В прокуратуре Алтайского края подвели итоги работы по защите субъектов предпринимательской деятельности. Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM сегодня, 13 января, в пресс-службе прокуратуры региона, нарушения прав хозяйствующих субъектов допускаются как в деятельности органов государственного контроля и надзора, так и в деятельности органов местного самоуправления.

Как сообщила прокурор отдела по надзору за исполнением законов в сфере экономики и охраны природы Яна Шипицына, прокурорами в 2008 году приведено в соответствие с законом 125 нормативных правовых актов органов местного самоуправления, которые устанавливали дополнительные обязанности для субъектов предпринимательской деятельности, незаконно наделяли контрольными функциями органы местного самоуправления, а также вводили ограничения для осуществления предпринимательской деятельности на территории муниципального образования.

Например, по протесту прокурора Бийского района отменен один из пунктов решения Усятского сельского Совета народных депутатов "О местах размещения объектов мелкорозничной торговли на центральной площади и территории села", которым устанавливался запрет на размещение объектов мелкорозничной торговли на центральной площади села для лиц, не относящихся к категории предпринимателей, проживающих в С.Енисейском.

Прокурором Павловского района опротестовано постановление администрации района "Об организации работы рынков на территории Павловского района, основных требованиях к торговым местам и размерах площади рынков", утверждающее основные требования к торговым местам. Между тем Федеральным законом "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации", Законом Алтайского края "Об организации и деятельности розничных рынков в Алтайском крае" полномочия по установлению требований к обустройству розничных рынков, а также требований к торговому месту на розничных рынках отнесены к ведению Администрации края.

В августе-сентябре 2008 года прокуратурой края проведена ревизия действующего регионального законодательства, позволившая выявить ряд правовых актов, содержащих административные ограничения при осуществлении предпринимательской деятельности.

Такие правовые акты были выявлены в сферах регулирования отношений розничной продажи алкогольной продукции на территории Алтайского края, обеспечения качества и безопасности продовольственного сырья и пищевой продукции, ветеринарно-санитарной экспертизы некачественной и опасной продукции животного происхождения.

Например, Закон края "О государственном регулировании розничной продажи алкогольной продукции на территории Алтайского края" устанавливает требования к минимальному размеру уставного капитала в зависимости от населенного пункта, в котором организациями осуществляется розничная продажа алкогольной продукции. Установление подобного деления нарушает требования Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", Федерального закона "О защите конкуренции", ставит отдельные хозяйствующие субъекты, в частности, имеющие больший размер уставного капитала, в преимущественные условия.

Многочисленные нарушения были выявлены прокурорами и в деятельности контролирующих и правоохранительных органов (территориальных органов Россельхознадзора, Роснедвижимости, Росприроднадзора, Ростехнадзора, государственного пожарного надзора, а также органов милиции). Указанными органами зачастую не соблюдаются установленные законом процедуры и сроки проведения проверок субъектов предпринимательской деятельности, а также нарушаются требования Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

К примеру, в результате проведенных прокурорами в августе 2008 года проверок соблюдения требований Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" выявлены нарушения в 10 территориальных отделах Роспотребнадзора из 15.

В частности, в деятельности данного контролирующего органа установлены факты проведения мероприятий по надзору неуполномоченными должностными лицами, нарушения периодичности проведения данных мероприятий, порядка оформления их результатов, проведения проверок при отсутствии к тому оснований.

Прокуратуры в 2008 году выявили около 500 нарушений законодательства в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности. Прокурорами внесено 88 представлений об устранении нарушений закона, по результатам рассмотрения которых привлечено к дисциплинарной ответственности 14 должностных лиц, в суд направлено 21 заявление.

По итогам заседания члены общественного совета по защите малого и среднего бизнеса решили принять участие в проверке исполнения законодательства при оказании платных услуг надзорными и контролирующими органами.