объединения "Эхо" и вокального отделения Чувашского института культуры и искусств.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.