В столице Азербайджана полностью демонтирован памятник 26 Бакинским комиссарам в парке "Сахил" (бывший одноименный с мемориалом парк). На территории парка уже активно ведется строительство автостоянки, и подрезаются деревья. Мемориал был демонтирован согласно решению властей. Останки же комиссаров будут перезахоронены в ближайшее время на Говсанском кладбище на окраине Баку.

Демонтаж центральной части существовавшего до начала 90-х годов мемориала 26 Бакинских комиссаров, находящегося в центре города, в бывшем одноименном саду был начат 12 января. Следует заметить, что основная часть комплекса, состоявшая из высеченных в камне фигур комиссаров, была демонтирована сразу после начала карабахского конфликта по требованию части общественности, мотивированной национальностью главного комиссара Степана Шаумяна.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, решение властей Азербайджана о переносе останков 26 Бакинских комиссаров, а также демонтаже мемориала с возможным превращением его территории в автостоянку осудила также Коммунистическая партия Армении. По словам секретаря партии Рубена Товмасяна в этом вопросе коммунисты Армении и Азербайджана оказались едины. 14 января Центральный Комитет Компартии Азербайджана также выступил с заявлением, в котором выразил обеспокоенность по поводу демонтажа мемориала 26 Бакинским комиссарам и осуждает участников этого акта. Возмущение выразили также коммунисты России.

26 Бакинских комиссаров - революционные деятели Закавказья, расстрелянные в годы Гражданской войны в России. В ноябре 1917 года в Баку была установлена Советская власть. 25 апреля 1918 года был сформирован Совет Народных Комиссаров Бакинской Коммуны, под юрисдикцией которой находился сам Баку и ближайшие окрестности. Руководил Коммуной известный армянский революционер, один из руководителей Кавказского союзного комитета РСДРП, Степан Шаумян, являвшийся до того председателем Бакинского совета и чрезвычайным комиссаром по делам Кавказа. Совнарком Баку пытался организовать оборону города (большую часть населения которого тогда составляли русские и армяне), от турецких и азербайджанских (мусафатских) войск, путем создания Кавказской армии. В августе 1918 года Баку был занят небольшими отрядами англичан, призванных для защиты города от турок. По решению, принятому 10 августа 1918 конференцией бакинских большевиков, после падения Советской власти в Баку советские отряды на 16 пароходах 14 августа отплыли в Астрахань, оставив власть в городе в руках меньшевистской "Диктатуры Центрокаспия" и Временного исполкома. 16 августа они были настигнуты военными кораблями нового Бакинского правительства и возвращены в город, где им было предъявлено обвинение "в попытке бегства без сдачи отчета о расходовании народных денег, в вывозе военного имущества и в измене". Накануне входа в Баку турецких и азербайджанских войск подсудимых комиссаров отпустили, и те успели на последний отходивший из города пароход "Туркмен". Но, из-за недостатка топлива пароход причалил не в Астрахани, а в Красноводске. Там комиссары были арестованы местными властями (стачечным комитетом рабочих-социалистов, где преобладали эсеры). Им предъявили обвинение в сдаче Баку "контрреволюционерам".20 сентября 1918 г. 26 революционных деятелей были расстреляны на 207-ой версте Закаспийской железной дороги. В их числе были председатель Совнаркома Бакинской Коммуны С. Г. Шаумян, губернский комиссар М. А. Азизбеков, нарком внутренних дел П. А. Джапаридзе, комиссар по делам народного хозяйства И. Т. Фиолетов, нарком по военно-морским делам Г. Н. Корганов, нарком труда Я. Д. Зевин, нарком земледелия М. Г. Везиров, а также ряд партийных и военных работников. В 1920 году останки бакинских комиссаров были торжественно перезахоронены в Баку. Отметим, что в число комиссаров включили всех 26 расстрелянных, хотя среди них были и лица, не являвшиеся комиссарами, например личные охранники. Национальный состав 26 комиссаров достаточно пестрый. Только семеро из них - армяне, трое - грузины. Среди расстрелянных много русских, евреев и лиц других национальностей, населяющих Баку в те годы.