Власти Армении за прошедшее с 1 марта 2008 года время не сделали ничего для улучшения ситуации с демократией в стране, заявил на пресс-конференции 21 января координатор оппозиционного Армянского национального конгресса Левон Зурабян.

По его словам, "в Армении на данный момент остаются политзаключенные - 59 человек, к которым вскоре может прибавиться еще один". "Новым политзаключенным для АНК может стать солдат Карен Айрапетян, который давал показания на судебном процессе проходящего по "делу семи" депутата парламента Армении Мясника Малхасяна. АНК на данный момент рассматривает нюансы дела Карапетяна, и примет решение, считать его политзаключенным или нет", - сообщил Зурабян. К ситуации с "политзаключенными" добавились также насилие в отношении осужденных по обвинению в участии в столкновениях 1-2 марта. Зурабян привел в пример избиение одного из подсудимых по "делу семи" (выделенного в отдельное производство дела семи активистов движения сторонников Левона Тер-Петросяна - ИА REGNUM) Григора Воскерчяна в судебно-исполнительном учреждении "Нубарашен". Комментируя же помилование 12 осужденных президентом Армении Сержем Саргсяном, Зурабян отметил, что "из них только семеро проходили по спискам политзаключенных АНК, и их заставили отказаться от своих политических взглядов в награду за освобождение". "У ПАСЕ есть все основания для приостановления права голоса Армении в организации, так как власти не выполнили требование ее двух резолюций", - отметил Зурабян. При этом он особо подчеркнул, что целью АНК санкции против государства не являются - оппозиция лишь требует немедленного освобождения своих сторонников из тюрем.

По словам Зурабяна, наличие в Армении "политзаключенных", усугубляет позиции страны в процессе урегулирования карабахского конфликта. "Из-за наличия политзаключенных президент Серж Саргсян поедет на очередную встречу с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым более слабым", - отметил он. Отвечая на замечание о том, что в Азербайджане также есть политзаключенные, Зурабян подчеркнул, что в Азербайджане есть и нефть, которая дает Алиеву гораздо больше простора для маневра. Он также отметил, что власти предлагают международному сообществу определенную сделку - прогресс в урегулировании карабахского конфликта за сохранение права голоса в ПАСЕ. Зурабян назвал письмо спикера Овика Абрамяна руководителям парламентов стран-членов Совета Европы документальным подтверждением предложения сделки. "Абрамян говорит, что санкции в ПАСЕ отрицательно повлияют на решимость Армении установить мир и стабильность в регионе. Режим, по сути, предлагает уступки в карабахском конфликте в обмен на разрешение существования в Армении политзаключенных. Готово ли международное сообщество к подобной сделке или нет, мы скоро увидим", - отметил Зурабян.

Он также зачитал журналистам заявление АНК, где, в частности, отмечалось, что по вине властей Армении поставлены под удар выгодные экономические проекты, страдает позиция страны на мировой арене. В заявлении также подчеркивалось, что АНК требует освобождения "политзаключенных", после чего власти и оппозиция должны путем диалога разрешить сложную ситуацию, в которой оказалась Армения. Зурабян отметил, что оппозиция готова к диалогу "сразу же после освобождения политзаключенных". Касаясь хода процесса по "делу семи", он подчеркнул, что процесс, оттягиваемый каждый раз из-за отказа подсудимых встать при появлении судьи, "при нормальном ходе показывает, что на скамье подсудимых находится сам режим". Однако Зурабян отметил, что никто, даже оппозиция, не может заставить подсудимых вставать при появлении судьи. "Чем мы будем отличаться от властей, если заставим подсудимых вставать и отказаться от избранной формы протеста?" - подчеркнул Зурабян. Координатор АНК отметил также, что лучшим способом создавшейся ситуации по "делу семи" будет отзыв обвинения прокуратурой и освобождение подсудимых прямо в зале заседаний". Если же обвиняемые и остальные "политзаключенные" все-таки не будут отпущены, то оппозиции не останется других способов, кроме массовых акций протеста. "Чаша нашего терпения не безгранична. Мы не можем стерпеть наличие в Армении политзаключенных, и это не только наша задача, но и всего армянского общества", - заявил Зурабян.