Президент Таджикистана Эмомали Рахмон не прилетел в Москву и не встретится сегодня с президентом России Дмитрием Медведевым. И не примет участия в саммитах ОДКБ и ЕврАзЭС, которые пройдут в Москве 4 февраля. Как и предполагала пишущая сегодня об этом газета "Время новостей", Рахмон отказался от визита в Россию после того как Дмитрий Медведев в ходе его переговоров с президентом Узбекистана Исламом Каримовым 22-23 января заявил, что в энергетических проектах в Средней Азии Россия примет участие только при согласии всех сторон.

Как сообщало ранее ИА REGNUM, наибольшими водно-энергетическими ресурсами в регионе обладают Таджикистан и Киргизия, а наибольшими потребностями в них - водо- и энергедефицитные Узбекистан и Казахстан. Наибольшие разногласия существуют между Узбекистаном и Таджикистаном: Таджикистан, находящийся в глубоком социально-экономическом кризисе, намерен в одностороннем порядке достроить свои энергетические объекты. Это вызывает протесты Узбекистана: и без того сталкивающийся с крайней нуждой в воде, он может оказаться перед лицом экологической катастрофы, если Таджикистан на своих энергетических объектах сконцентрирует объёмы воды, поступающие в соседнее государство. Россия рассматривалась в Таджикистане в качестве главного инвестора в энергетику страны. Однако крайняя непрозрачность экономических решений и высокая стоимость "административных издержек и рисков" в этой стране оттолкнули российских, а затем и иранских инвесторов от инвестирования в её энергетику. Таджикистан, член СНГ, ОДКБ, ЕврАзЭС, на территории которого находится российская военная база и военно-космический объект, тем не менее поддерживает активные военные отношения с США и НАТО, а в политическом отношении исповедует концепцию "двух персидских государств" - Таджикистаном и Ираном, с которым, однако, не имеет общей границы. Главной угрозой безопасности Таджикистана остаётся Афганистан, собственных ресурсов для противостояния которой у страны нет. Миграционная, наркотическая и террористическая угроза стране со стороны Афганистана нарастает. Узбекистан, в свою очередь, давно и целенаправленно закрывает свою границу с Таджикистаном, строит вокруг его территории обходные железнодорожные и энергетические пути по своей территории, крайне болезненно относится к попыткам акцентирования таджкикского этнокультурного наследия в Узбекистане (Самарканд и Бухара), рассматривает узбекское население в соседней стране, в ряде мест на севере Таджикистана составляющее большинство, в перспективе своей растущей ответственности в регионе.

"Время новостей" уточняет сегодня: "Официальным поводом для отмены визита стала "ситуация, связанная с энергетическим кризисом", объяснил 31 января руководитель департамента информации МИД Таджикистана Давлат Назри: из-за нее "Рахмон не будет покидать Таджикистан, все визиты, намечавшиеся на первую декаду февраля, отложены". Судя по словам Назри, кризисная ситуация будет уже "разрулена" к 10 февраля, аккурат к началу двухдневного визита Рахмона в Брюссель, где его ждут встречи с руководством ЕС. Затем президента ждут руководители Хорватии и стран Балтии. Так таджикский президент сможет продемонстрировать готовность к новому этапу сотрудничества с Западом, без оглядки на Россию. Впервые за 16 с лишним лет президентства Эмомали Рахмон решился на такой демарш, как отказ от участия в саммитах самого близкого к Москве круга ее союзников по ОДКБ и ЕврАзЭС... Однако излишне экзальтированная реакция президента Таджикистана на ташкентскую риторику Медведева имеет под собой не столько "водно-энергетическую" подоплеку, сколько внутриполитическую мотивировку. Судя по тому, с каким воодушевлением лепят ныне в Таджикистане образ врага в виде "московско-ташкентского заговора", можно предположить, что он понадобится очень скоро, когда нужно будет найти виновного в надвигающемся на республику энергокризисе. Понадобится этот внешний "враг" и в деле консолидации вокруг президента Таджикистана, который правит страной с 1992 года. Если судить по образу Рахмона, каким его рисует в эти дни таджикское телевидение, то можно подумать, что впереди "война священная"...

Как сообщало ранее ИА REGNUM, 26 января таджикский МИД направил ноту на имя временного поверенного в делах РФ в Таджикистане Вячеслава Светличного. В документе выражалось "недоумение" заявлением президента Медведева, которое "не сходится с выраженной им ранее готовностью Российской Федерации принять участие в завершении строительства Рогунской ГЭС". Еще более резкие формулировки в таджикской ноте были адресованы Ташкенту, который "вмешивается во внутренние дела Таджикистана, распространяя научно непроверенные факты о строящихся в Таджикистане гидроэнергетических объектах, вводя в заблуждение мировое сообщество различными домыслами и инсинуациями".

То, что "создание гидроэнергетических станций в Центральноазиатском регионе должно строиться с учетом интересов всех соседних стран, а также на основе норм международного права по использованию вод трансграничных рек", заявил на пресс-конференции в Ташкенте президент России Дмитрий Медведев после переговоров с президентом Узбекистана Исламом Каримовым. "В противном случае, придется решать возникшие проблемы не в экономическом плане, а в политическом", - отметил глава государства. По его словам, все заинтересованные стороны данный вопрос должны решить на коллегиальной основе. Медведев в заключение отметил, что если не будет общего согласия всех сторон, Россия воздержится от участия в подобных проектах.

О том, как и почему Эмомали Рахмон демонстративно отменил свой визит в Москву и назначенные на сегодня переговоры с президентом Медведевым, а также отказался от участия в саммитах ОДКБ и ЕврАзЭС, пишет сегодня и газета "Коммерсант". По её информации, Москва до последнего пыталась уговорить Рахмона пересмотреть это решение и лишь в конце минувшей недели таджикская сторона уведомила Кремль о том, что Эмомали Рахмон не сможет прибыть в Москву. При этом в Душанбе подчеркнули, что на саммиты ОДКБ и ЕврАзЭС, которые пройдут в Москве 4 февраля, таджикский лидер обязательно приедет. Однако в минувшую субботу, 31 января, стало известно, что президент Рахмон отменил участие и в этих мероприятиях.

Газета "Ведомости" добавляет сегодня, что представитель президента России Наталья Тимакова сообщила: "действительно, получено письмо от таджикского президента с объяснениями, почему он не приедет". Однако, неназванный источник газеты в администрации президента заявил, что "отказ Рахмона от участия в московских встречах отчасти связан не с прагматичным подходом к развитию двусторонних и многосторонних отношений, а с эмоциональной, сиюминутной реакцией и выглядит странно". Тем временем "Независимая газета" пишет сегодня, что пресс-секретарь президента Таджикистана Абдуфаттох Шарипов заявил ей: "Визит в Москву президента Эмомали Рахмона запланирован на 3 февраля, и он примет участие в саммитах ЕврАзЭС и ОДКБ".