2008 год ознаменовался для Абхазии рядом важных внешне- и внутриполитических событий. Поистине историческим событием, вытеснившим по своей значимости все остальные, стало признание Россией независимости Абхазии 26 августа 2008 года. "Произошло великое событие, давно чаемое, но все равно неожиданное. Абхазия утратила нецензурный статус "непризнанной республики". Нас, наконец-то, признали. Пока что только Россия, но и это верный шаг на пути к общему международному признанию". "В жизни людей, городов, стран, континентов были и всегда будут большие и малые события. Но лишь некоторые из них становятся историческими. Таким событием, навечно вошедшим в историю Абхазии, стал день 26 августа. С него началась новая эра в истории Апсны", - отмечали тогда СМИ Абхазии. В связи с чем многие эксперты условно разделили 2008 год на события, произошедшие до и после признания.

Выход России из режима торгово-экономических санкций в отношении Абхазии в марте 2008 года вселил политический оптимизм в руководство республики. Россия заявила, что в силу изменившихся обстоятельств не считает себя более связанной положениями решения Совета глав государств СНГ "О мерах по урегулированию конфликта в Абхазии, Грузии" от 19 января 1996 года. Сопредседатель ФНЕА Астамур Тания в связи с этим отмечал, что выход России из режима санкций имеет политическое значение. "Россия сделала официальный шаг в направлении установления прямых отношений с Абхазией. Символично, что это произошло перед завершением президентского срока Путина и вступлением в должность главы российского государства Медведева, что является показателем преемственности благожелательного курса России в отношении Абхазии". В то же время некоторые СМИ в свете одностороннего провозглашения независимости Косова (17 февраля 2008) и несостоявшегося "косовского прецедента" с досадой высказывали предположения о том, что "надежду на признание утерли отменой эмбарго".

Категорично были восприняты Абхазией инициативы грузинского руководства по предоставлению статуса "неограниченной автономии" и "экономической свободы" в преддверии Бухарестского саммита НАТО (апрель 2008). В частности, комментируя предложение главы Грузии обсудить с Абхазией модель интеграции в Грузию на условиях "практически неограниченной автономии", президент Абхазии Сергей Багапш заявил - "заявление президента Грузии М. Саакашвили о готовности предоставить Абхазии широкую автономию - для нас не новость, поскольку грузинское руководство периодически выступает с подобными заявлениями и обещаниями неких благ для Абхазии". По словам президента Абхазии, ни о какой широкой автономии речи быть не может, поскольку "наша страна строит независимое государство". "Мы пойдем на переговоры только в случае, если Грузия подпишет договор о неприменении силы и невозобновлении войны, если грузинские войска будут выведены из Кодорского ущелья. Только после этого Абхазия готова наладить отношения с Грузией на равных, как с соседней страной", - подчеркнул Багапш, добавив, что политические торги в этом вопросе исключаются.

Усилившимся интересом Евросоюза к событиям на Южном Кавказе был отмечен май 2008 года. Вместе с тем, "дипломатический десант" из 15 европейских послов, высадившийся в Абхазии в конце месяца и призванный реанимировать переговорный процесс, не справился с поставленными задачи. Комментируя итоги "дипломатической атаки" секретарь Совета безопасности Абхазии Станислав Лакоба отметил: "чувствуется, что в подходах Евросоюза к грузино-абхазскому конфликту наметились определенные изменения. Судя по тем вопросам, которые ставились, и оценкам, которые давались, можно сделать вывод об определенных изменениях в подходах к разрешению конфликта со стороны стран ЕС. Вполне возможно, что и акценты в отношении Грузии могут быть смещены. Определенная перспектива вырисовывается. Перемены неизбежны, и Грузии придется считаться с тем, что Абхазия будет все больше и больше заявлять о себе, и возможно наладится определенное сотрудничество Абхазии с Евросоюзом".

В августе, в связи с агрессией Грузии в отношении Южной Осетии, Абхазия начала операцию по освобождению Верхней части Кодорского ущелья. "9 августа министр обороны генерал Кишмария доложил президенту Сергею Багапш уточненный план наступления, разработанный Генеральным штабом Министерства обороны Абхазии. Президент его утвердил, и в этот же день началась активная фаза операции, а именно: мы начали выдвигать на огневые позиции артиллерию и резерв, диверсионные группы уже работали. С 9 августа начали наноситься массированные удары авиации по местам дислокации грузинских подразделений. Девятого, десятого и одиннадцатого августа одновременно велась разведка и совершались обходные маневры. По всем направлениям вышли группы спецназа, которые блокировали все пути возможного подхода в ущелье, чтобы не допустить увеличения военной группировки противника. В пять утра двенадцатого августа авиация нанесла точечный удар, в десять часов одиннадцать минут был дан второй мощный удар с воздуха. Одновременно в течение тридцати минут работала артиллерия, затем был высажен десант в составе двухсот пятидесяти человек в районе села Чхалта. Началась боевая операция", - заявил по окончании операции начальник Генштаба Министерства обороны Абхазии А. Зайцев. 12 августа Вооруженные силы Абхазии завершили операцию в Верхней части Кодорского ущелья, полностью освободив территорию от грузинских военных.

21 августа в столице Абхазии г. Сухум состоялся всенародный сход, по разным оценкам собравший от 30 до 40 тысяч человек. Сход традиционно является одной из форм волеизъявления абхазского народа. Абхазия обратилась к России с призывом о признании независимости республики. Итогом всенародного схода стало принятие поднятием рук обращения к мировому сообществу, в котором была суммирована вся аргументация и мотивация народа Абхазии в его стремлении к признанию независимости. 26 августа президент России Дмитрий Медведев подписал указ о признании независимости Абхазии и Южной Осетии. 9 сентября Россия установила с Абхазией дипломатические отношения, а 17 сентября президент России с президентами Абхазии и Южной Осетии подписали договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи, которые были ратифицированы Госдумой РФ 29 октября и 12 ноября одобрены Советом Федерации. (В договоре отмечается, что стороны "будут совместно принимать все доступные им меры для устранения угрозы миру, нарушения мира, а также для противодействия актам агрессии против них со стороны любого государства или группы государств и оказывать друг другу необходимую помощь, включая военную, в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН". В целях обеспечения безопасности, а также мира и стабильности в Закавказском регионе стороны будут предоставлять право строительства, использования и совершенствования ее вооруженными силами военной инфраструктуры и военных баз (объектов) на своей территории. Условия и порядок реализации такого права в каждом конкретном случае будут определяться отдельными соглашениями, сказано в договоре. Кроме того, Россия и Абхазия заключат отдельные соглашения о военном сотрудничестве. Договор заключается сроком на 10 лет, его действие будет автоматически продлеваться на последующие пятилетние периоды, если ни одна из сторон не заявит путем письменного уведомления о своем желании прекратить его действие не позднее, чем за шесть месяцев до истечения очередного периода - ИА REGNUM). Примеру России 5 сентября последовал президент Никарагуа Даниэль Ортега, издавший официальные декреты о признании независимости Южной Осетии и Абхазии. Как отмечали тогда абхазские газеты, "в контексте дальнейшей легитимации государственности двух республик, поступок Никарагуа имеет особую цену, и в дальнейшем может своим примером раскрепостить до сих пор зависимых от устоявшегося порядка однополярного мира независимые государства".

14 сентября в Сухум с первым официальным визитом прибыл министр иностранных дел России Сергей Лавров. В ходе пресс-конференции Сергей Лавров заявил, что после того, как 8 августа спящий мирный Цхинвал подвергся вооруженному нападению, для России стало окончательно ясно, что безопасность, да и само выживание абхазского и югоосетинского народов невозможно обеспечить, кроме как признать их независимость. Просьбы этих народов взять их под защиту РФ не раз звучали из Сухума и Цхинвала и Россия все эти годы пыталась найти какое-то решение. Но после 8 августа сам тбилисский режим перечеркнул свою территориальную целостность. "Признав независимость Абхазии и Южной Осетии мы поступили так не для того, чтобы потом с международных трибун говорить о количестве стран их признавших - у нас не было другого выбора ни с точки зрения международного права, ни с точки зрения морали, ни с точки зрения прагматической. Оставить все, как было, означало бы одно - постоянно держать в боевой готовности на российской территории подразделения российских ВС для того, чтобы в любой момент они могли придти на помощь абхазам и югоосетинам. Что касается признания этих республик другими странами, то каждая страна делает свой выбор исходя из своих интересов, но это не самое главное. Действия России в Абхазии и Южной Осетии находят понимание в мире, другое дело - не все говорят об этом вслух, не все готовы признать реалии, но реалии созданы и обратного пути нет, и признание этих реалий будет расширяться", - сказал С.Лавров.

30 сентября республика отметила 15-летие Победы в Отечественной войне народа Абхазии. Президент Сергей Багапш, выступая на торжественном заседании, поздравил народ Абхазии со столь знаменательной датой. "Мы впервые отмечаем этот праздник после восстановления территориальной целостности государства - восстановления юрисдикции в верхней части Кодорского ущелья. Путь к победе был чрезвычайно труден, он был сопряжен с горькими потерями, неисчислимыми страданиями взрослых и детей", - отметил президент, обратившись при этом со словами благодарности к президенту РФ Дмитрию Медведеву и премьер-министру Владимиру Путину - "за принятые решения, за понимание наших устремлений, за уважение волеизъявления народа и в делах проявленную заботу".

15 октября в Женеве стартовали международные дискуссии (предусмотренные в соответствии с договоренностями, достигнутыми между президентом России Дмитрием Медведевым и президентом Франции Николя Саркози 12 августа и 8 сентября) о сложившейся ситуации в регионе. В консультациях принимают участие представители Грузии, США, России, Абхазии и Южной Осетии, ЕС, ОБСЕ и ООН. Уже состоялось три раунда переговоров, четвертый запланирован на 17-18 февраля 2009 года. Говоря о повестке дня первого раунда переговоров, министр иностранных дел Абхазии Сергей Шамба, в частности, отметил: "В повестке дня два основных вопроса - вопрос безопасности и возвращения беженцев. По обоим из этих вопросов у нас уже есть давно сложившиеся мнения, предложения и их мы будем отстаивать. Мы говорим, что в вопросах безопасности, главное, обеспечить такое положение, при котором Грузия не будет больше представлять угрозу в регионе. Это задача тех наблюдателей Европейского союза, которые расположены на грузинской территории. Мы считаем, что чем больше там будет присутствовать наблюдателей, чем эффективнее будет их деятельность, тем это будет больше способствовать безопасности в регионе, потому что угрозу безопасности в регионе представляет всегда грузинская сторона. Никаких угроз с нашей стороны никогда не было, и быть не может. Поэтому все усилия должны быть направлены на то, чтобы в граничащей с нами зоне было установлено такое положение, чтобы Грузия была бы лишена возможности для новых провокаций. Что касается возвращения беженцев, то мы говорили, что подписали Московское соглашение, и вопрос возвращения беженцев является приложением к этому соглашению. В соответствие с Московским соглашением было сказано, что беженцы могут вернуться на первом этапе в Гальский район. И эту первоочередную задачу мы решали в течение пятнадцати лет. Мы считаем, что в основном эта проблема решена, все, кто хотел вернуться в Гальский район, они вернулись. Что касается остальных регионов, то этот вопрос находится в зависимости от того, как будут складываться в дальнейшем отношения между Абхазией и Грузией. Надо было бы сделать так, чтобы абхазское общество было готово рассматривать этот вопрос, принимать возвращающихся беженцев. Без этого говорить о реальности этого вопроса невозможно, потому что насильно возвращать, вопреки общественному мнению, мы не будем. Впрочем, поскольку Грузия вышла из Московского соглашения, все эти договоренности теперь потеряли свою актуальность и сегодня все это нужно заново обсуждать. Даже если будем обсуждать этот вопрос заново, в этом смысле ничего не меняется. Мы возвращать людей в другие регионы сегодня и в обозримом будущем не можем, потому что Грузия за пятнадцать лет после войны не создала таких условий, чтобы абхазское общество было к этому готово. Грузинские власти только обостряли ситуацию, усугубляли ее и не способствовали решению этого вопроса. Поэтому сегодня говорить об этом нереально. Что касается Кодорского ущелья, то, по нашим данным, в списке постоянных жителей, который находится в Управлении Верховного комиссара по беженцам, числятся около 350 человек. Из них 150 человек уже вернулось в Кодорское ущелье, и мы будем решать эту проблему. Все, кто возвращаются в Абхазию, и хочет жить по абхазским законам, хочет мирно сосуществовать с абхазским обществом, интегрироваться в абхазское общество, будет находиться под защитой абхазского государства. Мы неоднократно говорили, особенно сейчас, после признания нашего государства, что мы предлагаем всем, в том числе и грузинскому населению, которое проживает в Гальском районе и в верхней части Кодорского ущелья, осознать свою сопричастность к абхазскому государству и отношение к абхазскому обществу. Абхазское государство, в свою очередь, гарантирует всем равные условия и равные возможности. Мы исходим из того, что только межнациональная гармония и гармония внутренняя во всех вопросах являются залогом успешного развития нашего общества и государства. Мы будем жестко стоять на этих позициях". Министр озвучил тогда и выдвигаемое Абхазией требование изменения мандата миссии ООН "Мы считаем, нужно изменить название миссии. Уже не может быть приемлемым название "Миссия ООН в Грузии". Если миссия собирается и дальше базироваться в Абхазии, то она должна называться "Миссия ООН в Абхазии". Кроме того, не может быть тех функций, которые были ранее у военных наблюдателей ООН, потому что их функция была наблюдать за миротворческими силами. Но сейчас миротворческих сил нет, а значит, нет ясности, за чем они будут наблюдать? Все это требует осмысления и это объективность, созданная не нами. Изменения внесены не нами, так сложились реалии, не по нашей вине. Поэтому непонимание этой ситуации, попытка сохранить все как было, не может быть объективной. И рано или поздно, придется считаться с реальностью". ( 9 октября Совбез ООН принял решение о продлении мандата на четыре месяца - до 15 февраля 2009 года).

24 октября президент Дмитрий Медведев назначил своим указом послом в Абхазии Семена Григорьева. 16 декабря президенту Абхазии Сергею Багапш были вручены верительные грамоты, выписанные Чрезвычайному и Полномочному послу Российской Федерации в Республике Абхазия Семену Григорьеву президентом России Дмитрием Медведевым. Сергей Багапш при этом подчеркнул, что "посол Российской Федерации в Республике Абхазия Семен Григорьев приступает к своим обязанностям в знаковое время. Он первый дипломат в таком ранге, официально представляющий государственные интересы великой России в нашей стране". Президент искренне поздравил посла с началом столь ответственной дипломатической миссии и выразил уверенность, что его опыт и стремление внести свой вклад в укрепление и качественно новое развитие российско-абхазских межгосударственных отношений будут чрезвычайно полезны. В свою очередь, Семен Григорьев подчеркнул, что "с вручением верительных грамот перед нами открываются возможности для межгосударственного сотрудничества во всех областях. Многие соглашения и договоры уже готовятся к подписанию".

Внутренняя политика

Начало года было отмечено усилением политической активности партий. Уже в феврале 2008 года лидер партии ЭРА Беслан Бутба и лидер Народной партии Абхазии (НПА) Якуб Лакоба подписали Соглашение о сотрудничестве между этими двумя организациями в целях "преодоления раскола общества, укрепления общественного согласия, повышения уровня и качества жизни народа". В свою очередь, многие СМИ расценили данное событие как старт "предвыборного марафона". 6 марта прошел внеочередной съезд оппозиционного общественно-политического движения Форум Народного Единства (ФНЕА). Его главным итогом стало преобразование ОПД в политическую партию, в связи с тем, что в парламенте готовилось принятие закона, согласно которому только партии смогут участвовать в политическом процессе и выборах органов государственной власти. В новую партию автоматически были включены ранее входившие в оппозиционное движение партии и ОПД, в том числе Социал-демократическая партия. Партию возглавили Астамур Тания и Даур Аршба. Астамур Тания тогда признал, что реорганизация движения - это начало предвыборной кампании оппозиции. "Официально связь такая существует. Но она не настолько жесткая", - отметил Тания. Достаточно нашумевшим стал и съезд ветеранского движения "Аруаа"(4 июня) (среди инициаторов создания движения - вице-президент Абхазии Рауль Хаджимба и министр иностранных дел Сергей Шамба - ИА REGNUM). Основной повесткой съезда была внешняя политика Абхазии. Представителей ветеранской организации возмутили "тайный визит в Абхазию представителя Грузии в ООН Ираклия Аласания" и высказывание президента Сергея Багапш о том, что "приходит время взвешенной многовекторной политики, свободной от идеологических предупреждений и краткосрочных соображений". "Своими шагами руководство Абхазии, провозгласившее многовекторную политику в качестве официальной, по существу расчищает Грузии дорогу в НАТО. Это подрывает роль России как гаранта переговоров и сохранения мира...", - говорилось в официальном заявлении "Аруаа". Представители организации отмечали, что не доверяют власти, которая ведет переговоры "за спиной народа". К тому же, по словам ветеранов, такие действия дискредитируют многолетние усилия России. По их мнению, такая политика "подрывает роль России как гаранта и... ведет к потере нашей независимости", - отмечали представители "Аруаа". Третьим по счету стал съезд партии Экономического развития Абхазии (28 ноября), приоритетным направлением которого стала внутриполитическая жизнь республики. Председатель партии Беслан Бутба заявил тогда, что категорически не приемлет прежний курс руководства страной, основанный на старой системе власти, непрозрачности и коррупции. "Абхазия признана. Устаревшие методы управления в новом государстве нетерпимы. Мы уверены, что власть, так же как и все общество, готова к переменам и сотрудничеству со всеми здоровыми силами страны". На съезде было озвучено решение об объединении с ФНЕА. "Да, к этому идет дело. В любом случае. Мы не говорим сегодня о лидере и так далее, но мы будем с ними (Форум народного единства Абхазии) объединяться. Потому что наши идеи совпадают, и мы очень много работаем совместно", - отметил Беслан Бутба. "Беслан Бутба сделал заявку" - писали, комментируя съезд ЭРА, абхазские газеты, которых занимает вопрос "чем ответит власть на рост оппозиционного движения, ведь общественно-политические движения, составившие знаменитый триумвират пять лет назад, - "Амцахара", "Единая Абхазия" и "Айтайра", в глубокой консервации".

Острую полемику в ноябре 2008 года вызвала реформа Конституции Абхазии. Многие аналитики считают, что конституционные поправки могут серьезно изменить политическую жизнь республики. Поправки предусматривают: 1) утверждение премьер-министра парламентом; 2) право роспуска парламента президентом в случае трехкратного отклонения парламентом кандидатуры премьера; 3) выражение парламентом вотума недоверия премьеру; 4) создание Конституционного суда с правом толкования законов; 5) учреждение Счетной палаты; 6) учреждение должности Народного правозащитника; 7) лишение Генерального прокурора права законодательной инициативы; 8) ввод 5-летнего ценза оседлости для кандидатов в депутаты парламента и вице-президента; 9) новый порядок внесения поправок в Конституцию: правом внести в законопроект об изменениях или пересмотре Конституции наделяются: а) президент; б) не менее 1/3 депутатов; в) не менее 10 тыс. граждан Абхазии, обладающих избирательным правом. Некоторые СМИ считают конституционные поправки "перегруппировкой сил перед новыми президентскими выборами". В частности, закон о государственном языке предполагает, что начиная с 2015 года всем руководителям республики необходимо будет владеть абхазским языком. Учитывая большое количество не владеющих абхазским языком представителей власти, данная поправка, по мнению ряда экспертов, сузит круг потенциальных кандидатов на пост вице-президента.