Продажи иномарок в России за 2008 год выросли на 26% до 2,08 млн, отчиталась вчера Ассоциация европейского бизнеса. Учитывая продажи российских производителей, рынок вырос примерно на 16% до 2,77 млн машин. Как пишут сегодня, 15 января, "Ведомости", российский рынок - на пятом месте после США, Китая, Японии и Германии. Но если учитывать и импортированные подержанные иномарки, Россия выходит на первое место в Европе: по данным ACEA, в Германии в 2008 году было продано 3 млн новых автомобилей; по оценке "Автостата", в 2008 году в Россию ввезено 400 тыс. б/у иномарок и общая цифра возрастает до 3,17 млн машин.

Показать рост авторынку России позволило ударное первое полугодие. Продажи иномарок достигли пика в апреле-июле, а потом резко пошли на спад. Снижение декабрьских продаж по отношению к декабрю 2007 г. составило 10%. Это второй месяц падения продаж - в ноябре они рухнули на 15%.

Автопроизводители сдержанны в оценках итогов года. Президент Ford в России Найджел Брекенбери доволен результатом продаж в декабре и в IV квартале (6% роста за год, 15% снижения в декабре). Доля рынка Ford составила 8,5%, а это второй показатель Ford за всю историю работы в России, говорит он. Продажи GM упали на 9% в декабре, но выросли на 30% за год. При росте рынка в 26% продажи Opel выросли на 49%, Saab - на 68%, отмечает директор по связям с общественностью General Motors Сергей Лепнухов. Довольна продажами Skoda (+84%). По словам представителя компании Тимура Алиева, росту продаж Skoda во многом обязана заводу в Калуге (выпустил более 60 000 машин Skoda и Volkswagen). В условиях кризиса 7% роста продаж - ожидаемый показатель, говорит представитель Renault Оксана Назарова, большего достичь не удалось, поскольку мощности завода "Автофрамос" ограничены.

Директор московского офиса A. T. Kearney Евгений Богданов прогнозирует, что в 2009 году рынок недосчитается 600-700 тыс. машин и составит 2-2,1 млн машин. Такая же оценка у аналитика ИК "Метрополь" Михаила Пака. В первую очередь сокращение произойдет за счет импортных автомобилей в сегменте $15-30 тыс. Это те машины, за счет которых рынок так быстро рос в последние два-три года. Пострадают также Daewoo Nexia, Hyundai Accent, жизненный цикл которых давно истек. Факторов снижения несколько, говорит Пак. Кризисные - сворачивание рынка автокредитования, снижение платежеспособного спроса. На структуру рынка в пользу автомобилей российского производства повлияет повышение пошлин на импортные иномарки и обещанное правительством субсидирование кредитной ставки на покупку машин до 350 тыс. рублей.

Средняя цена нового автомобиля в России, которая в первом полугодии 2008 года достигла $22.350, снизится, констатирует аналитик PwC Стенли Рут. По базовому сценарию она составит $20 тыс., а в пессимистическом - и вовсе $18 тыс. (показатель 2006-2007 годов).

Доля российского производства, учитывая антикризисные меры правительства, повышение курса доллара и остальные кризисные факторы, в 2009 году вырастет, считает эксперт по автопрому Ernst & Young Иван Бончев. В этом году автозаводы выпустят около 1,5 млн машин под российскими брендами и займут уже около 70% рынка вместо 50% по итогам прошлого года.

Автомобильные дилеры уверены, что наступивший год будет тяжелым. В 2009 году по сравнению с 2008 годом продажи упадут на 30-40%, прогнозирует директор по маркетингу "Автолэнд-Сибири" Ирина Харина. Гендиректор самарского "Арго-моторс" (дилер Audi и Hyundai) Леонид Захаров ждет 50%-ного падения.