Создание Фонда содействия реформированию ЖКХ - не только стратегическое решение по оздоровлению коммунальной сферы, но и антикризисная мера. Об этом 19 января в интервью корреспонденту ИА REGNUM заявил генеральный директор государственной корпорации - Фонда содействия реформированию ЖКХ Константин Цицин.

"Осенью 2008 года глобальный финансовый кризис докатился до России, - говорит Цицин. - Проблемы, которые начались в банковской сфере, довольно быстро перекинулись и на реальный сектор экономики, в том числе и на строительную отрасль. Со страниц газет, из телеэфира непрерывным потоком зазвучали слова "рецессия", "спад", "сокращение", "убытки".

ИА REGNUM: Реформа ЖКХ началась задолго до кризиса. Вы успели заранее подготовиться к нему?

Можно сказать и так. В июле 2007 года федеральным законом был создан Фонд содействия реформированию ЖКХ. В этот Фонд государство в декабре 2007 года единовременно внесло 240 млрд рублей. До конца 2011 года эти деньги должны быть переданы в регионы по их заявкам для проведения капитального ремонта многоквартирных домов и расселения аварийного жилья. Появилась возможность восстановить изрядно потрепанный жилищный фонд России. Но просто потратить деньги - не очень разумно. Даже такая грандиозная сумма в масштабах страны отнюдь не велика. Дома отремонтируют, а что дальше? Ведь качественный капитальный ремонт - максимум на 10-15 лет, а что потом?

ИА REGNUM: Какие задачи стоят сегодня перед Фондом?

Фонд содействия реформированию ЖКХ создан государством не просто как механизм распределения денег. Это инновационный инструмент решения ряда задач, который позволит провести в стране реформу "коммуналки". Первая из них - формирование полноправного собственника, хозяина жилья. Посмотрите, как выглядит доставшаяся России в наследство от СССР система жилищно-коммунального хозяйства. Вы в срок платите за квартиру, но дом, в котором она находится, ветшает. Никто не знает, куда уходят ваши деньги и почему не делают ремонт. Согласитесь, это же абсурд. Государство готово помочь с ремонтом и расселением аварийного жилья, предоставив деньги. Но при этом вы с соседями должны на деле стать собственниками и в будущем самостоятельно решать, когда и что именно необходимо обустроить в вашем доме.

Фонд реформирования ЖКХ призван также решать задачу возвращения государством долгов своим гражданам. Ведь еще в начале 1990-х россияне получили право оформить жильё в собственность. Но для очень многих это право стало скорее проблемой - государство было не в силах передать жильё в приемлемом состоянии. Программа капремонта и расселения аварийного жилья восстановит историческую справедливость.

Наконец, третья основная задача, для решения которой создан Фонд - совершенствование механизмов направления средств на преодоление острых социальных проблем.

Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию ЖКХ" - это закон прямого действия, которым в основу работы Фонда заложен важный принцип "чиновник ничего не решает по своему усмотрению". Деньги на улучшение жилищных условий не складываются в общий котел, а направляются по конкретным адресам по однозначно понимаемой, строго регламентированной процедуре. Решение об участии в программе Фонда тех или иных многоквартирных домов принимают собственники жилья, они же являются конечным получателем средств.

ИА REGNUM: Каковы критерии выделения и расходования средств Фонда?

Чтобы собственники начали быть ими не по названию, а по существу, деньги Фонда направляются после выполнения субъектом Федерации ряда условий. Вот главные из них:

- коммунальная отрасль должна быть демонополизирована, переведена на рыночные рельсы. Поставлять услуги - тепло, свет, делать ремонт - должны не государственные, а частные фирмы. "Частники", конкурируя друг с другом, стремятся оказывать услуги быстро и качественно. Цены на услуги ЖКХ и их качество определяют не чиновники, а рынок.

- собственники жилья должны управлять своим имуществом - через товарищества собственников жилья (ТСЖ) и подобные структуры. Владелец квартиры, являясь членом ТСЖ, имеет возможность контролировать, как именно расходуются деньги на ремонт и обслуживание дома. Вплоть до того, что он может потребовать предоставить ему сметы расходов.

- необходимо ввести единые для всех типов потребителей тарифы, а региональные бюджеты больше не должны покрывать убытки ЖКХ.

- в регионах должно быть завершено оформление прав собственности на земельные участки под многоквартирными домами.

Условия жесткие, но, как показывает практика, выполнимые.

ИА REGNUM: Сколько заявок, поступивших к вам, скажем за 2008 год, вы одобрили, сколько - нет?

В прошлом году практически все заявки регионов, поступившие Фонд, одобрены. Лишь одна заявка - Псковской области, была отклонена, хотя две предыдущие этого же региона были удовлетворены.

ИА REGNUM: Каким образом контролируется расходование средств Фонда?

Деятельность Фонда полностью прозрачна. На официальном сайте www.fondgkh.ru постоянно обновляется информация о том, когда и какие суммы Фонд передает субъектам Федерации. На другом нашем сайте www.reformagkh.ru любой может выяснить, какая сумма выделена конкретному дому и на какой стадии находится освоение этих денег. А главное - видно, соответствует ли действительности заявленная информация. Написано, что в вашем доме отремонтировали подвал, но это, по вашему мнению, преувеличение? Пишите с сайта в Фонд - это несоответствие будет гарантированно устранено.

ИА REGNUM: Насколько широко программы софинансирования Фонда охватывают российские регионы?

Первые деньги от Фонда ЖКХ поступили собственникам жилья в феврале 2008 года. "Пионером" в реализации программы капитального ремонта стала Челябинская область. Всего в 2008 году в 78 субъектов Федерации перечислено около 55 млрд. руб. Из них на капитальный ремонт многоквартирных домов - более 35 млрд. руб., на расселение аварийного жилья - почти 19 млрд. руб. В домах, на ремонт которых перечислены деньги, живут почти 5,

5 млн. человек; программа расселения в 2008 году затронула почти 65 тысяч человек.

При этом деньги не идут в регионы непрерывным потоком. Субъект Федерации обязан вначале полностью потратить уже полученные средства и отчитаться перед Фондом о том, как расходовались финансы. Пока не будут освоены уже полученные деньги и регион не докажет, что рационально использовал средства, нечего и рассчитывать на новые транши. Помимо анализа отчетов, представители Фонда на местах изучают, как изменились объективные характеристики дома - показатели теплопотерь, расходы воды и электричества, используются ли передовые технологии строительства и ремонта и т. п. Если регион проверку прошел, может готовить очередную заявку в Фонд.

ИА REGNUM: Как по вашему повлиял мировой финансовый кризис на реформу ЖКХ в России?

Когда начались проблемы в мировой экономике, страна имела функционирующий инструмент поддержки жилищно-коммунальной и строительных отраслей в виде Фонда ЖКХ. Кризис кризисом, а деньги на ремонт и расселение выделяются исправно. А это не только решение извечных коммунальных проблем, но и рабочие места для ремонтников и строителей, заказы для производителей оборудования.

Заложенные при создании Фонда ЖКХ механизмы позволили адаптировать его работу к условиям экономического кризиса. Оперативно было принято решение форсировать программу расселения аварийного жилья: до конца 2009 года регионы получат на эти цели 50 млрд рублей.

ИА REGNUM: Расскажите, в чем суть программы "50 миллиардов"? Для расселения аварийного жилья у строителей закупят жилье высокой степени готовности (не менее 70%). Согласно условиям государственного контракта, строители обязуются завершить работы максимум за полгода. Причем цену за квадратный метр заранее определил для каждого субъекта Федерации Минрегионразвития, исходя из ситуации на местном рынке. Дешевле можно, дороже - нет. Продавцов жилья ищут с помощью механизма запроса котировок - своего рода аукциона на понижение. В результате люди из аварийного жилья быстрее запланированного переедут в новые квартиры, а строители в условиях нехватки кредитов смогут избежать банкротства и сумеют достроить дома. А значит, не будет обманутых дольщиков.

ИА REGNUM: Каков объем средств Фонда израсходован за 2008 год?

Как известно, при создании Фонд ЖКХ получил в распоряжение 240 млрд рублей. Но, согласно законодательству, в первый год работы Фонд по закону мог передать только 30%, то есть 72 млрд рублей. Почему только треть? Ведь так заманчиво потратить все сразу, в короткий срок волшебным образом преобразив дома по всей стране? Деньги поступили в Фонд единовременно, а тратятся они так, как это возможно в условиях невозможности их украсть. Средства Фонда предоставляются только тогда, когда однозначно понятно - на что, когда и как они будут израсходованы. Деньги выделяются по мере готовности субъектов Федерации их получить.

Практика показала, что строительная отрасль России на условиях непременно целевого использования не смогла освоить и положенную треть. В 2008 году Фонд из возможных 72 млрд. рублей передал субъектам Федерации лишь около 60 млрд. Регионы попросили и получили ровно столько, сколько могли потратить, согласно расчетам. Более того осваивая уже полученные деньги Фонда, регионы не раз сталкивались с нехваткой подрядчиков и строительных бригад. Вот один пример: лишь в 83% домов, деньги на ремонт которых были выделены Фондом, работы закончены или еще ведутся. В 17% домов ремонт и не начинался, хотя деньги есть. Некому и нечем ремонтировать. Но, с другой стороны, 2008 год во многом был "годом пробной прокачки". Регионы получили неплохой опыт, попробовали силы и теперь готовы ремонтировать быстрее, расходовать больше. Набраны строительные бригады, закуплено оборудование и материалы. Татарстан, например, успешно освоив полученные из Фонда почти 2 млрд. рублей, в 2009-м решил целиком выбрать оставшийся лимит, хотя по закону мог бы проводить капремонт до конца 2011 года.

ИА REGNUM: Что же происходит с теми деньгами, которые еще не отправлены в регионы?

Так называемые "временно свободные средства" Фонда (а без 30%, отпущенных на 2008 год, это 168 млрд рублей) не лежат на счетах мертвым грузом. Чтобы защитить эти деньги от инфляции, Фонд вкладывает их в ценные бумаги и размещает на банковских депозитах - в соответствии с нормативными актами правительства России. По данным на 12 января от размещения временно свободных средств Фонд получил доход около 11 млрд рублей. Эти деньги также пойдут на капремонт и расселение - сверх определенных изначально 240 млрд. руб.

С приходом кризиса реальный сектор экономики стал испытывать серьезную потребность в финансах. Банки не дают кредиты - сами в сложном положении. Поэтому правительство приняло решение - вкладывать деньги Фонда в депозиты при условии, что банки половину пустят на кредиты предприятиям реального сектора экономики. Получил банк миллиард - 500 млн обязан отдать в виде кредитов. Так деньги Фонда работают на оздоровление экономики.

Объективный анализ деятельности Государственной корпорации Фонд ЖКХ показывает, что создание такого инструмента государственной политики - не просто тактическое манипулирование деньгами, а действительно стратегическое решение по оздоровлению коммунальной сферы страны. Вдобавок, как оказалось, создание Фонда содействия реформированию ЖКХ - неплохая антикризисная мера.