Источник истерики по поводу зависимости Европы от российского газа находится в Восточной Европы. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, об этом сегодня, 30 января, на семинаре Клуба региональной журналистики в Москве рассказал президент фонда "Институт экономики и финансов" Леонид Григорьев. По словам Григорьева, "мирового рынка газа, в отличие от рынка машин, нефти и так далее нет". "Есть Северо-американский рынок, есть индийский и другие, - сказал он. - Поэтому никакой простой либерализации газового рынка быть не может".

Григорьев подчеркнул, что "никто не добывает не проданный газ", то есть добыча не ведется в случае отсутствия контракта. "Когда глава "Газпрома" Алексей Миллер говорит о цене на газ, он не пугает, а просто смотрит, что получается по контракту, - пояснил Григорьев. - Технических проблем с доставкой "Газпромом" газа в Европу не существует - все, что прописано в контракте выполняется, но газовики не допущены говорить что-то вслух по политическим мотивам".

Говоря об Украине, как о субъекте газовых отношений России и Европы, Григорьев отметил, что "деньги были всегда у тех, кто управляет газом". "Сейчас на Украине идет борьба за то, кто будет отвечать за эту сферу, - отметил эксперт. - Если во внутриполитической борьбе рухнет восток Украины с технической интеллигенцией, то страна деградирует до уровня Болгарии и Румынии".

Также Григорьев подчеркнул, что контракты на поставку газа в Европу заключены не у "Газпрома", а у "Росукрэнерго" (по словам эксперта, это "воровская организация, созданная по инициативе украинской стороны" - прим. ИА REGNUM). "Контракты, которые технически не выполнялись, были именно на "Росукрэнерго", - сказал он. - Я могу предположить, что президент Украины Виктор Ющенко, которому нечего терять, решил вести игру до конца и нанести максимальный ущерб противнику". Последствием "газового кризиса, по словам Григорьева, станет "изменение энергетической политики в Европе". "Любая страна может освободиться от российского газа, вопрос только в том, сколько будет стоить строительство альтернативного газопровода", - сказал он.

"Наша политика с Европой должна заключаться в том, чтобы тихо мирно зарабатывать на продаже газа, - отметил Григорьев. - Поэтому "газовый конфликт" был абсолютно не нужен, учитывая колоссальные потери с обеих сторон". По его словам, в случае отсутствия конфликта, транзит газа в Европу не прервался бы. "Я считаю, что нам лучше было бы проиграть этот конфликт с Украиной, - добавил он. - По сути, конфликт был взаимным самострелом".