"За дармовую цену, безусловно, никто никакие технологии не продавал и продавать не будет", - заявил сегодня, 22 января, ИА REGNUM член подкомиссии по атомной энергетике комиссии по естественным монополиям Совета Федерации РФ, кандидат технических наук Бато-Жаргал Жамбалнимбуев, комментируя российско-турецкие переговоры о строительстве АЭС.

"Все-таки технологии представляют определенную ценность, у них есть своя взвешенная цена на рынке. В случае с Турцией, полагаю, идет обычный переговорный процесс, ведь продающая сторона предлагает цену, а покупатель называет свою, - отметил он. - В результате таких переговоров рождается та цена, которая в конечном итоге ложится в контрактные документы. Если турецкую сторону устроили технические параметры наших технологий и оборудования, что выразилась в положительной оценке первой части нашего предложения, то коммерческая сторона является предметом обсуждения. И если есть "добрая воля" и понимание того, что контракт интересен обеим сторонам, о цене всегда договариваются".

"В связи с этим, хотел бы отметить, что мы работаем в рыночном пространстве, и наши предложения, безусловно, всегда являются рыночными, взвешенными. Мы не отрываемся от реалий, понимаем, что выставляют на рынок наши конкуренты, и какой набор услуг при этом они предлагают. Весомое значение имеют и сроки реализации проектов, гарантийное и постгарантийное обслуживание оборудования и модернизация технологий. Все это является предметом переговоров", - подчеркнул сенатор.

"По условиям турецкой стороны атомная станция должна вернуть инвестиции уже в 2030 году. Если предположить, что ввод в эксплуатацию произойдет ориентировочно в 2017 году (плюс - минус), то простым счетом получаем, что окупаемость должна случиться за 13 лет. Это - достаточно жесткие параметры. Киловатт-час в этом случае (и на этот период) безусловно, не будет дешевым. Влиять на его стоимость можно двумя способами - либо снижая стоимость проекта, либо отодвигая планку 2030 года дальше. Нам выгодно второе, туркам - первое. Вокруг этого и идут переговоры. Но еще раз замечу, что задешево сейчас никто - в том числе и мы - строить не будет. И нам демпинговать незачем. Что касается возможности объявления нового тендера, то нужно отметить, что процедура подготовки и проведения конкурса - довольно трудоемкий, длительный процесс, и для Турции это было бы только потерей времени. Надеюсь, что приемлемое взаимовыгодное решение для нас и для турецкой стороны будет найдено. При этом полагаю, что российско-турецкий консорциум, в который вошли "Атомстройэкспорт", "Интер РАО ЕЭС" и турецкая компания "Park Teknik", сделает Турции разумное предложение", - уверен Жамбалнимбуев.

Напомним, как ранее сообщало ИА REGNUM, 19 января Агентство по атомной энергии Турции (TAEK) приступило к анализу коммерческого предложения российско-турецкого консорциума в составе ЗАО "Атомстройэкспорт", "Интер РАО ЕЭС" и турецкой компании "Park Teknik", в рамках проведения тендера на сооружение первой АЭС в Турции. Как сообщили в "Атомстройэкспорте", одновременно турецкой компании "Turkish Electricity Trading and Contracting Company" (TETAS) от консорциума было передано новое коммерческое предложение, "скорректированное с учетом сложившейся ситуации на мировом рынке". По результатам анализа в ближайшее время будет подготовлен отчет для кабинета министров Турции для вынесения окончательного решения. Тендерное предложение консорциума включает в себя сооружение четырех реакторов ВВЭР мощностью по 1200 МВт по российскому проекту "АЭС-2006". В первом этапе тендера, который состоялся 24 сентября 2008 года, приняли участие 13 ведущих компаний мира, однако российско-турецкий консорциум оказался единственным участником, представившим в срок весь пакет необходимых документов. TAEK в течение полутора месяцев проводило анализ пакета с технической документацией, и 19 декабря 2008 года приняло принципиальное решение о целесообразности указанных технических обоснований и соответствии проекта всем международным требованиям безопасной эксплуатации АЭС. По мнению экспертов, в условиях кризиса Турция старается всеми силами минимизировать расходы по столь дорогостоящему проекту, общая стоимость которого может составить около $9 млрд. Сейчас половину потребностей Турции в электроэнергии обеспечивают ТЭС, работающие на газе, и по 25% - угольные и гидроэлектростанции. В планы Турции входит строительство трех АЭС к 2013 году.