В прошлом году в 178 профессиональных колледжах прекращена подготовка кадров по 80 специальностям. Некоторые образовательные учреждения полностью или частично сменили профиль. В 209 профессиональных колледжах открыто обучение по 114 новым направлениям. Это было сделано после критического изучения вопросов занятости молодежи и пересмотра всех специальностей, их актуальности на рынке труда сегодня и в перспективе развития экономики страны. Об этом заявил журналистам первый заместитель министра высшего и среднего специального образования, директор Центра среднего специального, профессионального образования Зафар Сатторов, передает корреспондент ИА REGNUM.

По его словам, министерства труда и социальной защиты населения, экономики, Центр среднего специального, профессионального образования и хокимияты (администрации) регионов провели анализ занятости выпускников колледжей страны. Из 238,5 тысячи молодых людей трудоустроились, поступили в вузы или проходят срочную военную службу 228,5 тысячи, т.е. 95,8% от общего числа выпускников. Остальные не заняты по семейным обстоятельствам и состоянию здоровья. Часть юношей и девушек работают по смежным специальностям. "Это говорит о том, что между профессиональным образованием и рынком труда нужно наладить более прочные взаимосвязи. В кратчайшие сроки были подготовлены предложения по корректировке и изменению направлений обучения, перепрофилированию отдельных колледжей", - отметил один из руководителей Минвуза.

Он также сообщил, что в 178 колледжах, расположенных в различных регионах республики, прекращена подготовка кадров по 80 направлениям. Среди них - актерское искусство, декорация ювелирных изделий, статистика, хозяйственно-правовая деятельность, горные машины и оборудование, кинология и другие. "Анализ развития регионов показал, что их рынки труда уже насытились такими специалистами. Полностью сменили направления обучения 17 колледжей и один лицей. Так, Тахиаташский профессиональный колледж строительства и коммунального хозяйства стал политехническим, Шахрисабзский, сельского хозяйства, - колледжем агроэкономики. Это случай, когда образовательные учреждения сменили профиль на более универсальный. Чтобы соответствовать максимально возможным интересам местных юношей и девушек. Но есть и колледжи, в которых происходят кардинальная реорганизация с учетом потребностей региональных рынков труда. К примеру, Хивинский (строительства) стал профессиональным колледжем сферы обслуживания, Кошкупырский (строительства) - колледжем транспорта, Гурленский (бытового обслуживания) - колледжем предпринимательства. А вот Шерабадский академический лицей - колледжем педагогики и экономики. Здесь несколько причин - не только высока потребность в специалистах вводимого профиля, но и, как показала проверка, его преподавательский потенциал не соответствовал статусу лицея, где учащиеся должны углубленно изучать предметы", - пояснил первый заместитель министра высшего и среднего специального образования республики.

Он обратил внимание на то, что в 22 колледжах направления сменились частично. В 209 образовательных учреждениях введено 114 новых специальностей. Стране нужны кадры в сферах электроснабжения, технологий машиностроения, обслуживания железнодорожных станций, первичной обработки хлопка, строительно-отделочных работ, ветеринарии, водного хозяйства и мелиорации, ремонта бытовых машин и приборов, обслуживания компьютерного оборудования, а также швейном производстве, производстве строительных материалов и других. Вместе с тем, принимая во внимание темпы и особенности экономического развития регионов, сокращен план приема учащихся по таким направлениям, как бухгалтерский учет, финансы, банковское дело, организация перевозок и управление на транспорте, ремонт и техническое обслуживание автотранспортных средств, эксплуатация и ремонт швейного и трикотажного оборудования и другим.

"Согласно Инвестиционной программе ожидается пуск новых предприятий, большой акцент будет сделан на развитие инфраструктуры, малого бизнеса и частного предпринимательства. Исходя из этого принято решение об увеличении приема по ряду направлений. Это инженерия, техника, сфера услуг, отрасли нефти и газа, горно-рудная, химия, электрическая и тепловая энергетики, архитектура и строительство, машиностроение, легкая и пищевая промышленности", - подчеркнул директор Центра среднего специального, профессионального образования. По его словам, Центр в дальнейшем будет регулярно проводить пересмотр специальностей. Для этого в прошлом году введен новый механизм статистических отчетов о трудоустройстве выпускников колледжей. Их готовят в образовательных учреждениях и направляют для обобщения в региональные управления среднего специального, профессионального образования и статистики и, наконец, в Госкомстат. "Это позволяет вести непрерывный контроль и мониторинг трудоустройства по всей республике и в разрезе областей, а значит, и анализ актуальности направлений обучения. При региональных хокимиятах работают координационные советы, которые также регулярно проводят на местах инвентаризацию специальностей, анализируют потребности в кадрах, наличие свободных рабочих мест. Также в республике внедрена специальная методика, которая позволяет формировать политику подготовки специалистов в колледжах на ближайшую перспективу. Вводить новые направления обучения с уверенностью, что их выпускники будут востребованы. Для этого изучаются показатели трудоустройства молодежи прошлых лет, динамика развития различных сфер национальной экономики, мировые тенденции. Все это делается с одной целью - придать системе среднего специального, профессионального образования гибкость и мобильность. Она должна чутко и возможно быстро реагировать на потребности рынка труда. Чтобы каждый выпускник колледжа находил применение своим знаниям и способностям, смог реализовать себя как личность", - заключил Зафар Сатторов.