Проект резолюции ПАСЕ о "войне между Грузией и Российской Федерацией". Полный текст

Гагра, 28 Января 2009, 15:43 — REGNUM  В ходе зимней сессии в ПАСЕ в Страсбурге 28 января проходят слушания по ситуации в зоне грузино-осетинского конфликта. Итогом сегодняшних слушаний, которые завершатся предположительно в 20:00 мск, должно стать принятие новой резолюции ПАСЕ о "войне между Грузией и Российской Федерацией". Отметим, что в общей сложности секретариат Ассамблеи принял к проекту резолюции 87 поправок.

ИА REGNUM приводит полный текст проекта резолюции ПАСЕ:

"А. Предварительный проект резолюции

1. 2 октября 2008 г. Парламентская Ассамблея приняла Резолюцию 1633 (2008) о "последствиях войны между Грузией и Российской Федерацией". В этой Резолюции Ассамблея решительно осудила начало войны между ее государствами-членами и пришла к выводу, что в ходе войны и после нее обе страны нарушили принципы прав человека и гуманитарного права, а также Устав Совета Европы и особые обязательства о присоединении. В связи с этим Ассамблея представила ряд конкретных требований как Грузии, так и России, а также фактическим властям Южной Осетии и Абхазии. При этом Ассамблея обеспечила прозрачную, беспристрастную и конкретную дорожную карту по урегулированию последствий войны не только для заинтересованных сторон, но и для самой Ассамблеи.

2. Ассамблея приветствует учреждение Европейским Союзом (ЕС) 2 декабря 2008 г., независимой международной миссии по установлению факторов конфликта в Грузии в целях расследования происхождения и хода конфликта, в том числе, в отношении международного права, гуманитарного права и прав человека, а также обвинений, выдвинутых в этом контексте. Это является важнейшим шагом на пути установления истины и обеспечивает основу будущего примирения между Россией и Грузией. В связи с этим Ассамблея:

2.1. приветствует поддержку как России, так и Грузии в деле учреждения независимого международного расследования начала войны, а также объявленную ими готовность в полной мере сотрудничать с таким расследованием;

2.2. призывает как Россию, так и Грузию сотрудничать безотлагательным, эффективным, полномасштабным и безоговорочным образом с миссией ЕС по установлению фактов;

2.3. обращается с призывом ко всем государствам-членам Совета Европы и государствам, имеющим статус наблюдателя с Организацией, предоставлять любую информацию миссии по установлению фактов, включая спутниковые данные, которая может иметь отношение к расследованию;

2.4. призывает государства-члены Совета Европы, также являющиеся членами ЕС, гарантировать представление доклада миссии ЕС Совету Европы с тем, чтобы данные, содержащиеся в докладе, могли бы быть обсуждены до начала работы Ассамблеи;

2.5. постановляет вернуться к вопросу о причинах и точных обстоятельствах вокруг начала войны, когда будет представлен доклад миссии ЕС.

3. Ассамблея приветствует конструктивные подходы, продемонстрированные всеми сторонами после трудного начала 15 октября 2008 г. в ходе последующих раундов женевских переговоров о механизмах безопасности и стабильности Абхазии и Южной Осетии.

Ассамблея поддерживает принцип участия в этих переговорах представителей югоосетинского и абхазского народов как со стороны фактических властей, так и тех, кто выступает в пользу интеграции с Грузией. Она также считает легитимным требование грузинских властей о том, что их статус в переговорах не должен нарушать суверенитет и территориальную целостность Грузии. В связи с этим Ассамблея призывает все стороны договориться о формуле их участия без ущерба в отношении статуса двух отделившихся регионов.

4. Ассамблея серьезно озабочена тем, что эскалация напряженности и провокации вдоль административных границ отделившихся регионов Южной Осетии и Абхазии подрывает стабильность региона и может привести к возобновлению столкновений, либо к началу боевых действий. Она полагает, что полный и безоговорочный доступ международных наблюдателей в Южную Осетию и Абхазию, а также учреждение новых интернационализированных миротворческих сил в регионе являются существенным фактором в деле гарантирования стабильности и безопасности. В связи с этим Ассамблея:

4.1. выражает сожаление в связи с неизменным отказом России и фактических властей разрешить доступ наблюдателям Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в Южную Осетию, а также доступ наблюдателям ЕС как в Южную Осетию, так и в Абхазию;

4.2. глубоко сожалеет о закрытии миссии ОБСЕ в Грузии в результате возражений России по поводу ее конкретного мандата и призывает все стороны, в особенности российские власти, согласиться с формулой мандата миссии ОБСЕ, включая ее операции по военному мониторингу в Грузии, что не составит ущерба для статуса двух отделившихся регионов;

4.3. приветствует продолжение доступа наблюдателей ЮНОМИГ в Абхазию и призывает все стороны не предпринимать действий, которые бы поставили под угрозу возобновление мандата ЮНОМИГ Советом Безопасности ООН 15 февраля 2009 г.

5. Ассамблея вновь подтверждает свою полную поддержку суверенитету и территориальной целостности Грузии и нерушимости ее границ. В этом контексте она выражает сожаление в связи с единогласной ратификацией обеими палатами российского парламента договоров о "дружбе и сотрудничестве" между Россией и двумя отделившимися регионами, подписанными в нарушение вышеуказанных принципов и соглашения о прекращении огня от 12 августа 2008 г.

6. Ассамблея осуждает продолжающиеся этнические чистки и иные нарушения прав человека в Южной Осетии, а также неспособность России и фактических властей положить конец такой практике и предать нарушителей правосудию. Ассамблея повторяет, что в соответствии с международным правом Россия несет полную ответственность за нарушения прав человека и гуманитарного права в районах, находящихся под ее фактическим контролем.

7. В отношении Грузии Ассамблея:

7.1. приветствует конструктивные подходы и ясную политическую волю грузинских властей соблюдать требования Ассамблеи, изложенную в Резолюции 1633 (2008), и считает, что Грузия исполнила многие, но не все ее требования;

7.2. призывает грузинские власти гарантировать, что все оставшиеся важнейшие требования будут незамедлительно и полномасштабно удовлетворены;

7.3. приветствует создание комиссии грузинского парламента по расследованию как свидетельство того, что парламент готов рассмотреть действия и ошибки, совершенные грузинскими властями в начале и входе войны. Ассамблея отмечает, что эта комиссия завершила свою работу и опубликовала свой доклад в декабре 2008 г., и обращается с призывом к парламенту обсудить выводы комиссии в свете готового к появлению доклада миссии ЕС по установлению фактов;

7.4. в свете подавляющих доказательств о том, что как Грузия, так и Россия нарушали права человека и гуманитарное право в ходе войны, Ассамблея приветствует расследование грузинской генеральной прокуратуры о предположительных нарушениях прав человека и гуманитарного права, совершенных обеими сторонами в ходе войны и после нее, и призывает к беспристрастному расследованию любых предположительных нарушений, которые окажутся в центре внимания прокуратуры, и гарантированию, что нарушители будут преданы правосудию;

7.5. выражает озабоченность в связи с тем, что положения грузинского закона об оккупированных территориях могут расходиться с принципами международного закона о правах человека, включая Европейскую Конвенцию о правах человека, и по этой причине призывает Грузию к безотлагательному выполнению любых рекомендаций, содержащихся в готовом к появлению заключению Венецианской комиссии по этому закону, о чем был сделан запрос Комиссией по мониторингу Ассамблеи;

7.6. призывает Грузию воздержаться от каких-либо действий, которые могут спровоцировать либо усилить напряженность вдоль административных границ с Южной Осетией и Абхазией.

8. В отношении России Ассамблея:

8.1. отмечает выраженное намерение российских властей принять участие в конструктивном и открытом диалоге с Ассамблеей в отношении конфликта;

8.2. приветствует готовность, выраженную российскими парламентариями, участвовать в диалоге с грузинскими партнерами под эгидой Ассамблеи;

8.3. сожалеет, что Россия до настоящего времени не выполнила большинство требований, выдвинутых Ассамблеей, включая многочисленные требования, не связанные по этой причине не влияющие на вопрос о статусе двух отделившихся регионов;

8.4. призывает Россию к полному и безоговорочному выполнению всех пунктов соглашения о прекращении огня от 12 августа 2008 г.;

8.5. призывает к безоговорочному участию в переговорах в связи с возобновлением мандата миссии ОБСЕ в Грузии, включая операции по военному мониторингу;

8.6. призывает Россию не создавать препятствия к возобновлению мандата ЮНОМИГ в Абхазии;

8.7. обращается с призывом к России разрешить без дальнейшего промедления безоговорочный доступ всех международных наблюдателей в Южную Осетию и Абхазию и в особенности разрешить доступ наблюдателей ОБСЕ в Южную Осетию и доступ наблюдателей ЕС в Южную Осетию и Абхазию;

8.8. призывает Россию и фактические власти Южной Осетии положить незамедлительный конец всем актам этнических чисток и иных нарушений прав человека, продолжающих иметь место в Южной Осетии, и без промедления привлечь нарушителей к судебной ответственности;

8.9. призывает Россию и фактические власти обоих регионов незамедлительно прекратить провокации и нападения с югоосетинской и абхазской сторон административной границы и воздерживаться от каких-либо действий, которые могут спровоцировать либо усилить напряженность вдоль административных границ с Южной Осетией и Абхазией;

8.10. призывает Россию и фактические власти полностью гарантировать право на возвращение всех внутренне перемещенных лиц в районы их эффективного контроля;

8.11. в свете подавляющих доказательств того, что как Грузия, так и Россия нарушили права человека и гуманитарное право в ходе войны и после нее, Ассамблея сожалеет, что российская прокуратура до настоящего времени не инициировала расследование предположительных нарушений прав человека и гуманитарного права, совершенных российскими и союзническими югоосетинскими войсками. Ассамблея призывает Россию начать такое расследование без дальнейшего промедления и гарантировать, чтобы все нарушители были привлечены к судебной ответственности;

8.12. призывает Россию работать конструктивно в направлении создания нового миротворческого формата и интернационализированных миротворческих сил.

9. Ассамблея призывает Россию и Грузию:

9.1. разрешить беспрепятственный и безоговорочный доступ гуманитарных организаций и гуманитарной помощи в регионы Южной Осетии и Абхазии;

9.2. выполнить промежуточные меры, предписанные Европейским судом по правам человека и Международным судом ООН, и любые предстоящие решения этих судов в отношении предположительных нарушений прав человека в ходе конфликта, а также сотрудничать полностью и безоговорочно с любым возможным расследованием Международного уголовного суда.

10. Ассамблея приветствует неустанные усилия Комиссара Совета Европы по правам человека по обеспечению защиты прав человека и гуманитарной безопасности в регионе. Она призывает Россию и Грузию обеспечить эффективное исполнение шести принципов, сформулированные им в этом отношении.

11. Ассамблея особо озабочена положением с правами человека и гуманитарным правом в районе Ахалгори, а также в связи со статусом этого района, который, будучи в техническом отношении частью бывшей автономной области Южной Осетии, никогда не был под контролем фактических властей и всегда был населен главным образом этническими грузинами. В этом контексте Ассамблея отмечает, что район Ахалгори был оккупирован российскими войсками 15 августа 2008 г., через три дня после подписания соглашения о прекращении огня.

12. Ассамблея считает неприемлемым положение, при котором лица, проживающие в Абхазии и Южной Осетии, не могут быть эффективно обеспечены механизмами защиты прав человека, предоставленными им в качестве граждан государств-членов Совета Европы в соответствии с Европейской конвенцией о правах человека и иных соответствующих конвенций Совета Европы в результате последствий войны между Россией и Грузией. Такая черная дыра в области защиты прав человека не может существовать в пространстве Совета Европы. В связи с этим Ассамблея приглашает генерального секретаря Совета Европы разработать всеобъемлющий план действий в целях эффективного обеспечения гарантированных Конвенцией прав человека для лиц, проживающих в Южной Осетии и Абхазии. Это может включать создание "полевого" присутствия в двух отделившихся регионах в соответствии с требованием Ассамблеи, изложенном в Резолюции 1633 (2008). В отсутствие достоверного расследования такое "полевое" присутствие призвано расследовать и документировать нарушения прав человека, совершенные в ходе и после войны.

13. Ассамблея вновь подтверждает убежденность в том, что установление подлинного диалога является единственной возможностью разрешения любого конфликта и обеспечения долгосрочной стабильности в регионе. В связи с этим она поручает Бюро создать специальную комиссию, в которой могли бы принять участие как грузинские, так и российские парламентарии в целях обсуждения разногласий и разработки конкретных предложений по урегулированию последствий войны в соответствии с параграфом 31 Резолюции 1633(2008).

14. Ассамблея просит Комиссию по мониторингу провести мониторинг действий по выполнению Россией и Грузией этой Резолюции, а также Резолюции 1633 (2008) и доложить Ассамблее о результатах на предстоящей части сессии. Она также вновь подтверждает просьбу о продвижении Комиссией по мониторингу процедуры мониторинга в отношении как Грузии, так и России".

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
05.12.16
Снег в Крыму: дорожные заторы и снежные лавины
NB!
05.12.16
Детский омбудсмен требует запретить перевозки детей рейсовыми автобусами
NB!
05.12.16
Надежда теплится: Аслан Тхакушинов может сохранить пост главы Адыгеи
NB!
05.12.16
В Севастополе — транспортный коллапс из-за скользких дорог
NB!
05.12.16
У владимирского губернатора есть еще один «спокойный» год
NB!
05.12.16
«Пик антироссийской пропаганды США придется на январь 2017 года»
NB!
05.12.16
«Прибить фанфурики-2»: чувашские депутаты снова написали письмо Медведеву
NB!
05.12.16
В ГД обсуждают уголовную ответственность за жестокое обращение с животными
NB!
05.12.16
Мирзиёев получил 88,61% голосов на выборах президента Узбекистана
NB!
05.12.16
Единственный в Нижнем Новгороде мост через Волгу закроют для движения
NB!
05.12.16
Independent: «Русские перекрыли пути из Северной Атлантики в Арктику»
NB!
05.12.16
Жители России утратили доверие к доллару
NB!
05.12.16
Новгородский губернатор: «хромая утка» или третий срок?
NB!
05.12.16
«Белый лебедь» из США, «черный лебедь» из Италии
NB!
05.12.16
В Москве возрождают «автолавки»
NB!
05.12.16
Почему в Волгограде детей-сирот не обеспечивают жильём в срок?
NB!
05.12.16
AC: Администрация Трампа – плавильный котел популизма и консерватизма
NB!
05.12.16
«ЦИК и федеральные законы — не указ чиновникам Московской области!»
NB!
05.12.16
Лукашенко: Польша и Белоруссия «всегда жили в дружбе и согласии»
NB!
05.12.16
Истребители пятого поколения: быстрее, выше, незаметнее
NB!
05.12.16
Главу Калужской области видят «губернатором невыполненных обещаний»
NB!
05.12.16
Треть работающих граждан РФ не решается просить прибавку к зарплате: опрос