В результате российско-украинского газового кризиса обе стороны столкнулись с существенными имиджевыми проблемами. Такую точку зрения высказал 21 января в ходе видеомоста Москва - Киев генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов, передаёт корреспондент ИА REGNUM. По словам политолога, у Ющенко, который был главным инициатором российско-украинского газового конфликта, было три основных причины для своих действий в ноябре-декабре прошлого года.

"Во-первых, и это главное, он стремился монополизировать своё влияние на политический процесс и принятие решений по газу, отстранив от этого Юлию Тимошенко. Вторым мотивом стало желание консолидировать ресурсы, что было связано с участием украинского президента в различных посреднических схемах. Третий фактор заключается в том, что колоссальную выгоду от произошедшего получили США, так как усиление конфликтности и последовавшие за этим претензии ЕС к обеим сторонам полностью соответствуют американским интересам. На данный момент в Европе наблюдается выбор модели диверсификации поставок газа без России, и это свидетельствует о том, что влияние США на ситуацию было существенным и эффективным", - утверждает Орлов. При этом, считает эксперт, российско-украинские договорённости, заключённые в Москве, существенно ослабляют позиции Ющенко. "Он будет терять роль крупного игрока украинской политики", - полагает политолог.

По его мнению, у ситуации, сложившейся вокруг российско-украинского противостояния, могло быть два возможных исхода. "ЕС мог выступить как за диверсификацию поставок вместе с Россией, что подразумевало бы строительство газопроводов "Северный поток" и "Южный поток", или за диверсификацию без неё. К сожалению, события пошли по второму сценарию. Задача российской дипломатии и Газпрома заключается в том, чтобы вернуть Брюссель и Берлин к идее диверсификации с Россией. "Северный поток" должен оттеснить алжирские и турецкие маршруты, равно как и NABUCCO", - отмечает Орлов.

Эксперт также заявил, что Украина потерпела тяжелейшее имиджевое поражение. По мнению Дмитрия Орлова, на восстановление репутации серьёзного транзитёра у Киева могут уйти годы.