"Российские Железные Дороги" приступают к перевозкам отечественных автомобилей на Дальний Восток на льготных условиях. Об этом пишет сегодня газета РЖД "Гудок". Издание уточняет: "На этой неделе вступит в действие исключительный тариф на перевозки отечественных автомобилей на Дальний Восток, выполняемые ОАО "РЖД". Эксперты пока не могут дать прогноз, сколько именно отечественных автомобилей будет поставляться на Дальний Восток. По новым правилам машины будут перевозиться со скидкой в 54%. В распоряжении газеты "Гудок" оказалась телеграмма старшего вице-президента ОАО "РЖД" Фёдора Андреева. Согласно ей с 25 января на весь 2009 год вводится исключительный тариф с понижающим коэффициентом 0,54 для перевозок легковых автомобилей, произведённых на территории России, на станции Дальневосточного федерального округа (ДФО).

Начальник департамента по маркетингу грузовых перевозок и тарифной политики ОАО "РЖД" Вячеслав Петренко подтвердил, что сейчас компания заключает новые договоры с автопроизводителями об использовании исключительного тарифа. Таким образом, соответствующее решение правления ФСТ от 30 декабря 2008 вступит в силу. Начальник отдела исключительных тарифов департамента по маркетингу грузовых перевозок и тарифной политики ОАО "РЖД" Алла Паскевич напомнила, что до сих пор "исключительные тарифы с понижающим коэффициентом по автоперевозкам действовали только на тех направлениях, где располагались автопроизводители и сборочные предприятия, то есть строго в европейской части страны, а также с Дальнего Востока в центральную часть России". Размер скидок доходил до 70%.

По оценке заместителя руководителя ФСТ Виталия Евдокименко, теперь стоимость российского легкового авто в Дальневосточном федеральном округе из-за сокращения транспортных издержек снизится на 4 - 5% (по отношению к декабрю 2008 года). А потери ОАО "РЖД" с учётом предоставления скидки по оплате порожнего пробега составят за 2009 год 601 млн руб., которые государство должно компенсировать компании из бюджета.

Вместе с тем предложение премьер-министра Владимира Путина "обнулить" тариф на ввоз российских автомобилей в ДФО "зависло" в межведомственных согласованиях. Напомним, что 19 декабря 2008 года Владимир Путин предложил снизить транспортные издержки на доставку машин в ДФО. По его словам, в центральной части России стоимость провоза одной машины обходится в 35 тыс. руб., на Дальний Восток - в 70 тыс. руб. "Введение нулевого тарифа будет компенсировано РЖД из бюджета", - пообещал тогда премьер.

Представитель департамента бюджетной политики в отраслях экономики Минфина сообщил "Гудку", что речь идёт о компенсации в размере 2 млрд руб., однако эта сумма должна покрыть выпадающие доходы РЖД по всем "автомобильным" скидкам. Господин Евдокименко подтвердил, "точной цифры объёма компенсации за перевозки РЖД в ДФО нет, так как в 2008 году ввоз туда наших машин практически не осуществлялся". "Сумма может появиться тогда, когда будут определены объёмы перевозок, эти подсчёты проводят ФСТ, Минтранс, Минфин", - отметил чиновник, подчеркнув, что механизм компенсации также пока отсутствует. Директор департамента госполитики в области железнодорожного транспорта Минтранса Александр Болотский отметил, что министерством сейчас готовится постановление о том, в каком размере будут предоставлены субсидии на компенсацию выпадающих доходов.

Ещё один соавтор будущего постановления - Минпромторг - предлагает в расчётах перевозок, тарифов и компенсаций отталкиваться от потребностей рынка. "Прирост автопарка на Дальнем Востоке ежегодно составляет около 100 тыс. легковых машин, львиная доля продаж приходилась на подержанные иномарки, однако повышение импортных пошлин вызовет удорожание импортных машин и покупка российских может стать выгоднее", - размышляет глава департамента автопромышленности и сельхозмашиностроения Минпромторга Алексей Рахманов. Он предлагает делать ставку "на амбициозные планы", а именно "занять 50% дальневосточного рынка". "Тогда с учётом прогнозируемых объёмов перевозок можно будет определить количество машин, реализуемых в регионе", - сказал господин Рахманов. То есть, по прогнозам Минпромторга, ежемесячно на рынок в ДФО может завозиться свыше 4 тыс. единиц.

Однако представитель "Рейлтрансавто" - "дочки" ОАО "РЖД", которая, видимо, и будет обеспечивать перевозки отечественных авто на Дальний Восток, в беседе с "Гудком" высказал мнение, что реально в регион будет перевозиться порядка 2 тыс. авто в месяц. Согласно экспертным оценкам перевозчика, это максимально возможное количество автомобилей, которые могут быть реализованы на территории Дальнего Востока, причём с учётом автотранспорта для нужд госсектора. Ранее "Рейлтрансавто" осуществлял разовые перевозки авто по этому направлению, причём годовой объём перевезённых машин едва доходил до 4-5 тыс. единиц.

Впрочем, по мнению экспертов, несмотря на комплекс мер по поддержке автопрома, повысить привлекательность отечественной продукции для дальневосточных автолюбителей вряд ли удастся. По словам главы исследовательского агентства Infranews Алексея Безбородова, российские автомобили в большинстве своём окажутся на Дальнем Востоке невостребованными. "Традиционно отношение к нашим автомобилям там сдержанное, да и цены на них не отличаются от московских", - заключил директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев. Кроме того, у российских автопроизводителей просто отсутствует инфраструктура по продаже и обслуживанию отечественных автомобилей в этом регионе. Нет запасных частей, нет специалистов. А для того чтобы всё это появилось, потребуются годы и миллиардные инвестиции, которых у автогигантов в условиях кризиса просто нет, уверены эксперты.