Вооружение на сумму $800 млн: "утка" или факт? Нагорный Карабах за неделю

Баку, 21 января 2009, 15:54 — REGNUM  

Перестрелки

По сообщению азербайджанских СМИ, армянская сторона и в 2009 году продолжает нарушать режим прекращения огня. Так, согласно Day.Az, 9 января армянская сторона с позиций, расположенных вблизи села Горадиз Физулинского района, обстреляла расположенные напротив позиции азербайджанской армии. "Огонь велся из автоматов и пулеметов. Ответным огнем враг был подавлен, потерь нет", - сообщает бакинское агентство.

"12 и 13 января подразделения армянских вооруженных формирований подвергли обстрелу позиции Национальной армии Азербайджана сразу в нескольких направлениях фронта". Как сообщает 1news.az, "12 января с 20.20 по 20.25 и 13 января с 00.05 по 00.30 позиции Национальной армии в селах Мунжуглу и Алибейли Товузского района обстреливались с территории сел Мосесгех и Айгедзор Бердского района Армении. С 16.40 по 17.10 огонь велся со стороны безымянных высот Геранбойского района. С 01.30 по 01.35 обстрел велся со стороны армянских подразделений, дислоцированных близ села Гарагашлы Агдамского района. Потерь среди личного состава Вооруженных сил Азербайджана нет".

"14 января группа азербайджанских тележурналистов, проводивших съемки на линии фронта в направлении Агдамского района, были обстреляны со стороны Вооруженных сил Армении. Об этом передают азербайджанские СМИ. По сообщению "АПА", "Сотрудники телеканалов "Lider" и "ATV", снимавшие строительство церкви на оккупированной армянами территории Агдамского района, в течение 10 минут оставались под интенсивным обстрелом".

1news.az сообщает также об обстрелах позиций Национальной армии Азербайджана 18 и 19 января. Согласно информации, 18 января с 23.00 по 23.50 позиции Национальной армии в селе Агбулаг Товузского района обстреливались с безымянных высот Бердского района Армении, с 17.25 по 17.33 огонь велся со стороны села Куропаткино Ходжавендского района, а с 18.20 по 18.35 обстрел велся со стороны армянских подразделений, дислоцированных на безымянных высотах Геранбойского района. 19 января с 01.15 по 01.40 обстрел велся со стороны села Мехдили Джебраильского района.

Как передает "А1+", пресс-секретарь министра обороны Армении Сейран Шахсуварян опроверг сообщение Министерства обороны Азербайджана о том, что 18 и 19 января, Вооруженные силы Армении, расположенные в приграничных районах вблизи города Берд, периодически открывали огонь в направлении подразделений вооруженных сил Азербайджана. По словам Шахсуваряна, распространенное МО Азербайджана сообщение действительности не соответствует, и в эти дни выстрелов на армяно-азербайджанской границе не было.

В 2008 году азербайджанская сторона почти 3,5 тысячи раз нарушила режим перемирия на линии соприкосновения с Арменией и НКР. Об этом корреспонденту АрмИнфо сообщил начальник отдела пограничного представительства Главного штаба ВС Армении полковник Андраник Мкртумян. "Это в два с половиной раза больше, чем в 2007 году. В 2006 году азербайджанская сторона нарушила режим перемирия около 600 раз", отметил Мкртумян. По его словам, в прошедшем году азербайджанская сторона 274 раза применила крупнокалиберное стрелковое оружие. В 2007 году - 89 раз. В результате обстрела азербайджанскими ВС армянской территории в 2008 году погибли 7 человек - двое гражданских (в селе Чинари Бердского района Тавушской области Армении) и 5 военнослужащих. Еще 26 человек (из них трое гражданские) ранены. Мкртумян подчеркнул, что особую озабоченность вызывает то обстоятельство, что в последнем квартале прошлого года азербайджанская сторона начала активно применять ручные противотанковые гранатометы. Пик пришелся на ноябрь - 8 случаев, всего же зарегистрировано 11 случаев применения азербайджанской стороной РПГ. Кроме того, в прошлом году азербайджанскими ВС была применена артиллерия - в ходе неудавшейся попытки захвата позиций армии НКР на Мартакертском направлении 4 марта. По данным Минобороны РА, в ходе этой попытки с азербайджанской стороны было выпущено 12 артиллерийских снарядов. "С карабахской стороны артиллерия не применялась", подчеркнул Мкртумян. Он также коснулся вопроса передачи сторонами тел погибших. "Армянская сторона в таких случаях незамедлительно, посредством Международного Комитета Красного Креста, передает тело погибшего. Однако азербайджанская в аналогичных обстоятельствах проявляет странную медлительность", отметил представитель Минобороны РА, напомнив, в частности, случай, когда тело погибшего армянского солдата было возвращено лишь по прошествии 18 дней.

Мониторинг

По сообщению газеты "168 Жам", 14 января, согласно ранее достигнутой с властями Нагорно-Карабахской Республики договоренности, миссия ОБСЕ провела плановый мониторинг в северном направлении линии соприкосновения вооруженных сил Нагорного карабаха и Азербайджана на участке дороги Мартакерт-Тартар. С позиций Армии обороны НКР наблюдение осуществляли координатор офиса ОБСЕ подполковник Имре Палатинус (Венгрия), полевые помощники Личного представителя Действующего председателя ОБСЕ Антал Хердич (Венгрия) и Иржи Аберле (Чехия). Мониторинг прошел в соответствии с намеченным графиком. Нарушений режима прекращения огня не зафиксировано. Миссию наблюдения с карабахской стороны сопровождали представители министерства иностранных дел и министерства обороны НКР.

Военнопленные

Заявления о "нежелании" армянского военнослужащего Паруйра Симоняна вернуться на родину - результат "деятельности" спецслужб Азербайджана. Об этом корреспонденту АрмИнфо заявил начальник отдела пограничного представительства Оперативного управления Главного штаба ВС Армении, член Госкомиссии Армении по вопросам пленных, заложников и без вести пропавших, полковник Андраник Мкртумян. Агентство напоминает, что военнослужащий Паруйр Симонян находится в азербайджанском плену с 25 мая прошлого года. По сообщениям азербайджанской стороны, солдат якобы не желает возвращаться. "За все это время от Паруйра не поступило ни одного письма, только устные сообщения. Мы на 100% убеждены, что его "нежелание" вернуться ни что иное, как результат воздействия азербайджанских спецслужб", подчеркнул Мкртумян, напомнив, что и в прошлом азербайджанская сторона применяла аналогичные действия, в частности, в отношении военнослужащего Амбарцума Асатряна. "Это их практика. Как только на их сторону попадает армянин, начинают трубить на весь мир, что он, мол, не хочет возвращаться. Это в том числе попытки отыграться за Самира Мамедова", отметил представитель Госкомиссии. АрмИнфо напоминает, что азербайджанский солдат С.Мамедов добровольно перешел на армянскую сторону и, не пожелав вернуться в Азербайджан, при помощи авторитетной международной организации был переправлен в третью страну. Комментируя шумиху, поднятую в азербайджанской прессе в связи с интервью перешедшего 8 октября прошлого года на армянскую сторону азербайджанского солдата Рафига Гасанова, Мкртумян подчеркнул, что Гасанов перешел на армянскую сторону добровольно, в дневное время. "Интервью Гасанова было организовано по его желанию. Что у него на душе было, то он и высказал", отметил Мкртумян.

На днях Государственная комиссия Азербайджана по делам военнопленных, без вести пропавших и заложников обнародовала итоговый отчет о своей деятельности за 2008 год, в котором, в частности, отмечается, что якобы на территории Нагорного Карабаха находятся в плену 39 азербайджанцев. Государственная комиссия НКР по вопросам военнопленных, без вести пропавших и заложников квалифицирует данное сообщение как очередную дезинформацию, направленную на дискредитацию властей Нагорно-Карабахской Республики, и попытку ввести международное сообщество в заблуждение. Госкомиссия НКР со всей ответственностью заявляет, что на территории, находящейся под юрисдикцией Нагорно-Карабахской Республики, нет ни одного пленного или заложника. Как отмечается в заявлении Госкомиссии, власти НКР, строго придерживаясь принципов Женевских конвенций, после завершения военной фазы конфликта с Азербайджаном при посредничестве Международного Комитета Красного Креста передали азербайджанской стороне всех пленных. В настоящее время соответствующие органы НКР своевременно извещают аккредитованные в Степанакерте офисы Международного Комитета Красного Креста и ОБСЕ о любом факте перехода на карабахскую территорию военных и гражданских лиц Азербайджана, которые затем без предварительных условий передаются азербайджанским властям. Представителям указанных международных структур предоставлен свободный доступ во все места лишения свободы, что исключает возможность сокрытия факта нахождения на территории НКР азербайджанских пленных. Государственная комиссия НКР обращает внимание на то обстоятельство, что неоднократные предложения властей республики установить прямые контакты с аналогичной структурой Азербайджана с целью эффективного решения проблемы военнопленных, без вести пропавших и заложников не получали адекватного ответа официального Баку. Более того, власти Азербайджана с целью получения сомнительных пропагандистских дивидендов продолжают политизировать такую гуманитарную и чувствительную проблему, как поиск без вести пропавших и освобождение пленных, о чем со всей очевидностью свидетельствует и последний факт распространения заведомо ложной информации. (PanARMENIAN.Net).

Вооружение на сумму $800 млн: "утка" или факт?

По сообщению бакинской "525-й газеты", сайт "Медиа форум" раздобыл список вооружений, боеприпасов, техники и оборудования, переданных Россией из находящейся в городе Гюмри Армении базы N 102 в распоряжение Министерство обороны Армении. Согласно источнику, указанные в списке виды оружия переданы 2008 году за подписью начальника вооружения - заместителя командующего войсками Северо-Кавказского военного округа по вооружению, генерал-лейтенанта Вячеслава Головченко. Стоимость этих вооружения составляет 800 млн долларов США. В списке указаны 21 ед. танка Т-72; 27 ед. БМП - 2; 12 ед. БТР 70/80; 5 ед. БРЭМ-2 (на базе БМП-1); 4 ед. ракет ЗСУ 23-4 "Шилка"; ракет разных марок "Стрела"; 875 ящиков гранат Ф-1, РГД-5; 1050 ящиков гранат РКГ-3/3 ЕМ; 7897 боеприпасов разных марок (122мм РС, 152мм 2С3, 122мм Д-30 и др.); 120 ед. 40мм. подствольных гранатометов ГП-25; 2846 ед. 5, 45мм АК-74, АКС-74; 1472 ед. 7, 62 мм АКМ, АКМС; 103 ед. ночных биноклей НБ-8; тротиловых шашек; мин разных марок (ТМ 62 М/П, ОЗМ-72; ПМН); минометов БМ-37; 9 ед. РСЗО 9К51 БМ-21 "Град"; 10 ед. САУ 152 мм. 1С "Акасия" (на базе Т-55), 14 ед. САУ 122 мм. 2 С1 "Гвоздика" (на базе МТ-ЛБУ); 5 ед. 100 мм. пушек МТ-12р "Рапира"; 210 ед. ракет 3 М9МЗ "Куб" и других вооружений, боеприпасов, техники и оборудования. Комментируя это сообщение, "525" пишет: "В 1996 году Россия уже передавала Армении вооружений на сумму 1 млрд долларов США. Несмотря на то, что Россия долгое время опровергала это, потом была вынуждена подтвердить этот факт. Но Россия не переставала вооружать Армению и после 1996 года, временами снабжая армянскую армию некоторыми видами оружия". Руководитель пресс-службы Минобороны Азербайджана, полковник-лейтенант Эльдар Сабироглу сказал, что этот вопрос должен быть серьезно исследован: "Пока не могу ничего сказать конкретного. Необходимо провести серьезное расследование и после уточнения можно будет что-то сказать".

Как сообщает 1news.az, 12 января в МИД Азербайджана был вызван посол России в Баку Василий Истратов. Заместитель главы внешнеполитического ведомства Араз Азимов потребовал от посла дать разъяснение по поводу передачи его страной Армении вооружения на сумму $800 млн. В свою очередь, посол Истратов пообещал Азимову, что российская сторона в ближайшее время внесет ясность в этот вопрос.

По сообщению бакинского информагентства Bakililar.AZ, глава пресс-службы Минобороны РФ Александр Петрунин в интервью телеканалу ANS подтвердил факт передачи Армении военной техники на сумму $800 млн. По словам Петрунина, речь идет о передачи вооружения в рамках межгосударственного соглашения, передает агентство.

Министерство обороны России опровергает информацию о передаче Армении оружия и военной техники на $800 млн, передает 1news.az. В сообщении агентства говорится, что, несмотря на то, что ранее глава пресс-службы Минобороны РФ Александр Петрунин в интервью телеканалу ANS подтвердил факт безвозмездной передачи Армении российской военной техники, тем не менее, пресс-служба Минобороны РФ утверждает, что Петрунин не подтверждал никаких сведений азербайджанским масс-медиа.

Распространенное азербайджанскими СМИ сообщение о том, что Россия якобы передала Армении военную технику на сумму $800 миллионов, является дезинформацией. Об этом корреспонденту PanARMENIAN.Net заявил пресс-секретарь министра обороны Армении, полковник Сейран Шахсуварян. Россия расследовала ситуацию вокруг публикаций в азербайджанских СМИ о крупных поставках российских вооружений Армении, данные не подтвердились. Об этом в ходе пресс-конференции в Москве заявил глава МИД РФ Сергей Лавров. "Мы провели вместе с Генеральным штабом расследование этой ситуации. Человек, чья фамилия упоминается в азербайджанских СМИ, никаких документов не подписывал и никаких поставок в прошлом году в Армению не осуществлялось", сказал Лавров, напомнив, что в азербайджанских СМИ был опубликован текст некоего документа, в котором перечислялось огромное количество военной техники и военного имущества, которое было якобы поставлено в Армению совсем недавно. "Мы попросили наших азербайджанских друзей показать нам саму копию этого документа, поскольку по всем нашим разбирательствам такого документа в природе не существует, когда нам покажут копию, будет понятно, может быть, графологическую экспертизу проведем", сказал глава российского внешнеполитического ведомства. В то же время Лавров отметил, что Россия не скрывает, что у нее имеются программы военно-технического сотрудничества как с Арменией, так и Азербайджаном. Он подчеркнул, что Армения является членом ОДКБ, а члены этой организации имеют более льготные условия, и коллеги России в Азербайджане прекрасно об этом знают. (PanARMENIAN.Net).

Министерство иностранных дел Азербайджана ожидает конкретного ответа на вопросы, повторно направленные российской стороне в связи со сведениями о передаче Россией Вооруженным силам Армении военной техники и боеприпасов на сумму $800 млн. из военной части №102, расположенной в армянском городе Гюмри. Об этом "АПА" сообщил первый секретарь пресс-службы МИДа Эльхан Полухов. По словам "525-й газеты", несмотря на то, что посол России в Азербайджане Василий Истратов доставил министру иностранных дел Эльмару Мамедъярову ответ России на запрос официального Баку по этому вопросу, министр счел этот ответ неудовлетворительным и попросил дать более конкретный ответ. Согласно газете, министр иностранных дел России Сергей Лавров, позвонив своему азербайджанскому коллеге, сообщил, что руководимое им министерство проверило этот вопрос совместно с Генеральным штабом. По словам Лаврова, в ходе проверок было установлено, что в 2008 году никаких поставок оружия в официальной форме со стороны России Армении, включая военную часть №102 в городе Гюмри Армении, не осуществлялось. Оба министра пришли к договоренности продолжить переговоры в этом направлении для подробного выяснения этого вопроса, пишет "525".

Бакинская газета "Зеркало" предлагает "обратить внимание на противоречия в заявлениях министра иностранных дел России". "Разве азербайджанские средства массовой информации сообщали о поставках оружия в Армению? Нет и еще раз нет. Речь шла о другом. Азербайджанские СМИ сообщали о передаче Министерству обороны Армении бу боевой техники и вооружения с российской военной базы в Гюмри, которая уж точно не находится на территории самой России. И в этом нет ничего удивительного. Любая боевая техника имеет значимость, если она предназначена для выполнения конкретной боевой задачи. Военная база на территории Грузии предназначалась для выполнения конкретной боевой задачи в случае возникновения той или иной конфликтной ситуации. После передислокации в Армению бу боевая техника российских военных баз в Грузии с этой точки зрения потеряла свою значимость. Там уже имелась российская база. Ну зачем же утилизировать эту бу технику, если есть возможность ее использовать с пользой для дела. Ведь надо же было поддержать баланс сил, чего Армения не могла добиться из-за ограниченности ресурсов.Было бы удивительно, если Россия поступила иначе. Все дело в несовпадении и столкновении интересов России и Азербайджана. И тут никакими клятвами в вечной дружбе и даже награждением, например, Путина или же Медведева, самой высшей государственной наградой Азербайджана делу не поможешь. Удивляет другое, а если быть точным, искреннее возмущение некоторых наших политиков, которые еще не так давно пытались убедить всех в том, что именно из-за сбалансированной внешней политики, проводимой Азербайджаном, Россия стала почти дружественной страной, которая уже занимает конструктивную позицию в урегулировании конфликта вокруг Нагорного Карабаха. Не хотелось бы думать, что эти наши друзья на самом деле были настолько наивными. Наконец, дождались. Кремль устами самого Сергея Лаврова открыто заявил, что международные обязательства о недопустимости военных поставок в регионы, охваченные нерешенными конфликтами, для него что-то значат только тогда, когда они задевают интересы самой России, как было в случае августовского конфликта с Грузией. Ей наплевать на все эти обязательства, если поставки оружия в регионы конфликта отвечают интересам самой России. А Азербайджану пора делать выводы для себя. В первую очередь пора осознать, что, как бы цинично это ни звучало, никакие заявления о стратегическом характере партнерства между Россией и Азербайджаном на самом высоком уровне не спасут нас, если Кремль решит, что ради сохранения региона в сфере собственного влияния или торпедирования реализации проекта NABUCCO необходимо спровоцировать вооруженный конфликт. Поэтому, давно пора отказаться от так называемой сбалансированной внешней политики и определиться с системой международного военно-политического обеспечения собственной безопасности..."

Комментируя сообщение о передаче Армении российской военной техники, азербайджанский военный эксперт Азад Исазаде заявил, что, поскольку Азербайджан неукоснительно наращивает свой военный бюджет, а сама Армения не в состоянии создать равноценную военную мощь, дабы противодействовать Азербайджану, на помощь пришел "стратегический партнер". По мнению эксперта, это делается в целях восстановления баланса сил на Южном Кавказе. "Последние пару лет военный бюджет Азербайджана рос, и в этой гонке вооружений Армения с ее слабой экономикой рано или поздно начала бы задыхаться. Поэтому Россия, передачей вооружений Армении на сумму $800 млн., что вдвое превосходит военный бюджет Армении и равняется военному бюджету Грузии, решила ликвидировать ее отставание от Азербайджана и восстановить баланс. А если учесть, что после грузинских событий возросла и политическая активность Турции на Южном Кавказе, направленная на вызволение Армении из под опеки России, то военное усиление Армении, которое отразится и на усилении группировки войск на армяно-турецкой границе, заденет интересы Турции и лишит ее свободы политического маневра", сказал Исазаде в интервью "Новости-Азербайджан".

Азербайджан настолько помешался на увеличении своего военного потенциала, что ему везде мерещится оружие, пишет Armenia Today. "Неадекватная реакция азербайджанских СМИ по всевозможным вопросам связанным с Арменией активизировалась в новогодние праздники. В связи с отсутствием полноценной политической жизни по причине краткосрочных "каникул" политиков, СМИ Азербайджана раздули тему об общении своих сограждан с армянами на сайте Odnoklassniki.ru. Но, поскольку эта тема не получила желаемой огласки, на ряду с непрекращающимися выбросами в прессу "информаций" о "нарушений армянами" режима прекращения огня, они надумали историю с вооружением, которое якобы поставила Армении Россия", пишет Armenia Today. Российский тележурналист Максим Шевченко, комментируя 1news.az вопрос передачи Россией Армении вооружения на сумму 800 миллионов долларов, отметил, что это вооружение передается Армении по линии ОДКБ. "Если Азербайджан был бы членом ОДКБ, то мы ему тоже передали бы вооружение. Я ознакомился с мнением некоторых азербайджанских политиков и экспертов по этому поводу, и, честно говоря, меня несколько удивила их позиция. Они все в один голос начали обвинять Россию и даже делали заявления, что, мол, если Россия помогает Армении, то мы сблизимся с США. Да, пожалуйста, поступайте как хотите, но кто выиграет от этого? Явно не Азербайджан. У России нет цели ссориться с Азербайджаном и поэтому не стоит расценивать передачу вооружения Армении как антиазербайджанский шаг. Мы же не говорим, почему стратегический союзник Азербайджана, член НАТО Турция передает вам вооружение, обучает ваших военных. Мы относимся к этому с пониманием, а Армения - наш стратегический партнер по ОКДБ и мы сотрудничаем с ней в разных областях. Станьте и вы тоже членами ОДКБ, поможем и вам", сказал Шевченко.

"Я не думаю, что вообще стоит комментировать истерики, происходящие в Азербайджане. Но то, что эти истерики являются частью последовательной внешней политики официального Баку, который ее активно использует, сомнений не вызывает". Подобное мнение выразил корреспонденту "АрмИнфо" экс-глава МИД Нагорно-Карабахской республики, бывший советник президента НКР Арман Меликян. "Постоянное нагнетание беспочвенной истерии тоже является методом во внешней политике. У азербайджанцев эта политика есть и она достаточно продуктивна, учитывая то, каких они добились результатов в международных инстанциях, в экономике, я имею в виду действия экономического характера, направленные против Армении и НКР", отметил он. "Я вынужден констатировать - Алиевы сумели переиграть ситуацию, которая изначально была выигрышна для Нагорного Карабаха. Сегодня это ситуация в области внешней политики переиграна во вред НКР. Переиграна за счет того, что у Азербайджана была и есть внешняя политика, а у Армении и НКР таковой практически не существует", подытожил Меликян.

"После подписания в ноябре прошлого года в Москве Майндорфской декларации, скрепленной подписями президентов России, Азербайджана и Армении, появилась определенная надежда если не на скорое достижение компромиссного соглашения, то хотя бы на снижение напряженности в зоне карабахского конфликта и смягчение агрессивной риторики Баку. К сожалению, надеждам не суждено было сбыться. Едва ли не сразу за "Майндорфом" последовали заявления президента Азербайджана о возможности и допустимости разрешения карабахского конфликта военным путем, что поставило под сомнение реализуемость российской инициативы. После новогодних праздников Баку предпринял очередной демарш, опять же направленный против России", пишет степанакертская газета "Азат Арцах" в статье, озаглавленной "Кому нужен оружейный скандал?". "Минувшая политическая неделя ознаменовалась громким дипломатическим скандалом между Москвой и Баку, инициатором которого выступил Азербайджан, обвинивший Россию в безвозмездной передаче Армении вооружения на 800 млн. долларов. Не вызывает сомнения, что вышеперечисленные шаги Азербайджана являются звеньями одной цепи и нацелены на дискредитацию России как непредвзятого посредника в процессе карабахского урегулирования, и следовательно - на срыв ее дипломатических усилий. Из чего можно заключить, что предполагаемый сценарий разрешения карабахской проблемы на основе московского трехстороннего соглашения не вписывается во внешнеполитическую доктрину Азербайджана, не отвечает его интересам и видению урегулирования конфликта. С большой долей вероятности можно также предположить, что распространение Азербайджаном "оружейной" информационной утки не обошлось без санкции западных покровителей Баку, усмотревших в Московской декларации средство усиления влияния России на Южном Кавказе, что в контексте продолжающегося в регионе противостояния между Москвой и Вашингтоном вполне объяснимо. В пользу последней версии говорит тот факт, что даже невзирая на некоторые противоречия с Россией, связанные, в частности, с проектом газопровода NABUCCO, который должен пройти в обход российской территории, Азербайджан едва ли решился бы пойти на откровенную дипломатическую войну с Москвой. Думается, Азербайджан используется Вашингтоном в качестве шахматной фигуры в развернувшейся в регионе большой геополитической игре. Однако следует отметить, что Баку не намерен мириться с ролью пешки, а ведет также собственную игру в расчете на определенные дивиденды. Разжигание оружейного скандала необходимо ему не только для дискредитации Москвы и Еревана, но и для прикрытия собственных милитаристских планов. Общеизвестно, что, пользуясь благоприятной конъюнктурой на мировом нефтяном рынке, Азербайджан активно закупал и продолжает закупать оружие и военную технику, значительно превысив квоты по Договору об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). В числе поставщиков Азербайджану вооружения - его партнер по ГУАМ Украина, продавшая, в частности, бронетехнику и установки реактивного залпового огня, Чехия, а также сама Россия, реализовавшая оружие наступательного характера. Причем в этом случае Баку, естественно, не вспоминал о необходимости сохранения Россией беспристрастности как посредника. Дезинформация о продаже Армении оружия должна была послужить, в том числе, и шумовой завесой для того, чтобы отвлечь внимание от фактов интенсивного вооружения Азербайджана. Между тем в самой Армении ни одна проверка со стороны независимых наблюдателей нарушений обязательств по ДОВСЕ не выявила. О чем, конечно же, официальному Баку известно. Но это для него не важно. Важны собственные цели, и с молчаливого согласия своих западных партнеров высшее руководство Азербайджана дало отмашку к началу масштабной пропагандистской кампании, к которой подключились политики, депутаты, политологи и представители прессы. Складывается впечатление, что вся эта затея с дезинформацией о продаже Армении оружия преследует цель выбить Россию из Минской группы ОБСЕ, отвлечь внимание от уже имеющегося дисбаланса в вооружениях и военной технике в пользу Азербайджана. Прямо скажем, затея весьма опасная и чреватая угрозой дестабилизации во всем регионе. С воистину непредсказуемыми последствиями". ("Азат Арцах").

Процесс урегулирования

Сопредседатели Минской группы ОБСЕ начало нового года вновь ознаменовали оптимистическими заявлениями, пишет газета "Жаманак", приводя в пример заявление американского сопредседателя Мэтью Брайза о том, что он ожидает подписание двумя президентами определенного соглашения уже в первой половине 2009 года. По мнению газеты, после русско-грузинской войны проблема Нагорного Карабаха вышла из "замороженного состояния" и стала темой активных переговоров.

ОБСЕ подготовит отчет о ситуации вокруг урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Отчет будет подготовлен после визита специального представителя Парламентской Ассамблеи ОБСЕ Горана Ленмаркера в регион 9-10 февраля, сообщил Trend News в четверг по телефону из Стокгольма старший советник международного департамента парламента Швеции Энн-Софи Линденбаум. Основной целью его визита в Азербайджан будет обсуждение вопросов развития региона Южного Кавказа и проблемы урегулирования нагорно-карабахского конфликта, сказала Линденбаум. Ленмаркер планирует провести встречи с президентом Ильхамом Алиевым и главой МИД Эльмаром Мамедъяровым. ("525-я газета").

Сопредседатели Минской группы ОБСЕ намерены продолжать работать над прежними предложениями по урегулированию армяно-азербайджанского конфликта. Во время визита в регион 19-21 января посредники обсудят с конфликтующими сторонами предложения, которые ранее были представлены сопредседателями, сообщил Trend News российский сопредседатель Минской группы Юрий Мерзляков. "Мы будем обсуждать базовые принципы урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Для чего нужны новые предложения, если стороны не пришли к согласию по некоторым пунктам старых предложений?", сказал Мерзляков. Российский дипломат отказался назвать несогласованные пункты, сославшись на конфиденциальность переговоров. ("525-я газета").

Год еще только начинается, но уже учащаются разговоры относительно вероятной встречи президентов Армении и Азербайджана и переговоров по урегулированию карабахского конфликта. Пока говорится о предстоящей встрече Саргсян-Алиев в рамках экономического саммита от 28-го по 1-е февраля в Давосе. Хотя официально вероятность встречи Саргсян-Алиев не подтверждается, тем не менее, вероятнее всего, эта встреча состоится. ("Азг").

Азербайджан будет и в дальнейшем усиливать свою армию, заявил президент Азербайджана Ильхам Алиев. Он также отметил, что Азербайджан заключил с Пакистаном и Турцией соглашения о совместном производстве военной техники. По словам Алиева, Баку в состоянии сам решать свои проблемы, не прибегая ни к чьей помощи. Помимо этого, Алиева заявил, что Азербайджан вправе вернуть "оккупированные земли" любым путем и не исключил силовое решение нагорно-карабахского конфликта. (PanARMENIAN.Net).

На вопросы Day.Az отвечает исполнительный директор Британской Организации LINKS Деннис Саммут

Какими Вам кажутся экономические перспективы Южного Кавказа в наступившем 2009 году?

Мир в настоящее время переживает один из наиболее жесточайших экономических кризисов за последние 70 лет. Глобализация и растущая взаимозависимость государств привели к тому, что кризис за очень короткое время распространился на все континенты. В 2009 году страны Южного Кавказа также ощутят на себе удар глобального экономического кризиса. По всей вероятности, это будет проявляться в снижении цен на недвижимость, уменьшении иностранных инвестиций и денежных переводов из-за рубежа, в особенности из России, и понижении прежних темпов развития, которые мы наблюдали до сих пор. В настоящее время нет никакой реальной угрозы экономического краха какой-либо из стран Южного Кавказа, но правительства этих стран должны быть готовы к проявлению гибкости в своей политике и оперативности в принимаемых шагах с тем, чтобы обеспечить выход своей страны из экономического кризиса не только без повреждений, но и еще более сильней, чем она была до этого. В отношении Азербайджана многое также зависит от ситуации на мировых энергетических рынках. Неустойчивость цен на нефть в 2008 году должна научить Азербайджан быть предусмотрительным в трате нефтяных доходов. Я не думаю, что цены на нефть упадут ниже нынешней отметки, но даже в случае их повторного повышения азербайджанское правительство должно проводить жесткую фискальную политику, обеспечивающую экономическую стабильность. Во всех трех странах правительство должно предпринять шаги по защите наиболее уязвимых слове населения от экономического кризиса. В противном случае социальная напряженность быстро трансформируется в политические проблемы.

А что Вы думаете относительно перспектив разрешения региональных конфликтов в нынешнем году? Делает ли факт признания Россией независимости Абхазии и Южной Осетии решение карабахской проблемы более легким?

Признание Россией независимости Абхазии и Южной Осетии не изменило реальности, существовавшей более 15 лет и заключающейся в том, что эти территориальные образования были вне контроля Тбилиси. В настоящее время эти изменения носят больше символический характер, нежели реальный. Так или иначе, динамика процесса урегулирования этих конфликтов изменилась, и мы еще должны посмотреть, способствует ли эта новая динамика решению конфликтов или нет. Касаясь Карабаха, главным развитием в решении этой проблемы в 2008 году стала Московская декларация, подписанная президентами в ноябре. Это также стало символическим шагом. Он будет бессмысленным до тех пор, пока за ним не последуют изменения динамики процесса разрешения конфликта, ведущие к скорым практическим переменам. Это является вызовом, стоящим в настоящее время перед сопредседателями Минской группы ОБСЕ. Я, как и они, являюсь осторожным оптимистом, глядя на 2009 год. Полагаю, что мы входим в решающий этап в процессе урегулирования нагорно-карабахского конфликта, и руководство двух конфликтующих друг с другом стран должны сфокусироваться на этом вопросе в наступившем году. Ситуация с нагорно-карабахским конфликтом также привязана к экономическому кризису. Большая часть экономического потенциала региона остается неиспользованной из-за этого конфликта. Армения и Азербайджан должны воспользоваться дивидендами мира в регионе. (Day.az, с сокращениями).

Армении следует использовать фактор армянских беженцев из Баку и других районов Азербайджана в качестве одного из инструментов в переговорном процессе по карабахской проблеме. Подобное мнение выразил АрмИнфо представитель Ассамблеи армян из Азербайджана Григорий Айвазян. "Согласно данным ООН и Агентства миграции Армении, всего в период с 1988 по 1990 год из Азербайджана в Армению было насильственно выселено около 418 тысяч армян. 300 тысяч из них сейчас проживают в Армении, составляя порядка 10% населения республики", отметил он. По его словам, Азербайджан в ходе переговоров в рамках МГ ОБСЕ, а также практически во всех международных организациях постоянно кричит о "миллионе мифических беженцев" с "20% оккупированных Арменией территорий Азербайджана". И, в этом контексте, непонятно почему бы армянским республикам, не использовать аналогичный, причем в отличие от Азербайджана реальный фактор армянских беженцев. "Мы уже обратились в ОБСЕ и ПАСЕ с предложением признать массовое уничтожение армян в 1990 году в Баку Геноцидом, так как резня, имевшая место в этом городе, подпадает именно под квалификацию геноцид. Кроме того, мы обратились в парламентскую фракцию "Наследие", которая пообещала сделать все для внесения соответствующего предложения для рассмотрения в повестку дня армянского парламента", подытожил Айвазян.

В ходе встречи с журналистами в конце года министр обороны НКР, командующий Армией обороны Мовсес Акопян в ответ на вопрос о сдаче территорий, сказал, что вооруженные силы не могут пойти на уступки, так как основной миссией армии в области обороны является осуществление политики, проводимой властями республики в области обороны страны, и позиция руководства НКР по этому вопросу хорошо известна. Кроме этого, пишет газета "Азг", по словам министра, карабахская сторона не только не собирается сдать Азербайджану территории, а, наоборот, административная территория НКР в 2008-м году увеличилась на несколько тысяч гектаров. Это произошло, благодаря проведению мероприятий по улучшению карабахских позиций на передовой линии, в том случае, когда противнику не удалось осуществить какого-либо шага, на улучшение своих позиций. Вместе с тем, со стороны противника, по сравнению с прошлым годом, увеличилось количество случаев нарушения режима прекращения огня, чаще звучат выстрелы, что отнюдь не свидетельствует о миролюбивых стремлениях руководства Азербайджана. Командующий Армией обороны дал положительную оценку московской Декларации, дав следующую формулировку - если речь идет о решении конфликта не военным путем. Примечательно также заявление премьер-министра НКР Ара Арутюняна, сделанное им в ходе пресс-конференции. Прокомментировав по просьбе журналистов экономические программы правительства, премьер-министр отметил, что их осуществление предусмотрено на территории в 11.7 тыс. кв. м. То есть и на территориях, составляющих зону безопасности НКР, где проживают насильственно депортированные из Азербайджана армяне. Более того, рассеивая беспокойство журналистов, по поводу того, почему до сих пор не ремонтируется магистраль Агдам-Мартуни, и не связано ли это с вероятностью сдачи ее в дальнейшем Азербайджану, Ара Арутюнян сообщил, что до Агдама эта дорога уже отремонтирована, а в 2009-м году полностью будет отремонтирована дорога, ведущая в Мартакерт, а дорожно-строительные работы в направлении Мартуни будут завершены в 2010-м году. "Азг" напоминает, что осенью прошлого года президент НКР Бако Саакян встречался с жителями районов Кашатага и Шаумяна, и четко отметил, что на этих территориях государство намерено осуществить серьезные экономические программы, и необходимо думать лишь в направлении успешного воплощения в жизнь этих программ. В ходе состоявшейся на днях встречи с личным составом Армии обороны президент также отметил, что делается попытка исказить истинную суть конфликта. Существует конфликт между Азербайджаном и Нагорным Карабахом, и Азербайджан, втягивая в войну Армению, преследует лишь одну цель - исказить суть конфликта.

Как сообщает АрмИнфо, фракции Национального Собрания Нагорно- Карабахской Республики - "Демократия", "Родина" и "АРФД - Движение-88" - выступили с заявлением относительно переговорного процесса по карабахскому урегулированию. В заявлении говорится: "Констатируя, что 21 апреля 2006 года и 10 сентября 2008 года Национальное собрание НКР организовало парламентские слушания вокруг процесса карабахского урегулирования и приняло предварительное заключение, которое в соответствующем порядке было направлено сопредседателям Минской группы ОБСЕ; с учетом важности последних событий в регионе Южного Кавказа; в очередной раз обращая внимание международного сообщества, стран-посредников и заинтересованных структур на официальную и общественную позицию Азербайджанской Республики - на неадекватное отношение к мирному урегулированию конфликта, которое проявляется в форме угрозы применения силы и антиармянской всеохватывающей пропаганды, депутатские фракции "Демократия", "Родина" и "АРФД - Движение-88", одновременно выражая позиции других политических сил республики, сформированные в результате совместных обсуждений, заявляют: Нагорно-Карабахская Республика, имея целью достижение всеобъемлющего урегулирования конфликта с Азербайджанской Республикой на основе тех принципов, которые исключили бы возможность трансформации в дальнейшем заключаемого соглашения в применение силы или угрозу силой, готова принять законное и полноценное участие в усилиях по мирному урегулированию; в качестве полноценной и признанной стороны соглашения о прекращении огня, подписанного в 1994 году, заинтересована в вопросе устранения последствий вооруженной стадии конфликта настолько, насколько Азербайджанская Республика продемонстрирует готовность в вопросе признания фактической независимости НКР в приемлемых для нашего народа условиях и верховенства национальной системы безопасности; в каком-либо ином контексте, исходя из приоритета эффективного обеспечения своего суверенитета, территориальной целостности и безопасности граждан, не может быть участником дипломатических усилий, направленных на изменение сложившегося баланса в зоне конфликта, и не будет нести ответственность за какое-либо соглашение, достигнутое без учета свободного волеизъявления карабахского народа; высоко ценит авторитет стран- посредников, направленный на всеобъемлющее урегулирование конфликта, и призывает их оказать необходимое воздействие на власти Азербайджана для прекращения в этой стране воинственной, агрессивной и антиармянской государственной пропаганды. Подобное поведение Азербайджана во многом препятствует формированию атмосферы взаимного доверия между народами, а следовательно, и мирному урегулированию карабахско-азербайджанского конфликта. В случае продолжения деструктивной политики властей Азербайджана Нагорно-Карабахская Республика предпримет необходимые меры в направлении нейтрализации угроз своей безопасности и независимости. Фракции Национального Собрания принимают данное заявление как единую позицию политических сил НКР".

Нагорный Карабах перестал быть фактором в процессе урегулирования карабахского конфликта. Об этом, как передает ИА REGNUM, заявил на пресс-конференции эксперт Центра национально-стратегических исследований Манвел Саркисян. По его словам, если Карабах попытается воспротивиться каким-либо достигнутым соглашениям, международные структуры просто пошлют его за объяснениями к руководству Армении, не прислушавшись к его мнению. Саркисян отметил, что на протяжении 10 лет власти Армении сделали все, чтобы исключить Карабах из переговорного процесса, что и привело к нынешней ситуации. Комментируя же заявления властей Карабаха о том, что без участия Степанакерта и без учета его мнения вопрос не может быть решен, эксперт отметил, что эти заявления вызваны запоздалым осознанием руководством Армении ошибки, совершенной при подписании Московской декларации без участия Карабаха. А двухмесячное молчание Степанакерта по этому поводу только подтверждает мысль о том, что никакого отдельного карабахского фактора не существует. Оппонент Саркисяна, политолог Ерванд Бозоян в свою очередь согласился с тем, что вытеснение Нагорного Карабаха из переговорного процесса стало потерей для армянской стороны, однако выразил мнение, что нельзя говорить об отсутствии Карабаха как фактора. "В конце концов, есть народ, который скажет свое слово, и говорить о том, что Карабах перестал быть фактором, нельзя - ведь там остаются люди", - отметил он.

Президент Нагорного Карабаха

Президент Нагорного Карабаха Бако Саакян несколько дней назад неофициально находился в Ереване. В столице Армении он провел встречи с руководством страны. Однако, этот его визит ни как не освещался. Не было ни одного официального сообщения ни с армянской, ни с карабахской сторон. По сведениям газеты "Айкакан жаманак", встреча с министром иностранных дел Армении Эдвардом Налбандяном прошла довольно в напряженной обстановке. По мнению газеты, визит Саакяна связан с публичными заявлениями официальных лиц НКР и парламентских фракций по вопросу карабахского урегулирования.

17 января Президент Нагорно-Карабахской Республики Бако Саакян подписал указ об освобождении Валерия Алексаняна от должности председателя Государственного комитета кадастра недвижимости при Правительстве НКР, согласно собственному заявлению. Другим указом главы государства на эту должность назначен Андраник Хачатрян с пятилетним сроком пребывания в должности. ("Азат Арцах").

Указом президента НКР с 1 января пожизненное ежемесячное денежное вознаграждение назначено проживающим в НКР персональным пенсионерам всесоюзного (бывшего СССР), республиканского и местного значения - с учетом их исключительных заслуг перед родиной. Размер вознаграждения составит 20 тыс. драмов. по словам начальника отдела социального страхования и пенсионного обеспечения министерства соцобеспечения НКР Ваграма Аракеляна, в 2009 г. за счет средств государственного бюджета будет продолжена работа по установке телефонов в квартирах отдельных категорий граждан. Воспользоваться таким правом смогут ветераны Великой Отечественной войны, семьи погибших военнослужащих, инвалиды первой и второй групп, дети-инвалиды до 18 лет, а также дети, оставшиеся без родительской опеки. ("Азат Арцах").

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.