Предложенные президентом РФ Дмитрием Медведевым поправки к федеральному закону о местном самоуправлении позволят депутатам муниципальных образований отправлять в отставку мэров и глав районов. В случае принятия законопроекта депутаты впервые получат возможность досрочно прекращать полномочия всенародно избранных глав. Отставки глав, избранных самими депутатами, тоже, как предполагается, станут более частыми и процедурно упростятся. Этот новый политический инструмент может спровоцировать новое развитие политических конфликтов муниципального уровня. О таких рисках на Северном Кавказе ИА REGNUM рассказал эксперт по Северному Кавказу, главный редактор ИА "РосФинКом" Константин Казенин.

В Дагестане "главный муниципал" республики, мэр Махачкалы Саид Амиров вряд ли пострадает от президентского законопроекта: депутаты городского собрания Махачкалы тщательно отобраны из числа сторонников мэра, возглавляющего город уже десять лет и неподконтрольного республиканской власти. Поэтому, если медленное перетягивание каната между мэрией и правительством Дагестана, разделенными в пространстве памятником Ленину на главной площади Махачкалы, все же сменится явной конфронтацией, к помощи городских депутатов не прибегнут. Также и на юге Дагестана, в Дербенте, как будто нет предпосылок для применения будущей нормы закона: и в городе, и в Дербентском районе местное самоуправление формировалось на основе старых и крепких соглашений между наиболее многочисленными там народами (лезгинами и азербайджанцами) и семьями. Однако после того, как олигарх Сулейман Керимов встал в родном Дербенте на налоговый учет, интерес к посту мэра и, стало быть, к возможности атаковать его с помощью местных депутатов может усилиться.

Зато на границе Дагестана и Чечни последствия нового закона могут быть более серьезными. Там с 2005 года укрепляется влияние олимпийского чемпиона по борьбе Сайгида Муртазалиева, возглавляющего равнинный Кизлярский район и имеющего дружеские или родственные связи с главами двух районов горного приграничья. В прошлом пассионарный оппозиционер, Муртазалиев, как считается в республике, приобрел достаточно серьезные связи в Москве (нередко говорится о его хорошем взаимопонимании с тем же Керимовым). Однако Муртазалиев не вполне контролирует муниципальные собрания, в частности, городское собрание Кизляра, где есть представители его оппонентов как местного, так и республиканского уровня. Если, например, им удастся инициировать отставку многолетнего главы Кизляра Вячеслава Паламарчука, сторонников которого Муртазалиев поддерживал на последних выборах городского собрания - это будет заметный шаг по расшатыванию ситуации в приграничной зоне. Отметим, что значение этой территории переоценить трудно, не только в силу ее стратегического положения, но и потому, что на примыкающих к Чечне дагестанских равнинах в последние годы заметно растет численность населения и меняется национальный баланс в пользу переселенцев с гор.

Что касается горных районов, то конфликты между главой района и районным собранием засвидетельствованы в нескольких из них. В качестве источника наибольших рисков следует указать Ботлихский район, также граничащий с Чечней. Там в связи со строительством военного городка последние годы были отмечены скандалами вокруг землеотводов, строительных и прочих подрядов и т.п. К тому же район состоит из нескольких сельских анклавов с собственным, достаточно ярко выраженным самосознанием, а зачастую и с собственным языком. Все руководители районного уровня воспринимаются как представители того или иного анклава или "участка", при этом взаимоотношения в районе остаются обостренными, как показывает эпизод со стрельбой в Ботлихе 23 января, в связи с которой называются имена депутата сельского собрания и заместителя главы района. Глава района Джафар Рамазанов, при избрании поддержанный руководством республики, не имеет в районном собрании надежного большинства. С учетом того, что альянсы между селами и их лидерами обычно носят в районе сугубо временный характер, попытка отставить главу муниципального образования может обернуться "войной всех против всех" в районе, в свое время получившем приоритетное внимание Владимира Путина.

В Кабардино-Балкарии будущей "проблемной точкой" могут оказаться горные районы, где с 2003 года имеют место серьезные конфликты по поводу статуса земель, ранее принадлежавших селам, в том числе в курортном Приэльбрусье. Сейчас республиканские власти предлагают новые решения по вопросу об этих землях, но и эти решения поддерживаются в республике не всеми. Главы районов вынуждены лавировать между республиканскими властями и теми, кто недоволен решением земельного вопроса. А в Эльбрусском районе сейчас растет влияние главы районной администрации ("районного менеджера"), которого выдвинул на этот пост президент республики Арсен Каноков. Последний демонстрирует готовность активно играть на муниципальном "поле" в этой части республики, с ее богатыми ресурсами и непростыми национально-территориальными проблемами. Новая возможность смещения глав муниципалитетов даст там властям Кабардино-Балкарии еще один козырь, вне зависимости от того, попытаются реализовать на практике такую угрозу или нет.

Ингушетии законодательные новшества "не грозят": там пока нет органов местного самоуправления, не утверждены даже границы муниципальных образований, что объясняется значительными политическими трудностями вокруг статуса Пригородного района. А в столице Северной Осетии Владикавказе "схема Медведева" в ближайшее время не сработает по другим причинам: мэр там убит, а городское Собрание представителей не имеет кворума из-за сложения депутатами полномочий как раз накануне убийства мэра.