Об итогах уходящего года и путях дальнейшего политического развития Южной Осетии в интервью корреспонденту ИА REGNUM рассказал спикер парламента Южной Осетии Знаур Гассиев.

ИА REGNUM: Чем Вам запомнился уходящий год?

В этом году мы достигли того, к чему так стремились, а стремились мы к признанию независимости нашего государства. Мы стремились к независимости от того, что было до августа этого года. А было то, что нация только существовала, и это не отвечало чаяниям народа. Так распорядилась история, что некогда единый народ, оставивший заметный след в истории, был разделен, и судьба распорядилась не слишком справедливо с потомками алан. В результате перед ныне живущими поколениями встал вопрос выживания осетин, как нации. Вопрос с новой остротой возник в том виде, в каком мы видели его четыре месяца назад. Как мы шли к этим августовским дням, известно всем. Факт остается фактом, что 08-ого, 08-ого, 08-ого народу пришлось до дна испить горькую чашу, надеюсь, что в последний раз. Посмотрим, как мы распорядимся нашей дальнейшей судьбой и будем ли мы в состоянии самостоятельно распоряжаться этой судьбой.

ИА REGNUM: Вы считаете, что дальнейшая судьба Южной Осетии зависит не от ее народа?

Никогда не надо говорить, что наша судьба в большей степени зависит от нас. Мы не способны, хотя бы в количественном отношении, воплощать наши желания, нашу судьбу так, как мы хотим. Маленький народ - судьба тяжелая. Многое растерянно. Вроде бы дух предков сохранили. Но мы постоянно киваем на предков - значит величие все-таки было там, в прошлом. А сейчас приходится выживать. Но важно не величие в прошлом или будущем. Важно, чтобы люди не гибли от того, что принадлежат к той или иной национальности. Кто-то, допустим, американцы, а мы всего-навсего осетины. Вот этого не должно быть. А сможем ли мы внести свою лепту в определение своего будущего - это будет зависеть от нас если мы будем соблюдать известный принцип "не навреди". А для этого надо трезво смотреть на вещи и не захлебываться от своего величия, тем более когда его, по сути, нет. Это даже не самоуспокоение - это самообман. На вещи надо смотреть трезво и не пенять на зеркало, если увидишь в нем то, что тебе не нравится. Надо быть зеркалом самому себе и объективно отражать, что ты собой представляешь как народ. И вот побольше бы трезвости и поменьше восторгов, потому что эти восторги порой переходят какие-то пределы.

ИА REGNUM: То есть Вы считаете, что у народа эйфория, и она мешает дальнейшему развитию Южной Осетии?

Я хочу, что бы мы не впадали в крайности после того что случилось. Чтобы не было с одной стороны разочарования и горечи утраты, чтобы это нас не сломило, а с другой стороны, не должно процветать верхоглядство и мысли, что народ терпеливый и все переживет. Надо сделать так, чтобы не переживать, а жить. Важно достичь этого и нации, и индивидууму, и руководителям нации. Трезво, самокритично посмотреть на пройденный путь и сделать правильные выводы: а могло быть так, чтобы было меньше горя и жертв. Лично я убежден, что можно было достичь признания с меньшими потерями.

ИА REGNUM: В 2009 году истекают полномочия нынешнего состава парламента Южной Осетии. Справились ли, на Ваш взгляд, действующие депутаты с возложенными на них задачами?

Я бы сказал так, что деятельность парламента была не яркая. Она не бурлила. Она не знаменита какими-то яркими шагами и решениями - как положительными, так и отрицательными. Парламентская жизнь отвечала тому времени, какое было в последние несколько лет. Нам надо просто выдержать. Я трезво смотрел на вещи и знал, что нам надо готовиться к большому испытанию - это было ясно из опыта предыдущих лет. И еще хотелось бы отметить, что в истории нашего государства и народа те люди, которые все эти годы не испугались трудностей и остались здесь, сыграли особую, определяющую роль. Одним своим присутствием, что, к сожалению, никто не отмечает.

ИА REGNUM: Как, по Вашему мнению, будут дальше развиваться события вокруг Южной Осетии?

Мы пока не достигли окончательного решения нашего вопроса. Не может рядом существовать две Осетии - одна как независимое государство, другое как часть России. Наша цель всегда было объединение. Признание Южной Осетии - это только этап на пути к этому. Следующим этапом будет вхождение в Россию. Я думаю, что север и юг объединятся в составе России. Будет ли это окончательным итогом движения нации - я не знаю. Если будет Россия - то и мы в ней.