Перестрелки

Традиционных сообщений о нарушении армянской стороной режима прекращения огня за последнюю 2008 года было меньше, однако это компенсировалось сообщениями о раненных и убитых, которые Армения и Нагорный Карабах назвали "очередной дезинформацией" и категорически отвергли.

Как сообщает Day.Az, 22 декабря армянская сторона обстреляла позиции азербайджанской армии, расположенные вблизи сел Гызыл Оба и Чилябюрт Тертерского района, а 24 декабря - вблизи села Тапгарагоюнлу Геранбойского района. Согласно агентству, в обоих случаях огонь велся из автоматов и пулеметов, потерь нет.

По сообщению бакинской "525-й газеты", в результате открытого армянскими снайперами огня, 23 декабря приблизительно в 23:00 на линии соприкосновения армяно-азербайджанских войск был убит гражданин Азербайджана Асиф Шелдиев, который пас скот близ села Хясянгайа Тертерского района.

"Убийства мирных граждан Азербайджана вооруженными силами Армении отрицательно действуют на переговорный процесс", заявил руководитель пресс-службы МИД Азербайджана Хазар Ибрагим, комментируя обстрелы армянскими военными гражданского населения Азербайджана. Как передает ИА REGNUM, по словам главы пресс-службы, обстрелы мирного населения стали уже систематическими. Он подчеркнул: "Мы поднимали этот вопрос перед ОБСЕ, Советом Европы и в другими международными организациями. Такие действия Армении недопустимы, они негативно влияют на переговорный процесс". Передавая подробности гибели пастуха Асифа Шелдиева, агентство сообщает, что после обследования тела в Тертерской районной больнице, было установлено, что он получил одно пулевое ранение в область сердца. По словам родных погибшего, территория, где его настигла пуля, не раз подвергалась обстрелам, и год назад в результате армянского обстрела здесь были убиты три коровы из хозяйства Шелдиева.

В Министерстве обороны Нагорно-Карабахской Республики опровергли сообщение азербайджанских СМИ о гибели мирного жителя АР в результате нарушения режима перемирия. "Это очередная ложь, распространяемая азербайджанской стороной в пропагандистских целях, для нагнетания напряженности на границе", заявил корреспонденту "АрмИнфо" пресс-секретарь МО НКР Сенор Асратян. По его словам, азербайджанская сторона одновременно продолжает периодически нарушать режим перемирия, особенно ночью. В ночь на 26 декабря, в направлении села Гапанлы Тертерского района армянами один солдат Вооруженных сил Азербайджана был убит, другой - ранен. Как передает "АПА", четверо армянских военнослужащих, проникнув на территорию вблизи данного села, открыли огонь по азербайджанским солдатам. Убив одного и ранив другого, армяне забрали их оружие и вернулись за линию фронта. По предварительным данным, несколько армянских разведчиков, подойдя к посту, представились командирами и сказали, что хотят проверить пост. Когда один из солдат, находившихся в окопе, понял, что подошедшие не имеют отношения к командованию, враги открыли огонь. В результате 19-летний Хасаев Узеир Эльшад оглу был убит, а Шеибов Ислам Шеиб оглу получил ранение. Узнать что-либо о случившемся у представителей Министерства обороны Азербайджана агентству не удалось.

Выясняются обстоятельства гибели 27 декабря военнослужащегоN-ской воинской части Узеира Эльшад оглу Хасаева и ранения одного военнослужащего в направлении села Гапанлы Тертерского района. Об этом ANS-PRESS сообщил пресс-секретарь Минобороны АР полковник-лейтенант Эльдар Сабироглу. По словам представителя МО, информация об этом общественности будет представлена по итогам расследования.

В Министерстве обороны Нагорно-Карабахской Республики категорически опровергли сообщения азербайджанских СМИ о якобы проникновении диверсионной группы на территорию Азаербайджана. "Заявления о "диверсионной группе" абсолютная ложь", заявил АрмИнфо пресс-секретарь Минобороны НКР Сенор Асратян. По его словам, в действительности вблизи границы произошел инцидент, все участники которого являются гражданами АР - гражданскими (жителями азербайджанского села) и военнослужащими приграничной части, в результате которого один солдат погиб, второй ранен. "Однако азербайджанская сторона пытается приписать это нам, в очередной раз пытаясь "свалить" на "диверсионные группы" и "нарушения режима перемирия" собственные промахи и преступления", заявил Асратян.

Официальный агитпроп Азербайджана распространил очередную дезинформацию, согласно которой, якобы армянские отряды спецназначения проникли в тыл азербайджанских войск в направлении села Гапанлу, в результате чего один азербайджанский солдат погиб, а другой ранен. После этого отряд забрал их оружие и вернулся на исходные позиции. "Несмотря на то, что подобные блестящие действия принесли бы честь отряду спецназначения любой страны, тем не менее, пресс-служба Министерства обороны НКР сообщает, что сообщение азербайджанских СМИ ни что иное, как очередная попытка исказить действительность", передает сообщение пресс-службы МО Нагорного Карабаха газета "Айоц ашхар". Согласно газете, МО НКР выяснило причины распространения столь бесславной для вооруженных сил Азербайджана информации. "Согласно разведданным Армии обороны, причиной инцидента, который, кстати, произошел не в окопах, а в одном, из расположенных на некотором удалении от передовой, опорных пунктов близ села Гапанлу, стало произошедшее за два дня до этого убийство азербайджанскими солдатами пастуха Асифа Шелдиева, что азербайджанские СМИ также представили как следствие обстрела с армянской стороны. Однако выясняется, что сын убитого пастуха - Мариф Шелдиев, - будучи сельским "авторитетом", решил отомстить за смерть отца, в чем ему помогли и односельчане. Перепалка между гражданским населением и местными военнослужащими переросла в перестрелку, в результате которой один солдат был убит, а другой ранен.

Пленные

Как сообщает бакинская газета "Зеркало", пресс-секретарь азербайджанского представительства Международного Комитета Красного Креста (МККК) Гюльназ Гулиева сообщила, что в ереванское отделение МККК направлено обращение с целью выяснения информации о желании азербайджанского военнослужащего Рафика Гасанова, который 8 октября при невыясненных обстоятельствах оказался в армянском плену, остаться в Армении.

"Одной из основных тем азербайджанских СМИ в последние дни остается вопрос правдивости сообщений о том, что 19-летний военнопленный Рафик Гасанов, попавший к врагам в начале октября, искренне желает получить гражданство Армении, при том, что не так давно в письме Красного Креста он сообщал своей семье, что принял решение вернуться на родину, пишет бакинская газета "Эхо". В понедельник, пишет газета, один из азербайджанских телеканалов продемонстрировал сюжет, показанный ранее в телеэфире Армении. "На экране Гасанов заявил о нежелании возвращаться в Азербайджан из-за издевательств, которые он терпел в армии, и сообщил, что желает принять гражданство Армении (!). Этот момент способен вызвать законные сомнения даже у сторонних наблюдателей. Одно дело, когда человек, опасаясь последствий возвращения на родину, разбирательств в военной прокуратуре и судебного преследования, просит, чтобы его переправили жить в одну из демократических стран Европы. Но чтобы, располагая такой возможностью, пленный азербайджанец, находящийся в здравом уме, захотел при этом остаться жить в Армении - в такое, согласитесь, не верится вообще" пишет газета. В связи с этим, глава пресс-центра Минобороны Азербайджана полковник-лейтенант Эльдар Сабироглу сказал "Эхо": "Я сам видел выступление Гасанова по ТВ. И совершенно отчетливо было ясно, что происходит это под явным давлением. То есть его заставили изменить прежде высказанные желания. Ведь в последнем письме родителям, переданном через Красный Крест, он ясно говорил, что любит родину и надеется на скорое возвращение. И по какой это причине он вдруг резко изменил его, и даже заявил, что останется в Армении и примет ее гражданство. Это явное доказательство примененного к нему насилия". Сабироглу считает, что нет даже необходимости прибегать к помощи международных структур, чтобы выяснить, что Гасанов изменил свою позицию вследствие оказанного на него давления. "Факт остается фактом, и выяснять собственно уже нечего. К примеру, в этом телесюжете Гасанов говорит о таких нелицеприятных явлениях в азербайджанской армии, как коррупция. При этом всем известно, что Гасанов безграмотен, и даже имени своего написать не может. Откуда же ему может быть известен смысл понятия "коррупция"? Понятно, что он говорил все это с чьей-то подачи. Спецслужбы Армении заставили его выступить по ТВ. На кадрах же видно, что он очень волнуется, говорит весьма сбивчиво, с остановками, постоянно посматривает в сторону, как бы сверяясь с кем-то - правильно ли он все говорит. Все это является явной и ясной демонстрацией нарушений Арменией правил содержания пленных и вообще всех международных гуманитарных норм". Высказывая свою субъективную точку зрения, Сабироглу выразил уверенность, что такие же методы насилия были применены и в отношении предшественника Гасанова - младшего сержанта Самира Мамедова, который попросился в третью страну, куда его и отправили. "Мы ведь не знаем, в какую страну отправили Мамедова. Я даже допускаю, что может его и в живых нет, а нам говорят - он в третьей стране". В свою очередь пресс-секретарь Азербайджанского представительства Международного Комитета Красного Креста (МККК) Гюльназ Гулиева сказала "Эхо", что МККК уже высказал свою позицию по поводу самого факта телевыступления Гасанова соответствующим структурам властей. "Эта позиция заключается в том, что подобные действия являются нарушением норм Женевских конвенций, которые составляют основу международного гуманитарного права. Потому что человек, который содержится в плену, не должен становиться предметом публичного любопытства. Наоборот, эти лица должны находиться под защитой", сказала Гулиева. Она отметила также, что не может говорить о том, было ли телевыступление Гасанова результатом оказанного на него давления. В свою очередь независимый военный эксперт, председатель Союза офицеров запаса Яшар Джафарли заявил, что его в ситуации вокруг военнопленного Рафика Гасанова однозначно смущает один момент. "Я просто убежден, что при нынешнем положении дел ни один азербайджанец не захочет добровольно стать гражданином Армении. То есть понятно, что Гасанов явно находится под воздействием. Естественно, понятно, что на него оказывается психологическое давление. И хотя коррупция в нашей армии - это факт, конечно же, обычный солдат не может знать об этом, как о некоем крупномасштабном, постоянном явлении, чтобы выступать об этом с экранов ТВ. Максимум, что он может знать, это какие-то взятки на низовом уровне в его подразделении". Джафарли отметил также, что "если подозрение об оказании давления на пленного не может проверить даже столь авторитетная независимая организация как МККК, значит, это практически невозможно вообще. А то, что противники заинтересованы в оказании воздействия на пленных - это понятно. Ведь про находящегося у нас в плену солдата Паруйра Симоняна тоже говорится, что он просится в третью страну, но не в Армению", сказал Яшар Джафарли.

Газета "Азг", касаясь обвинений в адрес Армении в применении насилия к пленному, пишет: "Девятнадцатилетний азербайджанский военнослужащий Рафик Гасанов в эфире Общественного телевидения Армении заявил, что в азербайджанской армии над ним издевались, в его отношении применяли насилие, почему он и не желает больше возвращаться в Азербайджан. Для наших соседей подобные объяснения неприемлемы, и потому предпочтительней заявить, что именно в Армении подвергли насилию азербайджанского военнослужащего. В любом случае, вопросами азербайджанского военнопленного, который находится в Армении с 8 октября с.г., занимается Красный Крест. А Азербайджан, прежде чем обвинять в применении насилия других, должен быть внимательным к тем сообщениям, в которых говорится о самоубийствах, случаях насилия в самой азербайджанской армии".

Высказывания начальника пресс-службы Минобороны Азербайджана Эльдара Сабироглу относительно судьбы азербайджанского солдата Самира Мамедова выглядят до смешного надуманными и необоснованными. Об этом в интервью АрмИнфо заявил руководитель Рабочей группы Госкомиссии Армении по вопросам пленных, заложников и без вести пропавших Армен Каприелян. "Позволю себе оставить без внимания некоторые высказывания, освещенные в публикации газеты "Эхо", так как не имею обыкновения повторяться: нашу позицию касательно заявлений азербайджанцев о якобы оказании давления на Рафика Гасанова я уже озвучил вчера. Однако, считаю целесообразным остановиться на трех пунктах. Во-первых, что касается безответственного заявления Сабироглу о сомнении в дальнейшей судьбе Мамедова, то, по-моему, азербайджанской стороне самое время уяснить, что не мы переправляли Самира в третью страну. В определенный момент бывший перебежчик сам доверил свое будущее известной международной гуманитарной организации, куда и может обратиться для разъяснений Сабироглу, у которого одни вопросительные знаки в уме. Впрочем, полагаю, он и там не получит главного ответа, так как организация эта осуществляет свою деятельность на основании своего внутреннего устава и в условиях конфиденциальности. В завершение темы Мамедова скажу, что высказывания Сабироглу о том, что, мол, Самира нет в живых, но по официальной версии он отбыл в третью страну, выглядят, мягко говоря, до смешного надуманными и необоснованными. Наши методы обращения с пленными кардинально отличаются в лучшую сторону от методов азербайджанцев", подчеркнул Каприелян. "Во-вторых, по поводу "искреннего" удивления азербайджанской стороны о намерении Гасанова получить армянское гражданство, должен сказать, что у нас свободное, демократическое государство, и, как и в любой другой цивилизованной стране, иностранец может изъявить желание стать его гражданином, пусть даже иностранец этот является азербайджанцем. Кстати, в свое время Самир Мамедов обратился к президенту РА с просьбой о предоставлении ему в Армении статуса беженца, однако в этом ему было отказано, только после чего Самир принял решение отбыть в третью страну", отметил Каприелян. "И в третьих, касательно заявления пресс-секретаря азербайджанского представительства МККК, с уверенностью могу утверждать, что никто из должностных лиц в Армении официально не заявлял о якобы вовлеченности МККК в процесс подготовки или самого телеинтервью Р.Гасанова. Здесь, на мой взгляд, налицо либо банальное искажение фактов некоторыми недобросовестными, охочими до сенсаций репортерами, либо, что более серьезно, очередная попытка провокации, направленная, как мне кажется, на создание напряженности в отношениях между МККК и армянскими властями. Я уже высказал эти свои предположения в личной беседе с руководителем ереванского представительства этой организации", заключил Каприелян.

Что такое Карабахский вопрос?

Газета "Азг" опубликовала развернутую статью на тему "что такое карабахский вопрос, как пользоваться плодами победы в Карабахской войне и какое значение может иметь она для безопасности и развития армянского народа". "Является ли Карабахский вопрос вопросом проживающего в Карабахе армянства или это вопрос всего армянства в целом? В некоторых кругах армянского общества бытует мнение, будто Карабахский вопрос - задача карабахцев. Опасность такого подхода в том, что он создает ложное впечатление, будто в случае разрешения Карабахской проблемы Армения освобождается от большой головной боли. В действительности же, в лице Карабахского вопроса мы имеем дело с проблемой разрешения Армянского вопроса, для чего необходимо не только создание Армянской государственности, но и тот территориальный минимум, при наличии которого армянский этнос может существовать и даже развиваться. Иначе говоря, нам необходимо обеспечить создание минимальных территориальных условий для безопасности и развития этнической группы, называемой армянами. Это жизненно важное условие необходимо для каждой этнической группы во всем мире, но намного важнее для нации, живущей на островке, окруженном тюрко-азербайджанскими племенами. Следовательно, необходимо четко понять, что Карабахский вопрос является составляющей Армянского вопроса, который имеет стратегическое значение для проживающего в этом регионе этноса. Следовательно, этот вопрос может быть разрешен в границах той территории, которую в настоящее время контролирует армянский воин, а это 42 тысячи квадратных километров - тот минимум территории, уступка которой угрожает дальнейшему существованию армянской этнической группы. То есть, Карабахский вопрос является той составляющей Армянского вопроса, который обеспечивает территориальный минимум для существования и безопасности армянского народа".

"Карабахизация Арцахского (Арцах - армянское название Карабаха, - ред.) вопроса, то есть создание ложного мнения, что это - проблема карабахцев, и пусть они решают, как хотят, или наоборот, пусть как можно быстрее пойдут на уступки, чтобы мы освободились от этих проблем, опасное заблуждение, так как отклоняет от настоящей проблемы и, с легкой руки многих политических деятелей, делается попытка создать иллюзию, будто в случае освобождения от этой проблемы для нас откроются все дороги. Через Армению будут проходить все нефтепроводы, и мы будем жить счастливо и даже не будет необходимости в собственной армии. На деле же, возникновение Армянского вопроса и дальнейшее углубление в основном связано с появлением на нашей территории турецкого этноса и с нашей несостоятельностью вести сознательную и централизованную борьбу против этой угрозы. Живя рядом с турками, надо четко понимать, что проблема не в карабахском или иных вопросах, проблема в наших соседях-турках и их имперских амбициях, первой жертвой которых стал армянский народ, а завтра может стать Республика Армения. Освобожденные территории - гарантия безопасности не только армянства Арцаха, но и Республики Армения и ее южной, самой уязвимой области - Сюника. Пока армянские войска стоят в Горадизе, мы можем быть спокойны, что юг Армении и, следовательно, имеющая для нас стратегическое значение граница с Ираном безопасны. Однако, если мы уступаем эти территории и азербайджанцы без единого выстрела доходят до Мегри, то нет в мире никаких гарантий, что азербайджанская армия остановится на этой границе и не пойдет дальше - в направлении Нахичевана. То есть, освобожденные территории являются территориями стратегического назначения не только для армянства Арцаха, но и населения Республики Армения, что может обеспечить безопасность и мир на длительный период", продолжает "Азг".

Поднимая вопрос, "что делать с освобожденными территориями", "Азг" пишет: "Установление связи с Арменией через Лачинский коридор - это был тот необходимый шаг, на который пошел армянский народ в горячий период войны. Однако уже сегодня ясно, что он недостаточен для обеспечения связи с Арцахом. Необходимо расширить и создать новые пути сообщения, железнодорожную связь, что укрепит экономическое сотрудничество. То есть, при нынешних развитиях Республике Армения для связи Армении с Арцахом, кроме дороги, проходящей через Кашатах, необходимо иметь еще три направления: Ереван-Вайоц Дзор-Кельбаджар, с юга - Мегри-Зангелан-Гадрут, связать заканчивающуюся в Сотке железную дорогу с Мартакертом. Таким образом, Арцах станет не тупиком, а важным перекрестком для севера, востока, запада и юга Армении. Подобная широкая и действующая сеть дорог позволит использовать их в случае военных действий, во время перемещения военной силы. Эта широкая сеть дорог будет способствовать также решению задач, связанных с заселением региона, что никак не удается".

Под словом "Арцах" надо понимать не только территорию бывшей Нагорно-Карабахской Автономной Области. Он включает все те районы, которые сегодня находятся под контролем армянского воина. Арцах - не отдельный край или регион, а часть Армении. Хоть он и провозгласил себя государством, однако армянское общество должно воспринимать его как средство окончательного объединения Армении и приведения в соответствие с правилами политической игры международного сообщества. Заметим, что это ситуация, которую понимают все - и посредники, и азербайджанская, и даже турецкая сторона. Не понимают только некоторые круги в самой Армении, считающие себя политической элитой, и которые всячески хотят "решить" эту проблему путем сдачи территорий Азербайджану, когда ясно, что противоположная сторона не имеет ничего существенного для компенсации и, следовательно, для встречной уступки. Таким образом, Арцах является основным, и может быть, единственным залогом для всего армянского этноса, проживающего в Республике Армения и регионе. Арцах является и важным условием для избежания войны, он является важным гарантом развития, повышения международной и региональной роли страны. Если не дай Бог, когда-нибудь кому-то действительно удастся сдать эту территорию, то это приведет к длительной и кровопролитной войне, ослаблению государства Армения и ее гибели и окончательному изгнанию из этого региона армянского этноса", заключает газета "Азг".

Как сообщает МИД Нагорного Карабаха, на днях в Берлинском офисе политического фонда Конрада Аденауэра состоялась конференция на тему: "Варианты урегулирования нагорно-карабахского конфликта с азербайджанской точки зрения". Для основного доклада были приглашены директор действующего при президенте Азербайджана центра стратегических наук Эльхан Нуриев и член форума международной безопасности при германской военной академии Йоганес Рау. В конференции, которую вел старший сотрудник фонда Конрада Аденауэра Петер Хефеле, участвовали также постоянный представитель НКР в Германии Гаяне Апинян и посол Азербайджана в Германии Парвиз Шахбазов. Представитель Азербайджана выдержал свой доклад в контексте территориальной целостности Азербайджана и угроз силового решения карабахской проблемы. В ответ сотрудник германского международного института по вопросам безопасности Уве Хальбах и представитель союза христианско-демократической и христианско-социальной партий в Евросовете Райнер Дорнзайфер заметили, что с пониманием относятся к территориальной целостности Азербайджана, однако считают, что урегулирование конфликта требует учета сложившихся новых реалий и фактов. Хальбах добавил, что требование территориальной целостности не абсолютно и часто нереалистично, приводя пример Грузии. А Дорнзайфер посоветовал Азербайджану извлечь уроки из прошлого Германии, которая, по его словам, после второй мировой войны была вынуждена примириться со сложившейся реальностью, благодаря чему удалось обеспечить мир и безопасность в Европе. Он выразил убежденность в том, что отказавшись от территориальной целостности, Азербайджан будет способствовать мирному урегулированию конфликта и получит вместе с Арменией широкое содействие со стороны Евросовета в деле ликвидации последствий конфликта. В свою очередь, Гаяне Апинян, в ответ на угрозы Нуриева решить карабахскую проблему силой напомнила, каких жертв потребовала от сторон конфликта предыдущая война и в каких невыгодных для себя условиях народу Нагорного Карабаха удалось отстоять свое естественное право на свободу. "Сегодня, несмотря на то, что Азербайджан неистово вооружается, Нагорный Карабах, благодаря высокой государственной организованности, несравненно более силен и готов защитить свою свободу", сказала она. Апинян посоветовала представителям Азербайджана отказаться от реваншистских устремлений и уважать естественное право народа Нагорного Карабаха на независимое существование. (www.nkr.am).

Процесс урегулирования

Решение разногласий, существующих между Арменией и Турцией и Арменией и Азербайджаном еще со времен Первой мировой войны, еще никогда не было так близко, как сейчас. Об этом заявил министр иностранных дел Турции Али Бабаджан. "Администрация президента Армении Сержа Саргсяна верит, что решение проблем с Баку и Анкарой принесет стабильность и процветание всему региону",- заявил глава МИД Турции, добавив, что главы Армении и Азербайджана уже проявили необходимую волью для решения этих проблем. "Если Ереван и Баку достигнут прогресса в переговорном процессе по урегулированию нагорно-карабахского конфликта, то это облегчит и нашу работу. Мы сейчас не на том этапе, чтобы представить окончательные пункты переговоров, но мы зарегистрировали серьезный прогресс", заявил Али Бабадажан турецкой газете "Hurriyet". (PanARMENIAN.Net).

Согласно бакинской "525-й газете", нагорно-карабахский конфликт станет главной темой на переговорах глав МИД Турции, Азербайджана и Армении в начале следующего года. Али Бабаджан, Эльмар Мамедъяров и Эдвард Налбандян встретятся в январе-феврале, сказал в четверг журналистам посол Турции в Азербайджане Хулуси Гылыдж. Министры обсудят также "Кавказскую платформу", предложенную турецким премьер-министром Реджепом Тайипом Эрдоганом, сказал посол. Напомнив, что первая трехсторонняя встреча состоялась 25 сентября в Нью-Йорке, дипломат отметил, что Турция желает скорейшего урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Турецкий дипломат подчеркнул, что в связи с этим подобные встречи будут проводиться часто.

В начале 2009 года никакой трехсторонней встречи министров иностранных дел Азербайджана, Турции и Армении не запланировано. Об этом ИА REGNUM заявил и.о. пресс-секретаря МИД Армении Тигран Балаян, опровергнув тем самым сделанное 25 декабря азербайджанским СМИ заявление посла Турции в Азербайджане Хулуси Кылыча.

На вопросы "АПА" отвечает сопредседатель Минской группы ОБСЕ от США Мэтью Брайза

Каким, по-вашему, был 2008 год с точки зрения переговорного процесса по урегулированию конфликта? Сумела ли Минская группа продвинуться в разрешении конфликта?

По моему мнению, главным достижением 2008 года в урегулировании нагорно-карабахского конфликта стало проявление конструктивных отношений между президентами Алиевым и Саргсяном. Хотя я бы пока не сказал, что между лидерами сложилось некое доверие, достаточное для того, чтобы достичь компромиссов, требуемых для завершения базовых принципов. Но я доволен готовностью президентов работать, преодолевая оставшиеся спорные вопросы. Короче, психологическая атмосфера на сегодняшний момент подходит для канализации важных решений. Моим главным разочарованием было, вероятно, нежелание многих общественных деятелей обеих стран, политических лидеров, журналистов освободиться от традиционного, общепринятого пути мышления. Мирное решение нагорно-карабахского конфликта будет возможно, если общественные лидеры помогут своим гражданам прийти к компромиссам. К сожалению, чем демонстрировать свое лидерство таким образом, большинство больше озабочено попытками "заработать очки", критикуя заявления тех, кто вовлечен в процесс мирного урегулирования.

Известна ли дата и место следующей встречи президентов Азербайджана и Армении? Насколько известно, в конце января состоится ежегодное заседание Международного экономического форума в Давосе, возможна ли встреча президентов там?

Как президенты Алиев и Саргсян отметили в подписанной 2 ноября Московской декларации, сторонам следует продолжать и предпринимать более интенсивные попытки для завершения Базовых принципов в тесном сотрудничестве с сопредседателями Минской группы. И стороны достигли значительного прогресса. Чтобы завершить эту работу им понадобится подготовить общественность к компромиссам, которые принесут мир, стабильность и процветание. Сопредседатели будут содействовать этому и в самом начале 2009 года совершат визит в регион для подготовки следующей встречи президентов. Где будет встреча - решать президентам. Захотят они встретиться в рамках экономического форума в Давосе или нет - решать им. ("АПА")

На данный момент никакой информации о возможном визите в регион в начале следующего года сопредседателей МГ ОБСЕ пока что нет, сообщил "АрмИнфо" руководитель отдела по связям со СМИ пресс-службы МИД Армении Тигран Балаян, в ответ на заявление американского сопредседателя МГ ОБСЕ Мэтью Брайза о том, что сопредседатели Минской Группы посетят в начале будущего года регион для анализа возможностей проведения встречи президентов Армении и Азербайджана.

Московская декларация, подписанная президентами Азербайджана, Армении и России, дала стимул для переговорного процесса по нагорно-карабахскому конфликту. Как передает Day.Az, об этом в беседе с журналистами сказал спецпредставитель Евросоюза по Южному Кавказу Питер Семнеби. В качестве положительного фактора он отметил, что через 15 лет президенты Азербайджана и Армении поставили подписи под одним документом, касающимся нагорно-карабахского конфликта. "Надеемся, что президенты двух стран встретятся, чтобы продолжить продуктивные переговоры", сказал Семнеби.

"Сопредседатели МГ ОБСЕ и все страны-участницы Минской группы признают территориальную целостность Азербайджана. Но при этом они признают, что мирное урегулирование должно также включать принципы самоопределения". Об этом заявил армянскому агентству "Медиамакс" заместитель помощника госсекретаря США, американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Мэтью Брайза. Для него также очевидно, что военного решения нагорно-карабахского конфликта не существует. "Я убежден, что президент Азербайджана, как и президент Армении, не желает новой войны, которая станет трагедией для всех сторон. В такой среде угрозам войны нет места. Президенты должны делать все возможное, чтобы избежать войны", подчеркнул Брайза. При этом он отметил, что нахождение взаимоприемлемого баланса между принципами территориальной целостности и самоопределения действительно является главным вызовом для всех тех, кто стремится к мирному урегулированию нагорно-карабахского конфликта. "Единственная возможность добиться этой сложной цели - переговоры на основе базовых принципов. Конкретный баланс должен быть определен президентами, с согласия обществ. Если мы посмотрим на ситуацию сегодня, то США, Россия, Франция и все страны-участницы Минской группы ОБСЕ признают территориальную целостность Азербайджана. Но при этом они признают, что мирное урегулирование должно также включать принципы самоопределения и неприменения силы в качестве фундаментальных элементов", сказал Брайза.

На вопросы агентства "Ноян Тапан" отвечает помощник заместителя госсекретаря США Мэтью Брайза

Как отреагировали Армения и Азербайджан на призыв сопредседателей Минской группы достичь скорейшего согласия по принципам карабахского урегулирования, который прозвучал в Хельсинки в начале декабря. Можно ли назвать, хотя бы приблизительно, сроки достижения этой цели?

Лидеры Армении и Азербайджана выразили готовность придать завершающий вид Основополагающим Принципам, но они также понимают, что им предстоит еще очень много работы. Сопредседатели Минской группы ОБСЕ назвали сроком для окончательного формирования Основополагающих Принципов середину 2009 года, после чего могут начаться интенсивные переговоры по официальному мирному договору.

Как отреагировали обе страны на призыв Сопредседателей отвести своих снайперов от линии соприкосновения? Намерены ли Сопредседатели приложить новые усилия для достижения этой цели?

Оба лидера выразили понимание важности прекращения инцидентов, связанных со снайперами, которые приводят к ненужным убийствам военных и мирных граждан и нагнетают напряженность до потенциально опасного уровня. Сопредседатели и далее будут требовать отвода снайперов и осуществления других важных мер по укреплению доверия.

Как отреагировали две страны на призыв к применению также других мер по укреплению доверия? Не предлагали ли Сопредседатели таких конкретных мер и сроков их осуществления?

Президенты Алиев и Саргсян высказались в пользу дополнительных мер по укреплению доверия в Декларации, подписанной ими в Москве 2 ноября. Сопредседатели обсуждают с президентами и министрами иностранных дел двух стран возможность таких мероприятий, в том числе - взаимные визиты представителей интеллигенции и лидеров гражданского общества. Лично я считаю, что взаимное доверие можно усилить с помощью программ, направленных на сохранение архитектурного и культурного наследия.

В последние годы Сопредседатели Минской группы показывают хороший пример сотрудничества "сверхдержав". По Вашему мнению (а может быть у Вас есть информация), продолжится ли нынешняя политика США в вопросе Нагорного Карабаха при новой администрации?

Я не могу гарантировать, что политика США в вопросе Нагорного Карабаха, или по любому другому вопросу, останется точно такой же при новой администрации. Но предполагаю, что сохранится заинтересованность США в достижении продолжительного и справедливого урегулирования, устойчивого мира и укрепления региональной стабильности.

Мы также были бы рады опубликовать любой комментарий, котрый Вы сочтете нужным, касающийся посреднической миссии по Нагорному Карабаху и ее целей. В последние месяцы было много случаев неправильного цитирования и неправильных комментариев, касающихся данного вопроса, так что общественное мнение очень чувствительно к таким вещам.

Я бы призвал журналистов и лидеров гражданского общества проявлять такую же преданность делу мирного урегулирования, какую проявляют в своей работе руководители стран и Сопредседатели Минской группы ОБСЕ. Между тем, в обеих странах есть люди, которые, кажется, больше заинтересованы в раздувании скандалов. Слишком во мноих случаях эти скандалы создаются искусственно на основе некачественных переводов заявлений участников переговоров. Настало время, чтобы руководители всех партий, будь то правящие, или члены гражданского общества, служили одной цели - подготовить своих сограждан к тем труднейшим компромиссам, которые потребуются для достижения справедливого и продолжительного урегулирования. В этом контексте важно иметь ясное понимание того, каким образом соотносятся друг к другу различные принципы урегулирования. Сегодня Соединенные Штаты, Франция, Россия и все страны-участницы Минской группы признают территориальную целостность Азербайджана. Все они также понимают, что для мирного урегулирования должны привлекаться также принципы самоопределения и неприменения силы. Я призываю журналистов обеих стран отнестись с особым вниманием к этому заявлению. Если журналист считает, что кто-то из Сопредседателей сделал заявление, противоречащее сказанному выше, то этому журналисту следует проверить точность цитаты или перевода заявления данного Сопредседателя, поскольку в них, вероятнее всего содержится неточность. Пожалуйста, не пользуйтесь плохими переводами или вырванными из контекста цитатами с целью создания скандалов, посвященных якобы отклонению Сопредседателей от их действительных позиций. ("Ноян Тапан").

Analitika.az отмечает, что, по мнению президента Азербайджана Ильхама Алиева, стремление Азербайджана к мирному урегулированию конфликта "вовсе не означает, что Баку отказывается от своих фундаментальных прав, так как любое государство, согласно международным нормам, имеет право защищаться". "Военный путь не исключается, никогда не исключался и никогда не будет исключен для восстановления нашей территориальной целостности. Мы в достаточной степени сильны. В последние пять лет военный и экономический потенциал Азербайджана, его политическая сила многократно возросли. Но почти двадцатилетние наше участие в переговорном процессе показывает, что наша цель - найти путь мирного решения конфликта. На Кавказе никто не хочет войны. Но в то же время мы не можем мириться с такой ситуацией", сказал Алиев.

Сегодня одним из наиболее серьезных вызовов для Армении является проблема урегулирования карабахского конфликта. Об этом 21 декабря на конференции Армянского национального конгресса заявил лидер оппозиции, первый президент Армении Левон Тер-Петросян. Он отметил, что сегодняшняя ситуация в урегулировании карабахского конфликта характеризуется активизацией переговорного процесса, подписанием таких документов, как Московская декларация, Хельсинкское заявление, многочисленные встречи, оптимистические заявления многочисленных зарубежных должностных лиц о возможном скором урегулировании карабахского конфликта, спешные изменения в законе "О референдуме", очевидные старания армянских властей подготовить общественность к решению карабахской проблемы и др. "Все это с одной стороны подтверждает решимость международной общественности в очень короткие сроки урегулировать конфликт, а с другой стороны - очевидную готовность Сержа Саргсяна пойти на решение проблемы", отметил Тер-Петросян. По его словам, подписанная при согласии президентов Армении и Азербайджана 2 ноября Московская декларация окончательно укрепила два важнейших принципа. В частности то, что в основе урегулирования карабахского конфликта лежат "мадридские предложения" и то, что, к сожалению, Нагорный Карабах не будет участвовать в процессе урегулирования. Тер-Петросян заявил, что ставя свою подпись под Московской декларацией, Саргсян дал официальное согласие на "мадридские принципы". А "мадридские принципы", по его словам, это не что иное, как десять пунктов, представленных им еще на митинге 17 октября. "Ноян Тапан" напоминает, что выступая на митинге 17 октября, Тер-Петросян представил приблизительный план документа, который будет предложен для подписания и где основными будут 10 пунктов: вывод армянских вооруженных формирований с прилегающих к Нагорному Карабаху территорий, заселение этих территорий азербайджанскими беженцами, возвращение азербайджанских беженцев на территорию Нагорного Карабаха, обеспечение сухопутной связи между Нагорным Карабахом и Арменией, размещение международных миротворцев по периметру границ Нагорного Карабаха и др.

Двадцать третьего декабря было распространено заявление организационного комитета "В защиту НКР" о текущем моменте урегулирования проблемы Нагорного Карабаха. Отмечая, что процесс урегулирования проблемы Арцаха идет к достижению согласия сторон по основополагающим принципам урегулирования, что руководство НКР не принимало участия в разработке этих принципов, что предлагаемые компромиссы на неопределенное время и с неопределенным исходом откладывают решение главного вопроса проблемы - признания законным образом обретенного статуса НКР, организации-члены оргкомитета "В защиту НКР" заявляют: Власти Армении обязаны обязательным и первоочередным условием продолжения переговоров считать безусловное и безупречное, с точки зрения международного права, признание Азербайджаном независимости НКР.

Методология этого процесса может быть предметом переговоров, как ключевой вопрос общего пакета. В случае достижения согласия по этому вопросу, переговоры продолжатся вокруг остальных основополагающих принципов - территорий, беженцев, перемещенных лиц, коммуникаций, международных гарантий безопасности и т.д. В противном случае, в случае нарушения установившегося баланса, действия сторон, учитывая также возможное столкновение интересов иных держав, могут опосредованно спровоцировать возобновление новой, несравненно более разрушительной войны. Обращаясь к властям Армении, считаем, что их желание преодолеть последствия конфликта и установить нормальные отношения с соседским народом не должно превалировать над справедливым, исходящим из норм международного права решением арцахской проблемы". ("А1+").

Министр иностранных дел Армении Эдвард Налбандян, отвечая в Степанакерте на вопрос радиостанции "Свобода" о различиях в подходах Нагорно-Карабахской Республики и Армении к вопросу урегулирования проблемы НК, сказал: "Я с большим уважением отношусь ко всем заявлениям президента НКР. Поэтому мы придаем важное значению непосредственному участию Карабаха в переговорном процессе. Без непосредственного участия Карабаха в переговорах мы не сможем придти к какому-либо решению". ("Аравот").

Призывы международного сообщества

Европейский союз поддерживает любые формы регионального сотрудничества и конструктивного диалога, ведущих к усилению связей между странами в регионе, заявил верховный представитель Евросоюза по внешней политике и политике безопасности Хавьер Солана. "Мы приветствовали Московскую декларацию от второго ноября и Хельсинкскую декларацию от четвертого декабря, которые подтверждают стремление всех сторон найти мирное разрешение конфликта", сказал в интервью Trend News Хавьер Солана. Как напоминает "525-я газета", Московская декларация была подписана лидерами Азербайджана, России и Армении на встрече в Москве второго ноября и предусматривает активизацию деятельности сторон для достижения мира в регионе в рамках Минской группы ОБСЕ. На встрече министров иностранных дел Азербайджана и Армении при участии глав МИД сопредседателей Минской группы ОБСЕ - России, США и Франции - в Хельсинки четвертого декабря на ежегодном заседании СМИД ОБСЕ также было принято совместное заявление. Минская группа призвала Армению и Азербайджан в ближайшие месяцы завершить согласование базовых принципов нагорно-карабахского урегулирования, которые лягут в основу всеобъемлющего мирного соглашения, сказал по итогам встречи министр иностранных дел России Сергей Лавров. Солана от имени Евросоюза решительно призывает обе стороны действовать в этом направлении и продолжать конструктивный диалог. "Сегодняшний импульс не должен быть потерян", сказал он. Прогресс в урегулировании нагорно-карабахского конфликта, по словам Соланы, будет также способствовать нормализации отношений между Азербайджаном и Арменией.

ОБСЕ надеется на прогресс в урегулировании нагорно-карабахского конфликта в следующем году. "Мы надеемся увидеть прогресс в этом направлении в 2009 году", сказала новый председатель ОБСЕ, министр иностранных дел Греции Дора Бакояннис, председательство которой в ОБСЕ начнется 1 января. По словам Бакояннис, Греция считает частые встречи представителей Азербайджана и Армении позитивными шагами к установлению взаимного доверия, которые необходимы для решения конфликта. "Греция полностью поддерживает эти усилия и призывает к конструктивному взаимодействию обеих сторон в соответствии с заявлением министра иностранных дел Франции от имени Евросоюза, сделанным на Хельсинкской встрече на высшем уровне в начале этого месяца", сказала Бакояннис. (PanARMENIAN.Net).

"Созданный в Парламентской Ассамблее Совета Европы (ПАСЕ) подкомитет будет изучать нагорно-карабахский конфликт во избежание в будущем подобных проблем. Подкомитет призван предотвращать конфликты на территории стран-членов организации. Структура будет изучать деятельность различных международных организаций, чтобы выяснить возможность совместной деятельности в урегулировании конфликтов, в том числе и нагорно-карабахского", cказал азербайджанскому Trend News глава подкомитета, член парламента Великобритании Дэвид Вилшир. Подкомитет также привлечет ряд международных организаций к обсуждению будущей деятельности в предотвращении войн в Европе. В задачи структуры также входит изучение возможностей перерастания нагорно-карабахского конфликта в полномасштабную войну, сказал Вилшир. Подкомитет имеет полномочия организовывать конференции совместно с организациями, проводящими мониторинг или медиаторство для предупреждения вспышек насилия у сторон. ("525-я газета").

Турция готовит Баку к войне с Арменией?

В Азербайджан с трехдневным визитом прибыла делегация турецких военных во главе с заместителем главы Генштаба Турции Хасаном Игсизом. В состав делегации вошли представители сухопутных, военно-воздушных, военно-морских сил, а также оборонной промышленности, Минобороны и командования жандармерии. Как сообщает бакинская "Зеркало", цель визита турецких военных - проведение переговоров с целью обсуждения перспектив сотрудничества в военной сфере. "Учитывая представительный состав прибывшей в Баку военной делегации, не исключено, что в ближайшее время между Азербайджаном и Турцией будет подписано военное соглашение. Это пойдет на пользу и Азербайджану, и Турции". Об этом заявил турецкий политолог Ариф Кескин. По его словам, после того как Турция начала диалог с Арменией, в Азербайджане, да и в самой Турции стали раздаваться заявления, мол, "Анкара бросила Азербайджан на произвол судьбы", но подписанием такого соглашения Турция даст мощный сигнал всем, что она всегда с Азербайджаном и никогда его не бросит. "Азербайджан - очень важный союзник Турции не только в тюркском мире, но и на евразийском пространстве, и было бы глупостью думать, что Анкара оставит Баку один на один со всеми проблемами. Кроме того, Анкара подписанием такого военного соглашения даст недвусмысленный сигнал России и Ирану, что не шутите с Азербайджаном, иначе увидите перед собой Турцию. Это будет также предупреждением Армении, чтобы она также не валяла дурака в карабахском вопросе. Так что Анкара подобным шагом решит сразу несколько стратегических задач: она возьмет под свою защиту Азербайджан и энергетические трубопроводы, проходящие по его территории, снова заявит о себе как о мощной региональной державе, и, наконец, Анкара и Баку смогут самостоятельно строить на Кавказе свою политику без опасений", отметил он. Политолог не исключил, что после подписания подобного договора позиция Москвы в карабахском вопросе может быть ужесточена: "Впрочем, а когда у нее была конструктивная позиция в отношении этого вопроса? Поэтому я считаю, что, несмотря на все трудности, Анкара и Баку должны подписать военный договор", - заключил он.

Между турецкой компанией Roketsan и научно-производственным предприятием Iqlim Министерства оборонной промышленности Азербайджана достигнуто соглашение о совместном производстве вооружений. Об этом азербайджанскому агентству "АПА-Экономикс" сообщил заведующий отделом международного сотрудничества Агентства обороной промышленности Турции Лютфи Вароглу. Согласно договоренности, в марте 2009 года Roketsan и Iqlim приступят к производству многоствольных ракетных установок калибром 107 и 122 миллиметров. "Уже получены разрешения на совместное производство этого вида вооружений и достигнуто соглашение", подчеркнул Вароглу. Детали к этим многоствольным ракетным установкам будут производиться на предприятии Iqlim, а сами ракеты на заводе Roketsan в Турции. По словам Вароглу, ведутся обсуждения по совместному производству ракет Crit, обладающих лазерным прицелом. Многоствольные ракетные установки калибра 107 миллиметров позволяют вести боевые действия круглосуточно и в любых погодных условиях. Ракеты TR-107 и TRB-107 способны поражать цели до 11 километров.

Начальник пресс-службы минобороны Азербайджана Эльдар Сабироглу опроверг информацию о том, что Турция готовит Баку к силовому решению карабахского конфликта. Как сообщает азербайджанский телеканал ANS, Сабироглу подчеркнул, что тесное военное сотрудничество между Азербайджаном и Турцией не должно кого-то тревожить. "Военное сотрудничество между нашими странами, так же как сотрудничество во всех других сферах, должно развиваться. Между нами заключено соглашение о военном сотрудничестве, и недавний визит заместителя начальника Генштаба Турции проходил именно в рамках этого соглашения. Такие визиты были всегда. В этот раз он проходил в рамках диалога на высоком уровне. Поэтому не надо воспринимать подобные встречи как подготовку Турцией Азербайджана к войне против Армении. Азербайджан и сам в состоянии сделать это в том случае, если агрессор не освободит захваченные земли, и если война станет неизбежной. Для этого у нас достаточно и военной мощи, и людских ресурсов", отметил Сабироглу. (ИА REGNUM).