"Стихийные проявления недовольства в связи с демонтажем монумента Воину-освободителю в Таллине и варварской эксгумацией захороненных рядом с ним останков солдат были спровоцированы действиями самого правительства Эстонии, его глумлением над исторической памятью русских и всех тех, кому дорога общая победа над германским нацизмом", - такое мнение высказал политический аналитик, эксперт по Прибалтике Михаил Демурин в ответ на просьбу корреспондента ИА REGNUM прокомментировать ситуацию, складывающуюся в судебном процессе против руководителей "Ночного дозора" и других защитников "Бронзового солдата". "Потом это недовольство было подавлено репрессиями, среди которых - и привлечение защитников монумента к судебной ответственности по заведомо ложным обвинениям, - сказал далее Михаил Демурин. - За это надо отвечать, и эстонское государство за это ответит".

"Любое другое решение суда, кроме оправдательного, было бы противоправным", - считает эксперт. "В этой связи вынесение оправдательного приговора Дмитрию Линтеру, Максиму Реве, Марку Сирыку и Дмитрию Кленскому можно рассматривать как положительный сигнал только в том смысле, что в Эстонии ещё есть судьи, которые хотят сохранить своё профессиональное лицо. Общую же оценку эстонской судебной системы указанное решение суда не меняет: в делах, связанных с проводимой в этой стране политикой исторического реваншизма, антирусского шовинизма и ассимиляции нетитульных этносов, политическая мотивация продолжает превалировать над правом, причём не только международным, но и собственным, национальным. Известно, насколько неправосудными являлись и являются политические судилища над ветеранами Великой Отечественной войны и советских силовых структур. Остаются безнаказанными убийцы российского гражданина Дмитрия Ганина. Что же касается позиции эстонского государства, то её ясно выразила прокуратура, заявившая о намерении опротестовать оправдательный приговор".

Тот факт, что эстоноязычная община Эстонии в подавляющем своём большинстве негативно отреагировала на оправдательный приговор защитникам "Бронзового солдата", говорит, по мнению аналитика, о "предельном уровне шовинистического "промывания мозгов", практикуемого в этой стране в области национальной политики". "Этот момент, - считает аналитик, - важно иметь в виду. Не менее важно внимательно отследить и зафиксировать на будущее позиции эстонских политических партий по поводу оправдательного приговора - как позитивные, так и критические, типа той, которая была озвучена Народным союзом Эстонии".

Оценивая последствия процесса над защитниками памяти о совместной борьбе с германским нацизмом для двусторонних отношений России и Эстонии, Михаил Демурин не исключил, что "имеющиеся в России радетели за эстонские интересы будут пытаться трактовать оправдательный приговор суда первой инстанции в качестве свидетельства желания официального Таллина "нормализовать отношения", ухудшившиеся после апреля 2007 года". "Возможно, - считает эксперт, - в ход пойдут даже услаждающие слух недальновидных людей трактовки в том смысле, что менять свою позицию эстонскую сторону побуждают трудности, вызванные некоторым сокращением двусторонних экономических связей и усиленные кризисом. Такого влияния я здесь не вижу. Своих целей, связанных с демонтажем памятника, эстонская этнократия не достигла, но она-то так не считает. А если и считает, то будет такую оценку и далее скрывать. Так что на удочку подобных трактовок поддаваться не следует. Если в данном решении суда есть долгосрочный политический замысел, то, скорее, речь может идти о желании создать прикрытие для каких-то новых русофобских или антироссийских действий".

"Защита Дмитрия Линтера, Максима Ревы, Марка Сирыка и Дмитрия Кленского, - подчеркнул Михаил Демурин, - это только одна из составляющих борьбы за восстановление в Эстонии демократии и прав человека. Хорошо, что в таких острых ситуациях, как защита "Бронзового солдата" и последующие репрессии против его защитников, реальное лицо эстонского режима проявляется в полной мере. Плохо, что российское государство пока участвует в этой борьбе не в должную силу, хотя имеет для этого все основания и с точки зрения заботы о положении наших соотечественников, проживающих в этой стране, и с точки зрения интересов самой России, защиты нашего исторического наследия".