Приднестровское урегулирование: "Кишинёв и Тирасполь соревнуются в показной "пророссийскости". Выборы-2009: "Коммунисты готовятся прощаться с властью". Экономика: "Молдавские власти переложили инфляцию на плечи гастарбайтеров".

Приднестровское урегулирование: "Кишинёв и Тирасполь соревнуются в показной "пророссийскости"

Если бы даже встреча Владимира Воронина и Игоря Смирнова просто состоялась, и во время встречи не произошло бы ничего, кроме передачи пакета документов - это уже был бы хороший результат, пишет "Коммунист". Оппозиционные "политологи" еще задолго до встречи в Тирасполе на все лады пели одну и ту же песню: "эта встреча ничего не будет значить" и "никаких прорывных решений принято не будет" - чрезмерная активность, которая сама по себе наводит на размышления. Жульническая подоплека, заключенная в оппозиционных посылах, станет очевидной, если мы попробуем понять: почему же Игорь Смирнов так долго уклонялся от этой "ничего не значащей" встречи? Ответ заключается в следующем простом факте: в результате работы Кишинева с гарантами, посредниками и наблюдателями цепочка действий, "логистика" переговорного процесса оформилась совершенно четко. И выглядит она так. Личная встреча президента Молдавии и приднестровского лидера - эффективная работа постоянных совместных групп - начало непрерывного переговорного процесса. То есть без личной встречи Воронина и Смирнова был невозможен запуск всего механизма, который теперь пришел в действие. Более того, Воронин перевыполнил план и добился дополнительных результатов - в очень непростых условиях, на "чужом поле".

Обстоятельства встречи сами по себе примечательны, продолжает "Коммунист". Первые 45 минут встречи были абсолютной "работой на публику". В нарушение традиционного формата, когда стороны проводят переговоры, а затем выходят к прессе, Игорь Смирнов устроил своеобразное "ток-шоу" с журналистами в роли публики. Когда президент Молдавии поднялся на второй этаж, где был установлен стол для переговоров, там уже ожидала плотная толпа репортеров. Приднестровский лидер с первой минуты встречи накалил атмосферу. В зале царила нервозность, обвинения в адрес Кишинева сыпались непрерывно, причем в тоне, который заставлял вспомнить о скандальных телешоу: "Вы же сами понимаете, что ваши слова - сплошной обман". И так далее. Журналисты начали переглядываться: такого явно не ожидала даже проинструктированная приднестровская пресса.

Совершенно понятно, почему встречу Игорь Смирнов оформил именно так, пишет "Коммунист". Его согласие на встречу после долгого перерыва уже есть уступка Кишиневу. Чтобы не потерять лицо (а при удаче - и спровоцировать оппонента на непродуманные слова), ему было необходимо публично продемонстрировать непримиримость и жесткость. Владимир Воронин держался спокойно, парируя только самые одиозные упреки. Когда стало очевидно, что Игорь Смирнов "отработал программу" и поток обвинений начал иссякать, президент Молдавии взял инициативу на себя и предложил перерыв. "Если вопросов больше нет, то на этом можно и закончить", - по инерции ответил Игорь Смирнов. "Вопросы есть", - сказал Владимир Воронин.

В итоге первые 45 минут встречи, если говорить о сути дела, можно смело списать в утиль: все это была работа на журналистов, продолжает "Коммунист". Было совершенно ясно, что во время так называемого "перерыва" и состоится настоящий разговор за закрытыми дверями - обсуждение тех самых, настоящих вопросов. Ожидания подтвердились: вместо объявленных 10 минут Владимир Воронин и Игорь Смирнов общались почти час. Журналисты толклись тут же, но попытки подойти поближе или сделать снимок сквозь стеклянные двери жестко пресекались приднестровскими "секьюрити". По окончании разговора Воронин и Смирнов вышли к прессе и сделали короткие заявления. Настроение и общая атмосфера разительно отличались от первой "сорокапятиминутки": она была позитивной и чуть ли ни дружелюбной. "Я удовлетворен итогами", - заявил Игорь Смирнов, и это выглядело разительным контрастом по сравнению с тем, как началась встреча.

Итак, каковы же результаты? - пишет "Коммунист". Во-первых, Игорю Смирнову были заданы конкретные вопросы и получены конкретные ответы. Эти ответы не соответствуют ожиданиям участников переговорного процесса: Смирнов поставил под сомнение международно признанный переговорный формат 5+2 (Кишинев, Тирасполь, Россия, Украина, ОБСЕ + Евросоюз и США как наблюдатели). Однако до тех пор, пока Игорь Смирнов уклонялся от четкого высказывания своей позиции, двигаться вперед было невозможно. Теперь такая основа для продолжения работы с приднестровской стороной есть. "Мы достигли договоренности продолжить консультации в формате "2+1" (Кишинев, Тирасполь и Москва) с последующим выходом на формат "5+2", - заявил президент Владимир Воронин.

Во-вторых, диалог продолжится: Воронин заявил для прессы, что в Тирасполе также была достигнута договоренность о дате следующей встречи, которая состоится в середине марта будущего года, продолжает "Коммунист". Это - важный шаг в сторону непрерывности и постоянного характера переговорного процесса. Третий результат: Владимир Воронин вручил Игорю Смирнову пакет документов по приднестровскому урегулированию. "Пакетное соглашение" включает в себя два документа: Декларацию о принципах и гарантиях приднестровского урегулирования, а также проект Закона о статусе Приднестровья. "Мы надеемся, что вам нужно будет не так много времени, чтобы мы услышали от вас мнение по поводу этого пакета", - заявил Владимир Воронин. Факт передачи документов "из рук в руки" - гарантия от возможных спекуляций на тему кто, кому, когда что передал, и кто, когда и что получил. Получение пакета документов от Кишинева - также необходимый этап в логической цепочке, без которой невозможно дальнейшее продвижение.

Как заявили Воронин и Смирнов прессе по итогам проведенной встречи, была достигнута договоренность о придании первостепенного значения деятельности рабочих групп по укреплению мер доверия, пишет "Коммунист". "Прежде всего, и мы об этом твердо договорились, исходя из того кризисного состояния в мире, рабочая группа по экономической проблематике должна незамедлительно приступить к работе и выработать предложения и меры, касающиеся как экономики всей Молдавии, так и, в частности, Приднестровья", - заявил президент Молдавии. Эффективная и постоянная работа совместных групп - необходимый элемент переговорного процесса. И если эти группы начнут работать по-настоящему пусть даже из-за финансового кризиса, то спасибо финансовому кризису.

В ответ на предложение лидера Приднестровья ограничиться подписанием документа о неприменении силы, президент Молдавии настаивает "идти дальше" и в присутствии посредников закрепить статус о полной демилитаризации единого молдавского государства, продолжает "Коммунист". Предложенный Ворониным в Тирасполе документ называется Соглашение о демилитаризации, разоружении и поэтапной социальной реабилитации воинского персонала. Документ предусматривает, в первую очередь, ликвидацию тяжелой военной техники на обоих берегах Днестра. Также предложенный молдавским руководством проект предполагает объединение вооруженных сил единого государства с последующим поэтапным сокращением военнослужащих и обязательным созданием условий для их социальной адаптации. И, наконец, Молдавия предлагает, чтобы основным подразделением единых молдавских вооруженных сил стало миротворческое подразделение, которое выполняло бы гуманитарные функции. Полная демилитаризация укрепит нейтралитет и поставит точку на разговорах о том, что кто-то хочет кому-то навязать свою вооруженную волю. Нет оружия - нет и повода для подозрений.

Еще один результат, пишет "Коммунист". "Приднестровье готово с 1 января отменить сборы за въезд граждан в республику", - заявил лидер Приднестровья Игорь Смирнов в ходе встречи. Заявление приднестровской стороны было сделано в контексте пакета предложений Республики Молдова по окончательному урегулированию приднестровского конфликта. Предложения по свободному перемещению товаров и людей между берегами Днестра входят в пакет мер, представленный президентом Молдавии Владимиром Ворониным на переговорах с Игорем Смирновым. Так называемый "иммиграционный сбор" был введен приднестровскими властями в 2004 году и предусматривал таксу в размере 8 молдавских леев (0,5 евро). Сбор был расценен молдавскими властями, как ограничение свободы передвижения граждан. С момента его введения, молдавские власти настаивали на его безусловной отмене. Для Кишинева это принципиальный вопрос: внутри страны граждане Молдавии не обязаны платить какие-либо сборы за пересечение административных границ.

И наконец еще один результат - укрепление доверия, продолжает "Коммунист". Как заявил Владимир Воронин, Кишинев готов отремонтировать несколько объектов социального назначения (больницы, школы, детские сады), расположенных в Приднестровье. В этой связи, руководство Молдавии ожидает предложений приднестровской стороны по идентификации объектов социального назначения для их скорейшего восстановления. Игорь Смирнов сообщил, что передаст предложения Кишинева в городскую администрацию Тирасполя. За последние три года Молдавия направила свыше 40 миллионов долларов на внедрение различных проектов социального и гуманитарного характера в Приднестровье.

В итоге - важные результаты достигнуты менее чем за час общения президента Молдавии и лидера приднестровской администрации, пишет "Коммунист". Разбит лед, который сковывал процесс урегулирования после последней встречи Воронина и Смирнова 11 апреля 2008 года. Запущен сложный механизм урегулирования, который включает в себя участие России, Украины, ОБСЕ, Европейского союза и США. Это - серьезные сдвиги. Дело пошло, подводит итог издание.

Встреча Воронина и Смирнова продемонстрировала тот факт, что Тирасполь продолжает оставаться "заложником" последствий мирового финансового кризиса и улучшения молдавско-российских отношений, пишет интернет-издание Unimedia. Такая перспектива вынуждает режим Смирнова отказаться от категоричного подхода в переговорном процессе и в частности от подписания двустороннего соглашения между Тирасполем и Кишиневом. Теперь приоритетом Тирасполя является продолжение переговорного процесса в формате "2+1" и законодательное регламентирование статуса российских миротворцев в зоне конфликта до его окончательного разрешения. Также, состоявшаяся 24 декабря встреча подтвердила неспособность Кишинева в ближайшем будущем вернуть Тирасполь за стол переговоров в формате "5+2". Напротив, молдавский президент согласился рассматривать возможность налаживания контактов между Кишиневом и Тирасполем посредством других "форматов" в том числе, по предложению ОБСЕ.

Во время встречи президент РМ передал свои пакеты предложений по разрешению приднестровской проблемы, продолжает Unimedia. Это действие не имело никакого значения, поскольку ранее Воронин заявил журналистам, что в пакете документов по разрешению приднестровского конфликта учтена позиция России, а в самых высоких кругах уже обсуждается окончательный вариант разрешения конфликта, который был обговорен молдавским руководством с Владимиром Путиным во время саммита премьер-министров СНГ в ноябре 2008. Более того, представители двух берегов Днестра обсудили различные вопросы, в том числе окончательного решения, во время неофициальных консультаций в Вене (16 декабря 2008 года), в которых принимали участие представители стран, входящих в формат "5+2". Эти же вопросы были обсуждены во время визита в Москву министра иностранных дел ПМР Владимир Ястребчака.

Если политические аспекты приднестровской проблемы можно считать неоднозначными, то финансовым аспектам данного вопроса и мерам, связанным с доверием уделяется все больше внимания в переговорах между Кишиневом и Тирасполем, пишет Unimedia. Так, Смирнов подчеркнул, что финансовая помощь, оказываемая для урегулирования, в настоящее время выделяется только Кишиневу и выступил за перераспределение этих ресурсов с учётом Тирасполя. Также, приднестровский лидер продемонстрировал открытость и к гуманитарным проектам. Все это свидетельствует о том, что приднестровский регион находится в критической ситуации, вызванной как мировым финансовым кризисом и связанным с ним экономическим спадом, так и негативными экономическими последствиями таможенного режима, установленного РМ и Украиной в 2006 году. Подобные шаги со стороны Тирасполя резко участятся в будущем, исходя из социально-экономического спада в регионе и экономических трудностей, с которыми столкнулась Россия. На самом деле, интерес к огромным ресурсам, выделяемым Западом для урегулирования приднестровского конфликта, может стать для Тирасполя мотивом для затягивания решения вопроса. Вместе с тем, сохранение у власти приднестровских лидеров, подчиняющихся политическим, экономическим и геополитическим интересам России, может быть гарантировано только при условии, если российские войска в регионе укрепят свой миротворческий статус. Понимая это, Смирнов активно продвигает идею узаконивания молдавским законодательством миротворческой роли России. Ведь для приднестровского лидера есть прецедент Грузии, которая начала процедуру выхода из СНГ и соответственно денонсировала свои соглашения с российскими миротворцами.

Жесткое отношение Запада по отношению к России, в частности по невыполняемым ею стамбульским обязательствам, которое было высказано во время саммита ОБСЕ в Хельсинки 4-5 декабря, является поводом для беспокойства для режима Смирнова, продолжает Unimedia. Тем более, что на следующих парламентских выборах в Молдавии могут победить прозападные партии. Воронин в свою очередь, используя председательство РМ в СНГ и преимущества, получаемые от подчинения Кишинева Москве, возлагает большие надежды на возобновление переговоров. Воронин понимает, что любой прогресс в этом вопросе может обернуться в год выборов огромным преимуществом для ПКРМ, особенно в случае ухудшения последствий влияния мирового кризиса на Молдавию. Но для того, чтобы добиться этого, Воронину нужны согласие и поддержка Кремля, который утратил доверие к Кишиневу после предательства в 2003 году. Со своей стороны, Кремль не может полностью отказаться от услуг ПКРМ в год выборов, который может стать смертельным для коммунистов (в случае эффективной мобилизации оппозиционных прозападных партий). В отличие от Воронина, Игорь Смирнов надеется не только на Москву, но и на Киев, пытаясь выиграть от возможной внешней политической переориентации Украины, связанной с распадом "оранжевых" сил и сближения Блока Юлии Тимошенко с пророссийскими партиями и косвенно с Кремлем. В связи с этим приднестровские власти постоянно подчеркивают, что в регионе проживает значительное число украинцев, что приводит к повышенному интересу к местной украинской диаспоре со стороны украинских чиновников.

Развитие переговорного процесса будет зависеть от способности Кишинева маневрировать в переговорах с Москвой, избегая при этом противоречий с Западом, пишет Unimedia. В большей степени это будет зависеть и от того, какая из двух сторон, - Кишинёв или Тирасполь, установит более дружественные отношения с Россией. Кишинев и Тирасполь соревнуются в показной "пророссийскости". "Козырем" Воронина в такой ситуации является то, что он объявил нейтралитет по отношению к НАТО, и позиционирует себя как добросовестного партнера Кремля. "Преимущество" Смирнова в том, что он возглавляет сепаратистский регион, имеющий большое геополитическое значение для России, подводит итог издание.

Выборы-2009: "Коммунисты готовятся прощаться с властью"

Не так давно общественность была удивлена, узнав о том, что председатель парламента Мариан Лупу не был включен президентом Владимиром Ворониным в состав Высшего совета безопасности (ВСБ), пишет интернет-издание Azi.md. Тот факт, что глава государства показал спикеру красную карточку и отправил его на скамейку запасных как раз тогда, когда игра становится все интереснее, породило множество предположений и слухов.

Как обычно президент не стал утруждать себя комментариями и никак не обосновал свое решение, продолжает Azi.md. Хотя, если бы журналисты спросили его об этом, он легко бы нашел формальный ответ, как например: "Совет имеет статус совещательного органа при президенте республики, и в мои полномочия, как главы государства, входит принятие решений относительно его состава". Но это был бы лишь формальный ответ, поскольку Республика Молдова все же является парламентской республикой, а спикер - де-факто первым лицом в государстве. Вполне очевидно, что исключение председателя парламента из состава ВСБ имеет гораздо более глубокую подоплеку, и в связи со всем этим возникает единственный вопрос: направлен ли шаг, предпринятый Владимиром Ворониным, лично против нынешнего спикера Мариана Лупу или против председателя парламента вообще (как должности). И первая, и вторая версии имеют право на существование.

В первом случае, не секрет, что Владимир Воронин никогда не жаловал Мариана Лупу, пишет Azi.md. Последний был навязан ему его окружением, а еще... обстоятельствами. Ведь в условиях сложившейся в 2003-2005 годах конъюнктуры тогдашние власти крайне нуждались во внешних изменениях, в выдвижении на первый план таких личностей как Мариан Лупу. Опасности того периода (для коммунистической власти) миновали, отношения же между спикером и

главой государства не изменились. По крайней мере, они не изменились к лучшему. Мариан Лупу был единственным государственным чиновником-коммунистом, несколько раз позволившим себе открыто бросить вызов Владимиру Воронину, что для столь высокомерного человека, как нынешний президент страны, прощению не подлежит. Ходят слухи, что последний раз спикер ответил отказом на предложение главы государства занять должность председателя Национального банка Молдавии, при этом должность председателя парламента должен был занять надежный соратник президента Владимира Воронина, и она была ему крайне необходима для поднятия рейтинга и повышения шансов на прохождение в парламент.

С этой точки зрения исключение Мариана Лупу из состава Высшего совета безопасности можно рассматривать как мелкую месть за неповиновение, так и способ понизить его авторитет, продолжает Azi.md. Второй аспект не стоит сбрасывать со счетов, поскольку известно, что в последнее время у Мариана Лупу практически нет конкурентов в правящих кругах (разумеется, не считая Владимира Воронина). Ранее конкуренцию ему составляли премьер-министр Василий Тарлев и министр иностранных дел и европейской интеграции Андрей Стратан. Первый вышел из игры после отставки (а новый премьер-министр еще не достигла уровня, который позволил бы ей составить серьезную конкуренцию Мариану Лупу, даже притом, что по результатам опросов Зинаида Гречаная пользуется достаточной популярностью), а второй сдал свои позиции во второй половине этого года (вероятно, это связано также и с тем, что на фоне предстоящих парламентских выборов как для Кишинева, так и для Брюсселя тема европейской интеграции отошла на второй план).

Согласно второй версии, Мариан Лупу не совсем вписывался в нынешний состав Высшего совета безопасности, пишет Azi.md. В последнее время этот орган принял ряд важных решений (например, об эксплуатации подземных месторождений, о возврате государством НДС хозяйствующим субъектам, или о мошеннических схемах, якобы использующихся в некоторых банках и проч.), итогом которых стали эффектные выходы/отправки в отставку. Мариан Лупу - выдающийся экономист, в свое время занимавший должность министра экономики. Он отлично разбирается в вопросах, обсуждаемых в ходе заседаний Совета, и хорошо знаком со многими из тех, кого обсуждают. Не исключено, что он высказывал мнения, не устраивавшие Совет или, точнее говоря, президента. Вероятно, впереди еще рассмотрение других подобных вопросов, и с этой точки зрения присутствие Мариана Лупу в ВСБ нежелательно.

Также бытует мнение о том, что шаг, предпринятый Владимиром Ворониным, знаменует начало долгой борьбы и направлен на послевыборный период, продолжает Azi.md. Нынешняя власть допускает мысль о возможном переходе в оппозицию и тому есть несколько причин. Так, после выборов может сложиться довольно интересная ситуация, при которой у нынешней оппозиции может оказаться достаточно голосов для формирования правящей коалиции, но им может не хватить голосов для избрания президента страны. В подобной ситуации не исключено, что во избежание досрочных выборов будет принято решение в пользу избрания "всеобщего" президента, то есть не являющегося представителем ни одной из партий, либо, напротив, представляющего все партии. Такой президент должен быть широко известен, но при этом обладать весьма ограниченным правом действовать и принимать решения. Разумеется, при таком главе государства Высший совет безопасности уже не будет являться тем, чем он является сегодня. Ситуация могла бы измениться, если бы председатель парламента (который тогда мог бы представлять оппозицию) входил в состав ВСБ. Несомненно, он бы прибавил веса Совету и смог бы манипулировать им, в том числе для достижения определенных политических целей. Можно предположить, что, зная о том, каким опасным оружием может стать ВСБ в руках умелого политика, Владимир Воронин решил уже сейчас застраховаться от возможных неприятных сюрпризов.

Однако в этом случае у медали есть и обратная сторона, пишет Azi.md. Не исключено, что и сами коммунисты могут оказаться в ситуации, когда они смогут самостоятельно или совместно с кем-либо сформировать правящую коалицию, но не будут обладать достаточным количеством голосов для избрания будущего главы государства. Таким образом, пойдя на компромисс (избрание "всеобщего" президента) во избежание досрочных выборов, они могут утратить контроль над ВСБ. Иными словами, сложится ситуация, когда президент Владимир Воронин сам попадет в ту яму, которую он роет другому. Тем более что в последнее время все настойчивее звучит мнение о том, что следующим спикером будет Владимир Воронин, и что тогда, наконец, по-настоящему заговорят о том, что Молдавия является парламентской республикой, подводит итог издание.

Жизнь и деятельность Партии коммунистов, руководимой Ворониным, изобилует фактами, многие из которых до сих пор трудно понять и объяснить сколько-нибудь приемлемой логикой, пишет интернет-издание MoldovaNova.md. Впрочем, объяснение одно все-таки есть: "главный коммунист" всегда жаждал власти - неограниченной, надежной, не поддающейся никаким сомнениям и пересмотрам. Именно этим были продиктованы, в частности, внутренние кадровые чистки партийных рядов (их по разным оценкам было проведено то ли шесть, то ли восемь); именно за этим скрываются различные союзнические планы Воронина - объединить партии, чтобы потом их или поглотить, или с позором и треском разогнать, уничтожить...

В конце 1998 года, после того, как ПКРМ победила на парламентских выборах и пришла в высший законодательный орган с сорока депутатскими мандатами, Воронин на себе ощутил, что называется, горечь недавнего триумфа: сорок мест в парламенте - это много, но недостаточно для полной власти в стране, продолжает MoldovaNova.md. Очевидно, поэтому и возникла идея - сформировать Союз левых сил. Тогда он неофициально назывался "Союзом четырех". В него вошли ПКРМ, Аграрно-демократическая партия (АДПМ), Партия социалистов (ПСМ) и Социалистическая партия (СПМ). "Объединенные левые" во главе с коммунистами принялись готовиться к местным выборам 1999 года; даже выпустили несколько номеров своей газеты, назвав ее "Родиной". Скандалы, как и водится в молдавской политике, начались в ходе выдвижения от "Союза четырех"" на ключевые места кандидатов в местные органы власти. Перессорились все. "Аграриям", еще вчера имевшим в парламенте большинство, но оставшимся за бортом законодательной власти, Воронин говорил: "А вы кто вообще такие, чтобы требовать". Яростный спор возник между ПКРМ и ПСМ; последняя предлагала своего кандидата на пост столичного градоначальника. Впоследствии один из ее лидеров высказался в прессе нелицеприятно в адрес ПКРМ, за что получил ответную статью под заголовком "Выстрел из кривого ружья". После подведения итогов выборов сцепились коммунисты Воронина с социалистами Морева. В Бельцах, где СПМ имела своего надежного избирателя, голосование прошло не так, как бы хотели этого в ЦК ПКРМ. "Бельцкие разборы полетов" закончились инфарктом одного из местных лидеров. Потом, спустя довольно много времени, Воронин напомнит Мореву о непослушании. Действующий лидер Соцпартии будет объявлен в международный розыск за какие-то грехи перед молдавским законодательством, будто бы совершенными им лет шесть назад. Морев до сих пор фактически в бегах: живет себе где-то в Подмосковье, но путь в Молдавию ему заказан.

В 2001 году воронинцы решили проверить свои союзнические возможности на Гагаузии, пишет MoldovaNova.md. Надо сказать, здесь получилось у них все блестяще, если смотреть на достигнутую цель - власть. Накануне парламентских выборов "лично товарищ Воронин" подписал с Народным собранием АТО, сформированным после выборов в автономии в основном из группы, уже тогда претендовавшей на статус народно-патриотических сил Гагаузии, соглашение. Суть документа была простой: вы нам, коммунистам, массовую поддержку на парламентских выборах; мы вам, "народным патриотам" - все, что хотите... Гагаузы хотели многое - и укрепление статуса АТО, и решение приднестровского вопроса, и статус русского языка, и союза Молдавии с межгосударственным Союзом "Россия-Белоруссия"... После сокрушительной победы ПКРМ на выборах 2001 года Гагаузия дала Воронину больше восьмидесяти процентов голосов, а получила в ответ события, точно названные "коммунистическим переворотом". Коммунистический Центр разогнал всенародно избранную исполнительную и законодательную власти края. Ошалевший от обмана Комрат нашел в себе силы лишь коротко противостоять проведению по инициативе Кишинева местного референдума по отставке действующего главы автономии. Избирательные участки были заблокированы, день несостоявшегося голосования в Гагаузии назвали Днем негодяя. Сколько властями РМ было возбуждено уголовных дел по событиям 2001-2002 годов - сейчас никто точно и не вспомнит. К слову сказать, "гагаузский антикоммунизм" партия Воронина установила на Юге сама, и теперь расплачивается за усердие по счетам. Окончательный расчет, надо полагать, намечен на весну будущего года.

В 2003 году, как было сказано, ПКРМ попыталась было что-то для себя создать, но не получилось, пишет MoldovaNova.md. Союзники из коммунистов-воронинцев получаются плохие. Скоро мы получим еще одно подтверждение этому факту. Мы увидим, как коммунисты будут стараться развалить свой союз и с ХДНП. Товарищ Воронин за эти годы ни подобрел, ни стал мудрее и спокойнее...

На недавнее его публичное предложение объединить накануне парламентских выборов всех "государственников Молдавии" никто не откликнулся по этой причине, продолжает MoldovaNova.md. Понятно, почему коммунисты вновь желают своей победы и своего решающего большинства в парламенте образца 2009 года - после всего никакого союза и никакой коалиции им уже не светит, а значит, придется прощаться с властью. Впрочем, не исключено, что с кем-то и на каких-то условиях они сумеют договориться, оказавшись в парламенте. Чем такой союз закончится - понятно, подводит итог издание.

Экономика: "Молдавские власти переложили инфляцию на плечи гастарбайтеров"

Последние годы, и особенно 2008-й, стали для Молдавии временем жестких, порой жестоких испытаний на прочность не только ее руководящих структур и моделей их управления, но и самой партии коммунистов, уже восемь лет стоящей у власти, пишет ИА "Новости-Молдова". Засуха 2007 года, обрушившаяся на страну, опустошительное наводнение летом 2008, и, наконец, в довершение ко всему, мировой кризис - подобные катаклизмы по плечу не всякому мощному государству. А здесь - совсем не богатая и не великая по масштабам, зажатая между участниками НАТО и Украиной, Молдавия.

Намеченные на начало 2009 года парламентские выборы должны беспристрастно ответить на многие вопросы, продолжает ИА "Новости-Молдова". И первый из них - способна ли ПКРМ, ставшая в 2001 году единственной в Европе партией коммунистов, пришедшей через выборы к власти, одержать третью парламентскую победу и тем самым подтвердить правильность своего курса на социально ориентированную политику. Социологические опросы, проводимые сейчас в Молдавии, свидетельствуют, что для этого есть веские основания. Скажем, если бы выборы проводились в ближайшее воскресенье, коммунисты получили бы свыше 60 из 101 места в парламенте. Владимир Воронин остается наиболее популярным политиком в стране - ему выразили доверие 50% опрошенных.

Эксперты объясняют эти показатели, в первую очередь, конкретными экономическими результатами, пишет ИА "Новости-Молдова". Во-первых, социальные затраты бюджета возросли более чем в четыре раза. Власти Молдавии считают, что инвестиции в здравоохранение, образование и культуру - это самые главные вложения, которые не подвергаются ущемлению в любых обстоятельствах. И это не риторика: 25% бюджета будущего года составляют вложения в здравоохранение и образование. Во-вторых, экономика Молдавии, по мнению правящей партии, должна быть основана на стимулировании интеллектуального капитала, на новых технологиях, а значит, опять взят в учет человеческий фактор. Не случайно в целом расходы социальной сферы обойдутся бюджету в 65% его объема.

Новые экономические методологии породили в стране новый термин - "коммунистическая либерализация", продолжает ИА "Новости-Молдова". Это, с одной стороны, ежегодное снижение налога на прибыль, дошедшего до нулевой ставки в прошлом году, сокращение числа контролирующих органов, а с другой - жесткая борьба с коррупцией, отмыванием денег, с попытками ухода от уплаты налогов. Здесь помогла и так называемая "гильотина", запущенная для поощрения бизнеса. В Молдавии парламент дважды приводил её в действие. Что это такое? Одновременная ликвидация тысяч подзаконных актов, регламентов, инструкций, которые препятствовали свободной экономической деятельности. "Шаг за шагом мы принципиально по-новому встроили молдавскую экономику в макрорегиональную систему международной торговли и районирования инвестиций, - рассказал первый вице-премьер-министр Молдавии Игорь Додон. - С весны этого года Молдавия стала единственной страной региона, которая обрела мощнейшее потенциальное преимущество, в первую очередь для размещения экспортно-ориентированных производств. В результате Молдавия стала единственной страной, которая одновременно обладает правом ассиметричной торговли с Европейским союзом и правом свободной торговли со странами СНГ".

По мнению экспертов, в сочетании с нулевой ставкой налога на прибыль эти преимущества Молдавии становятся стратегическими на долгую перспективу и своеобразной "подушкой безопасности" в разразившемся мировом кризисе, пишет ИА "Новости-Молдова". Как заявила на днях премьер-министр Молдавии Зинаида Гречаная, выступая в парламенте с отчетом о внедрении Программы деятельности, "финансовая система Молдавии оказалась устойчивой к последствиям мирового финансового кризиса, его влияние на отечественную банковскую систему оказалось ограниченным". "Именно то, что многие годы "профилактика возможной болезни экономики" проводилась системно и постоянно, определило готовность страны к противостоянию глобальному кризису", - подчеркнул на круглом столе первый вице-премьер, министр экономики и торговли Игорь Додон.

К числу нестандартных следует отнести и ситуацию, сложившуюся в Молдавии в связи с приднестровским конфликтом, продолжает ИА "Новости-Молдова". Конфликт этот уникален по своим истокам. Его причины не в национальных или конфессиональных разногласиях. Они - в противоречиях экономических элит. Одним выгодно сохранение нынешней ситуации, так как при этом они могут свободно решать свои политические и экономические проблемы, играя на противоречиях правого и левого берегов Днестра. Другим сам факт существования единой, территориально целостной и суверенной Молдавии - кость в горле. Их мечта - объединение Молдавии с Румынией без Приднестровья.

Тем не менее, известная формула "политика всего лишь концентрированная экономика" подтвердила в Молдавии свою реальность, пишет ИА "Новости-Молдова". Системная разработка новых подходов к экономике дала чувствительные для общества результаты: социальная сфера получает весомые вливания, для бизнеса и инвестиций созданы привлекательные условия развития. Несмотря на кризис, инвестиционные зарубежные группы обратились именно в Молдавию, находя здесь для себя безопасные условия бизнеса, поддерживаемые прозрачными законами деятельности. "С кризисом справляются только там, где создается стабильная ситуация в стране. В Молдавии сложилась такая ситуация. И получилось, стабильность помогает экономике, а экономика - стабильности", - заявил на заседании клуба "Свободная экономическая зона" постоянный представитель МВФ в стране Йохан Матисен.

Однако неумолимо приближаются парламентские выборы, и выборы новым составом законодательного органа президента страны, продолжает ИА "Новости-Молдова". При этом замечено, что какого-то особого всплеска предвыборной активности со стороны правящей партии не наблюдается. Такой новый рецепт "бескровных выборов" оппонентам очень не нравится. Мало того, сама правящая партия открыто говорит о том, что далеко не всё еще сделано. Хотя многое познаётся в сравнении: если за 8 лет правления коммунистов пенсии и зарплаты повысились в восемь раз, инвестиции в экономику выросли на 70%, если экспорт из винно-консервного перешел в другое качество - экспортируются техника, технологии, товары легкой промышленности, сельскохозяйственная продукция, если экспорт и импорт пришли в разумное соотношение, значит, в стране происходят значительные изменения.

Впервые за 18 лет промышленности требуются рабочие руки, и, по словам первого вице-премьера Игоря Додона, Молдавия ждет обратно своих мигрантов, пишет ИА "Новости-Молдова". Но, конечно, до западного благополучия еще очень далеко. Вот этот разрыв и эксплуатирует оппозиция в своей предвыборной борьбе, ожидая, что власть, в свою очередь, наполнит "цистерны разоблачениями" и нальет море грязи. Но власть не вступает в войну, "пушки молчат", и это оппонентов так же пугает, как и критика власти самое себя, как перечень несделанного и открытые публикации далеко не благостного состояния жизни в Молдавии. Что это - уверенность в своих силах и как следствие - в безоговорочной победе? - задается вопросом агентство.

Несомненно, наиболее значимым событием 2008 года, ставшим серьезной проблемой для всех экономик мира, был и остается и в 2009 году мировой финансовый кризис, заявил первый вице-премьер, министр экономики и торговли Игорь Додон, пишет Info-Prim Neo. "Серьезно пострадал от кризиса и ряд стран региона, однако Республика Молдова устояла перед этой угрозой. Другой серьезной проблемой стали наводнения, произошедшие в нашей стране летом. Правительство надлежащим образом отреагировала на эту проблему. Человеческих потерь не было, а семьи, лишившиеся домов, получили другое жилье - сегодня в стране нет ни одной семьи, которая пострадала бы от наводнений и оставалась без крыши над головой", - подчеркнул первый вице-премьер.

Важным экономическим событием, в частности для реального сектора экономики, стало получение Республикой Молдова у Европейского союза автономных торговых преференций, диверсификация экспортируемых на рынок ЕC товаров, продолжает Info-Prim Neo. Важными событиями 2008 экономического года можно назвать и строительство крупных объектов инфраструктуры, таких как участок железной дороги Кагул - Джурджулешты, подписание контрактов с международными и европейскими банковскими учреждениями о реализации проектов по строительству дорог, модернизации Международного аэропорта Кишинева, подписание контракта с чешской частной фирмой о строительство теплоэлектростанции мощностью 350 МВт в Унгень.

Игорь Додон считает, что Молдавия столкнется с определенными трудностями на протяжении будущего года, пишет Info-Prim Neo. Вероятно, сократится спрос на молдавскую экспортную продукцию на рынках сбыта, также ожидается уменьшение валютных поступлений и, вероятно, прямых иностранных инвестиций. "Команды профессионалов из правительства и Национального банка Молдавии (НБМ) готовят различные комплексы действий, которые будут осуществлены в зависимости от динамики событий на протяжении первых месяцев года. Для простых граждан важно, чтобы наступающий год не принес нам повышения тарифа на энергоресурсы. В этой связи мы работаем с поставщиками, надеемся, что мы будем в состоянии обеспечить стабильность", - добавил Додон.

В свою очередь, постоянный представитель Международного валютного фонда (МВФ) в Республике Молдова Йохан Матисен считает, что важным событием 2008 экономического года можно считать сокращение годового уровня инфляции до однозначной величины, а также меры, предпринятые правительством и НБМ в этом направлении, и их действия по укреплению банковского сектора, пишет Info-Prim Neo. По мнению Матисена, эти действия позволили Молдавии предупредить серьезное воздействие последствий мирового финансового кризиса. Вместе с тем представитель МВФ утверждает, что для достижения экономического роста, который представляемая им международная структура прогнозировала в Республике Молдова в 2009 году, - 3,6 процента (Всемирный банк ожидает, что экономический рост в Молдавии достигнет 4 процентов), необходимо снизить процентные ставки по банковским кредитам. "НБМ предпринял в последнее время определенные меры в этом направлении. Да, для развития реальному сектору экономики нужны ресурсы, кредитная политика должна улучшаться, а ставки по банковским кредитам снижаться. Иначе, Молдавию не обойдут проблемы, с которыми сталкиваются некоторые государства региона", - добавил Матисен.

Президент Торгово-промышленной палаты (ТПП) Георге Куку также считает, что предоставление автономных торговых преференций Европейским союзом является по праву главным экономическим событием прошлого года, продолжает Info-Prim Neo. Однако для полноценного использования преимуществ соответствующего преференциального торгового режима, а также режима свободной торговли, который может быть введен на основании нового соглашения, переговоры по которому должны провести Республика Молдова и Европейский союз, необходима многосторонняя подготовка экономических агентов к сдаче этого экзамена. По словам президента ТПП, нередко молдавские товары проигрывают конкуренцию продукции производителей других стран, необязательно являющихся членами Европейского союза, даже странам региона. И в этой связи отечественным компаниям необходимо предоставить логистическую поддержку для внедрения в их деятельности международных стандартов качества ISO, для ускоренной модернизации инфраструктуры качества и менеджмента предприятий.

Независимые аналитики отмечают среди важных экономических событий года предоставление Европейским союзом Республике Молдова автономных торговых преференций, которые, как отмечается в рейтинге 10 важнейших экономических событий года, составленном Аналитическим центром Expert-Grup, стали для Молдавии окном в Европу, пишет Info-Prim Neo. Преференции позволили увеличить на 41 процент экспорт вин на европейские рынки, возобновился экспорт сахара, который почти полностью приходится на Румынию, продолжается экспорт кукурузы и ячменя. Expert-Grup называет среди важных событий 2008 года удержание инфляции на уровне ниже 10 процентов. Этот успех обусловлен, по мнению аналитиков, удешевлением импортной продукции (в частности нефтепродуктов), а также монетарной политикой НБМ. Кризис, который во все более значительной степени ощущается в секторе строительства, сопровождается и со снижением цен на некоторые строительные материалы. Вместе с тем некоторые производители жалуются, что власти подвергают их административному или психологическому давлению, чтобы те снижали цены на социально важные категории продукции. "Накануне избирательной кампании, имеющей критическую важность не только для оппозиционных партий, но и для правящего формирования, не следует удивляться использованию инструментов административного контроля с целью поддержания стабильности цен", - отмечает Expert-Grup.

Вместе с тем аналитики напоминают, что впервые Республика Молдова выполнила главную задачу Меморандума экономической политики, подписанного между молдавским правительством и МВФ, - относительно уровня инфляции в пределах 10 процентов, пишет Info-Prim Neo. Благодаря этому правительство и НБМ приобрели дополнительное доверие в глазах МВФ и других международных организаций.

В свою очередь, аналитики Института развития и социальных инициатив Viitorul считают, что борьба с инфляцией, которую справедливо считают налогом для бедных, завершилась ее возложением на плечи граждан, получающих валютные переводы из-за рубежа, продолжает Info-Prim Neo. Эксперты IDIS Viitorul отмечают, что укрепление национальной валюты содействовало снижению инфляции по крайней мере на 10 процентных пунктов. Однако снижение инфляции для всего населения было реализовано посредством роста путем повышения цен для тех, кто получает валютные поступления, поскольку покупательная способность доллара уменьшилась на 30 процентов. Вторым и более драматическим эффектом, по мнению IDIS Viitorul, стало недополучение доходов всеми экспортерами, что отрицательно сказывается на экономическом росте в целом, подводит итог агентство.