Балтийская солидарность, о которой ничего не было слышно с 1990-х годов, проявилась в своеобразной форме. Беспорядки в Таллине в 2007 году с запозданием почти в 2 года повторились в Риге и Вильнюсе. Во всех трёх странах политики и политологи повторяли похожую фразу как заклинание: "Такого не было с начала 90-х годов". Спокойная, сытая, мирная жизнь "балтийских тигров" была взорвана молодыми людьми с камнями и палками. Эстония до зимы 2009 года была единственным прибалтийским государством, про которое её соседи говорили: "Слава Богу, у нас такое невозможно". Оказалось, возможно. Так или иначе все игроки политического поля Прибалтики, эксперты и аналитики, экстраполируют таллинские события на свои погромы, сопоставляя и пытаясь делать выводы.

При всей похожести результатов - разгромленная центральная часть города, пострадавшие и задержанные, - мешать события в трёх прибалтийских столицах в одну кучу нельзя. И не только потому, что Таллин был намного раньше. Есть еще одно кардинальное отличие Таллина-2007 от Риги-2009 и Вильнюса-2009. Если властям Эстонии удалось вспышку народного гнева представить как бунт на национальной почве и вокруг этого сплотить испуганного эстонского обывателя вокруг власти, то о наличии "русского фактора" при погромах в Риге и в Вильнюсе говорить может либо провокатор, либо человек, который совсем не разбирается в реалиях политической и экономической жизни Литвы и Латвии.

Но, тем не менее, есть момент, который объединяет все эти три погрома. В отличие от Таллина, где беспорядки начались во многом стихийно, и даже эстонский суд не смог ничего "пришить" людям, которые были определены эстонской полицией безопасности на роль "козлов отпущения", в Риге и в Вильнюсе прослеживается наличие организующего начала. И в Латвии, и в Литве корреспонденты ИА REGNUM находились в гуще событий. И там, и там они отмечали то, что в толпе митингующих присутствовали группы людей, которые однозначно провоцировали полицию и были подготовлены к возможным уличным боям. Вопрос - кому были выгодны погромы в этих милых, тихих, уютных и спокойных городах?

И если в Таллине руководство страны моментально определилось с врагом в лице России, то в Латвии и уж тем более в Литве это сделать крайне проблематично. Хотя, надо признать, что желающих во всем обвинить Россию (несмотря на очевидную глупость данного тезиса) в обеих странах найдется предостаточно. Пытались же в Литве объяснить марш литовских нацистов - происками Москвы с тем, чтобы дискредитировать Литву в ЕС.

Правящие партии в Латвии уже попытались найти крайних - обвинив во всем оппозицию. Скорее всего, то же произойдет и в Литве. Правящая коалиция объявит о том, что беспорядки устроила оппозиция и возьмется железной рукой наводить порядок, запрещая демонстрации и митинги. Насколько такое развитие событий выгодно оппозиции и в Латвии, и в Литве? Им это совершенно не выгодно. В момент, когда авторитет власти падает практически до нуля, а до выборов еще далеко, они лишаются возможности с помощью митингов и выступлений давить на власть. Кроме того, оппозиция после погромов автоматически маргинализируется (что это за конструктивная оппозиция такая, которая устраивает погромы?). Получается, что в итоге преимущества от этих погромов получает правящая коалиция. Вспомним ситуацию в Таллине. После "успешного" подавления "русского бунта" рейтинг правящей коалиции взмыл на недосягаемую высоту. И, несмотря на все проколы, власть предержащие держались там почти 2 года. Власть получила почти неограниченную свободу действий. Все, кто критиковал премьера и его кабинет, - записывались во враги государства. Пытались ли в Риге и в Вильнюсе руководящие партии срежиссировать такой же сценарий? Говорить "да" - однозначно нельзя. Это дело следственных органов. Но то, что основные преимущества после погромов и в Латвии, и в Литве получит правящие коалиции - бесспорно.