В чебоксарской "Радуге" открывается выставка "Великие художники Англии"

Чебоксары, 15 января 2009, 11:17 — REGNUM  16 января в культурно-выставочном центре "Радуга" открывается выставка репродукций "Великие художники Англии". На новой выставке представлены вершинные достижения английской живописи, вошедшие в мировую сокровищницу искусства, сообщила ИА REGNUM руководитель центра Нина Смирнова. На открытии прозвучат произведения европейских композиторов эпохи романтизма в исполнении студентов 4 курса Чебоксарского музыкального училища им. Ф. Павлова.

До 18 века английская живопись находилась на периферии развития европейского искусства. Первый подлинный национальный художественный гений Англии, творивший в начале 18 столетия, - живописец и гравер Уильям Хогарт. Истинный сын Просвещения, Хогарт верил, что искусство способно искоренить общественные пороки. В просветительском русле были созданы его знаменитые серии гравюр, "вскрывающие" социальные язвы. Положительный образ современника нашел отражение в портретах, в которых художник преимущественно изображал своих друзей. Особенной непосредственностью и чистотой отличаются детские образы, как в картине "Дети Грэхем".

Жанр портрета, оставляющего "наглядную" память о человеке, был всегда востребован. Но именно во второй половине 18 века в английском искусстве - в творчестве Рейнолдса, Гейнсборо, Ромни - оформилось уникальное явление, которое современный зритель узнает среди творений других национальных школ как "английский портрет". Джошуа Рейнолдс, первый президент Английской академии художеств, представлял своих моделей как носителей идеи прекрасного и возвышенного в человеке. В своих работах он основывался на эстетических и композиционных приемах общего для европейских стран "высокого стиля". При этом созданные им портреты не теряют душевной теплоты ("Портрет графини Спенсер с дочерью Джорджианой").

Земная, естественная красота человека нашла отражение в картинах Томаса Гейнсборо. Удивительно, но художник, умевший передать "музыку души", считал создание портретов тяжелой жизненной необходимостью и всегда мечтал писать пейзажи, которые были не столь популярны среди его современников. Этим объясняется появление в его творчестве особых пейзажных портретов: душевное состояние героя и явления природы в них слиты неразрывно ("Портрет Элизабет Шеридан"). На выставке можно увидеть также один из самых известных шедевров Гейнсборо - "Портрет актрисы Сары Сиддонс".

Современник Рейнолдса и Гейнсборо Джордж Ромни, художник-самоучка, уступал им в глубине психологической характеристики моделей, но неизменно поражал легкостью своей кисти. За 20 лет работы через его мастерскую прошло 9000 (!) моделей. Лучшие портреты Ромни относятся к периоду, когда его любимой моделью была знаменитая Леди Гамильтон.

На рубеже 18-19 веков в стране творили два удивительных гения, поднявшие на высочайший уровень жанр пейзажа и предвосхитившие открытия французских импрессионистов, - Констебль и Тернер. Новаторство Джона Констебля не нашло признания на родине художника при жизни мастера. Но он всегда был честен перед собой и Природой, величие которой не уставал отображать в своих произведениях. Констебль был первым художником в Европе, кто интенсивно работал на пленэре, перенося в законченные картины всю живость непосредственных впечатлений с натуры. Он первый создал своеобразные серии картин, посвященных одному мотиву, находя все новые грани красоты в, казалось бы, привычных и известных явлениях. Одни из самых известных работ - виды собора Солсбери. Особый интерес представляет картина "Стоунхендж": Констебль создал удивительно романтичный образ этого "восьмого чуда света", грандиозного мегалитического сооружения каменного века.

Уильям Тернер в своем творчестве доходит до почти фантастических фантасмагорий. Такие прославленные произведения, как "Метель" и "Последний рейс корабля "Отважный"" показывают не столько предметы, отражающие свет, сколько саму сущность вибрирующего сияния. Многие картины художника созданы по мотивам мифологических и литературных произведений ("Джульетта и ее кормилица"). Еще более свободно мастерство Тернера проявляется в его прозрачных, словно сотканных из воздуха и влаги акварелях ("Виды Венеции").

Сейчас в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина проходит выставка Уильяма Тернера, привезенная из галереи Тейт (Лондон). У жителей и гостей г. Чебоксары есть возможность ознакомиться с творчеством гениального художника на выставке репродукций в "Радуге". Она продлится до 15 февраля 2009 года. Вход свободный.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.