Департамент труда и социального развития Вологодской области составил уточненный прогноз социально-экономического развития, в соответствии с которым доходная часть бюджета на 2009 год прогнозируется в несколько раз меньше доходной части 2008 года.

Как сообщили ИА REGNUM в комитете информации, печати, телерадиовещания Вологодской области, учитывая реально складывающуюся в настоящее время экономическую ситуацию в области, в декабре текущего года принят ряд законов, внесших изменения в некоторые нормативные правовые акты области в части предоставления мер социальной поддержки и некоторых социальных выплат гражданам, проживающим на территории Вологодской области.

1. Ветеранам труда, ветеранам военной службы, труженикам тыла, реабилитированным и лицам, пострадавшим от политических репрессий, участникам вооруженных конфликтов, ветеранам труда Вологодской области и лицам, родившимся в период с 3 сентября 1927 года по 2 сентября 1945 года ("детям войны"), ежемесячная денежная выплата с 1 января 2009 года по-прежнему будет выплачиваться в размере 650 рублей; представителям сельской интеллигенции, проживающим и работающим в сельской местности, (в том числе одновременно относящимся к иной категории региональных льготников) - 466 рублей, а представителям сельской интеллигенции, получающим меры социальной поддержки в соответствии с федеральным законодательством, - 232 рубля. Всем гражданам, которые в 2009 году приобретут право на ежемесячную денежную выплату в рамках закона области "О мерах социальной поддержки отдельных категрий граждан", она также будет установлена в указанных размерах. Кроме того эти граждане приобретут право на иные меры социальной поддержки (в зависимости от категории льготника - льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, ежегодные компенсационные выплаты на приобретение твердого топлива и сжиженного газа, льготы при проезде на транспорте на территории Вологодской области). При улучшении социально-экономической ситуации увеличение размера ежемесячной денежной выплаты региональным льготникам будет производиться в пределах средств, предусмотренных в бюджете области на эти цели.

2. С 1 января 2009 года в области для расчета субсидий установлен региональный стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 22% от совокупного дохода семьи. Таким образом, с указанной даты региональный стандарт максимально допустимой доли расходов граждан будет соответствовать федеральному стандарту. Переход на указанный федеральный стандарт позволит области получить финансовую помощь из федерального бюджета и направить собственные средства на реализацию социальных гарантий, установленных на территории области. Финансирование дополнительных мер социальной поддержки, в том числе снижение размера максимально допустимой доли расходов граждан до 10%, как было на протяжении последних двух лет, область, к сожалению, себе позволить не может. Для граждан, имеющих доходы ниже прожиточного минимума, максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму, установленному в субъекте Российской Федерации. В результате этого малообеспеченные семьи будут расходовать на оплату жилищно-коммунальных услуг менее 22% от совокупного дохода семьи. В то же время в области в 2009 году сохраняются все льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг федеральным и региональным льготникам, а также многодетным семьям. Кроме того, в соответствии с областным законодательством гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, будет оказываться государственная социальная помощь.

3. С 2009 года изменяются отдельные меры социальной поддержки при проезде в общественном транспорте на территории области.

К ним относятся:

1) увеличение с 200 до 300 рублей стоимости единого именного льготного месячного проездного билета для проезда на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) и на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) внутрирайонных маршрутов (в границах административного района). Увеличение стоимости проездного билета обусловлено необходимостью сохранения имеющихся маршрутов общественного транспорта. При этом следует учитывать, что стоимость билета с 2005 года не увеличивалась, в то время как размер ЕДВ (в которую входит стоимость данного проездного билета) с 2005 года по настоящее время увеличен с 500 рублей до 650 рублей. Реальная стоимость проездного билета составляет около 650 рублей. Разница в реальной стоимости проезда возмещается транспортным организациям за счет областного бюджета. Кроме того, за указанный период возросли тарифы на электроэнергию, возросли стоимость горюче-смазочных материалов, запасных частей, увеличился размер заработной платы работников предприятий;

2) замена предоставления бесплатного проезда на автомобильном транспорте общего пользования межрайонных внутриобластных маршрутов на 50 процентную скидку от установленных тарифов по оплате проезда. Мониторинг предоставления бесплатного проезда на автомобильном транспорте общего пользования межрайонных внутриобластных маршрутов показал, в частности, что использование данной льготы гражданами не всегда носило социально оправданный характер, что расходы областного бюджета увеличились более чем в 5 раз по сравнению с уровнем 2007 года. В условиях складывающейся в настоящее время экономической ситуации в области сохранить бесплатный проезд не представляется возможным.

4. Приостановлено с 1 января 2009 года до 1 января 2010 года действие законов области "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении лиц, имеющих особые заслуги перед Вологодской областью" и "Об установлении надбавки к пенсии пенсионерам, удостоенным почетных званий" в части новых назначений. Лица, которым указанные выплаты установлены до 1 января 2009 года, будут получать их и в 2009 году в прежних размерах, то есть 1000 рублей за особые заслуги перед Вологодской областью и 500 рублей за наличие почетного звания заслуженного работника отрасли, полученного в период работы на территории других субъектов Российской Федерации. При этом, все граждане, которые не смогут обратиться за установлением указанных выплат в 2009 году, смогут реализовать свое право на них в 2010 году.

5. С целью сохранения мер социальной поддержки отдельным категориям граждан из числа пенсионеров, страховой стаж которых на 15 лет превышает требуемый, принят закон, предусматривающий продление еще на один год (до 1 января 2010 года) срока действия справок о праве на льготы и удостоверений серии ОК, на основании которых указанные пенсионеры получали соответствующие меры социальной поддержки.

С введением в 2007 году на территории области звания "Ветеран труда Вологодской области" все ранее выданные справки и удостоверения серии ОК подлежали в 2008 году замене на удостоверения "Ветеран труда Вологодской области". Несмотря на неоднократные обращения органов социальной защиты населения к гражданам, имеющим такие справки и удостоверения, около 10 тысяч человек еще не получили удостоверения "Ветеран труда Вологодской области". Без указанных удостоверений они могли бы с 2009 года утратить право на меры социальной поддержки. Внесенные изменения позволят этого избежать.

6. С 1 января 2009 года вступит в силу закон области "О ежемесячном социальном пособии лицам с хронической почечной недостаточностью, получающим лечение методом диализа". Всем лицам, получающим лечение методом диализа, будет выплачиваться пособие в размере 1500 рублей в месяц. Для его назначения им следует обратиться в органы социальной защиты населения по месту жительства с паспортом и справкой лечебного учреждения по месту проведения диализной терапии.