В результате газовых соглашений между "Газпромом" и "Нафтогазом Украины" долг РосУкрЭнерго перед "Газпромом" в $1,7 млрд продан "Нафтогазу". Теперь "Нафтогаз" хочет забрать у компании-посредника в счет долга весь ее газ. Об этом пишет сегодня, 22 января, со ссылкой на собственные источники газета "Ведомости".

По информации издания, что у РосУкрЭнерго был серьезный актив - более 10 млрд кубометров газа в подземных хранилищах Украины, и был пассив - долг перед "Газпромом" около $1,7 млрд.В результате недавних газовых соглашений, Газпром переуступил долги швейцарского трейдера "Нафтогазу", и РУЭ отныне должник украинской компании, пишут "Ведомости". Газета отмечает, что Нафтогаз получил аванс от Газпрома за транзит российского газ в Европу (сумма не называется, но в целом за год транзит должен обойтись примерно в $2,3 млрд), а Нафтогаз этими деньгами заплатил за долг РУЭ.

Этот этап схемы описывают и российские, и украинские источники: менеджер Газпрома, близкий к РУЭ источник, сотрудник Белого дома и чиновник, близкий к премьер-министру Юлии Тимошенко. Дальше, пишут "Ведомости", версии расходятся. Российская (ее излагают менеджер Газпрома и источник, близкий к РУЭ) состоит в том, что "Нафтогаз Украины" теперь должен сам договариваться с посредником о погашении - через зачет долга самого "Нафтогаза" перед РУЭ (по заявлениям последней, это $650 млн за просрочку платежей в 2008 году, но Украина их не признает), через выплату газом из ПХГ или как-то еще. Украинская версия (ее придерживается чиновник, близкий к Тимошенко): вместе с долгом Нафтогазу перешло право требования всего газа РУЭ из ПХГ, который оценен в $1,6 млрд. Выходит около $160 за 1000 кубометров, если брать все 10 млрд кубометров; почти на 11% ниже прошлогодней цены газа РУЭ для Украины и на 44% - прогнозной цены на этот год. Менеджер Газпрома это отрицает.

Каким образом "Газпром" мог распорядиться газом, который принадлежал РУЭ, непонятно. У газеты есть версия от украинского чиновника: газ не был оплачен РУЭ, та могла это сделать по факту реализации, и до тех пор газ, по сути, был обеспечением по долгу перед "Газпромом".