2008 год стал в отношениях России и НАТО очень неспокойным. Во многом дискурс внутри альянса был прямо или косвенно определен российским фактором, будь то принятие новых членов или реакция альянса на войну на Кавказе.

В интервью корреспонденту ИА REGNUM старший научный сотрудник ИМЭМО РАН Фёдор Войтоловский анализирует взаимоотношения России и НАТО в уходящем году и прогнозирует пути дальнейшего развития этих отношений.

ИА REGNUM: Какие события в отношениях между Россией и НАТО в прошедшем году можно считать основными?

Бухарестский саммит Альянса, прошедший весной 2008 года и расставивший всё по своим местам в отношениях РФ и Альянса. В его итоговой резолюции сформулирована четкая позиция руководства стран - членов блока: линия на расширение НАТО будет продолжаться. Хотя этот процесс будет развиваться не без противоречий внутри самого блока, события 2008 года показывают, что общие интересы членов НАТО в дальнейшем будут по-прежнему довлеть над расхождениями. Несмотря на то, что во время кавказского кризиса августа 2008 года внутри НАТО обозначились различные позиции по вопросу о выборе средств его урегулирования, ни одна из стран блока не отказалась от косвенной поддержки Грузии и не признала легитимным право России защитить своих граждан и миротворцев.

ИА REGNUM: В чём на данный момент заключается роль совета Россия-НАТО? Является ли он эффективным, реально работающим органом?

Совет Россия-НАТО - сейчас это, прежде всего, необходимый канал общения между российским руководством и руководством Альянса. Он выполняет функции единственной публичной площадки для диалога - в этом качестве он необходим обеим сторонам.

ИА REGNUM: В чём основные причины отказа в предоставлении ПДЧ Украине и Грузии? Можно ли считать это дипломатической победой России, как сейчас многие говорят?

Безусловно, активная линия руководства РФ повлияла на принятие решения внутри НАТО по этому вопросу. Но причины отказа в предоставлении ПДЧ - прежде всего, во внутренних противоречиях внутри НАТО, а также в полной неготовности Грузии и Украины к членству в Альянсе.

ИА REGNUM: Будут ли Украина и Грузия действительно приняты в альянс (рано или поздно, как было заявлено), и если да, то когда этого можно ожидать?

Можно ожидать дальнейшего усиления давления по этому вопросу со стороны США и при новой администрации. Эта линия будет получать дальнейшую поддержку со стороны государств Вышеградской группы (Польша, Чехия, Словакия, Венгрия - ИА REGNUM), а также бывших советских прибалтийских республик. Вполне можно допустить, что американские инициативы в отношении Украины и Грузии получат весной 2009 года на юбилейном саммите Альянса несколько более активную поддержку и со стороны политических элит так называемых стран "старой Европы". Однако даже американские позиции по этому вопросу будут выстраиваться исходя из текущей внутриполитической ситуации внутри самих Украины и Грузии.

ИА REGNUM: НАТО продолжает расширяться. В чём причина подобной политики этой структуры? Что выигрывает альянс, интегрируя такие страны, как, например, Албания?

Все американские инициативы по развитию НАТО, выдвинутые на протяжении последних нескольких лет, были направлены на стимулирование трех основных направлений развития блока. Эти три взаимосвязанных тренда: процесс увеличения количества участников Альянса, расширение зоны его ответственности, расширение спектра его политических и военно-политических функций. Важнейшей целевой основой деятельности Альянса является сохранение и укрепление американского и западного лидерства в формирующемся миропорядке, а также распространение его влияния не только как сообщества государств, но и как социально-организационной модели. Кроме того, все три тенденции развития НАТО движимы необходимостью создания и поддержания военно-политических гарантий деятельности западных транснациональных корпораций - освоения ими новых источников ресурсов и рынков, безопасного размещения их добывающей, транспортной и обрабатывающей инфраструктуры в новых для Альянса регионах. Неслучайно НАТО проявляет все больший интерес к таким районам мира как Центральная Азия и Африка - богатым ресурсами территориям, которые вновь становятся ареной международной конкуренции. К середине 2000-х годов расширение НАТО начало менять блок изнутри. Мотивация американских атлантистов расширить границы деятельности Альянса сохранилась, а истеблишмента держав "старой Европы" несколько снизилась. Зато активными сторонниками расширения стали новые страны-члены, на которые и опираются США, способствующие вовлечению в сферу влияния НАТО не только бывшего соцлагеря, но и постсоветского пространства. Именно эти государства стали новой опорой американского лидерства в Организации. Это обстоятельство является еще одним важным побудительным мотивом для Вашингтона продолжать и стимулировать расширение. Симптоматично, что вхождение Украины и Грузии в НАТО тормозится, прежде всего, Францией и ФРГ. Но и значение трансатлантических противоречий не стоит переоценивать. С вхождением в Альянс Эстонии, Латвии и Литвы руководством НАТО был перейден важный не только политический, но и психологический барьер - началась переработка непосредственно постсоветского пространства.

ИА REGNUM: Какая сторона больше потеряла от того, что после войны в Южной Осетии контакты между Москвой и Брюсселем были прерваны?

Конечно же, большие потери понесла НАТО - Россия нужна Альянсу, а РФ без НАТО прекрасно проживет. Более того, объективных оснований для сближения России с Альянсом нет - нет общего противника, нет общих долгосрочных политико-экономических и военно-политических целей, нет идеологической близости.

ИА REGNUM: Каковы сейчас краткосрочные и долгосрочные цели НАТО на постсоветском пространстве?

На протяжении 2000-х годов важным обстоятельством усилий по развитию НАТО за счет освоения постсоветского пространства было и продолжает оставаться то, что оно идет за счет освоения политико-экономического и военно-оборонительного ареала бывшего противника. Расширение границ блока происходило на протяжении двух десятилетий в формате интеграции бывших соцстран и советских республик. Включение трансформировавшихся и вновь возникших государств в североатлантические структуры дополняло и гарантировало их экстенсивное встраивание в интернационализированную международную экономическую систему, ядром которой, несмотря на растущие противоречия, остаются страны НАТО и их союзники. Этот процесс раздвижения границ трансатлантической общности придавал дополнительные импульсы процессу расширения зоны ответственности блока. Нет оснований считать, что расширение НАТО не будет продолжаться.

ИА REGNUM: Каких событий в отношениях между Россией и НАТО можно ожидать в следующем году? В частности, что может привнести в них юбилейный саммит Альянса?

Едва ли можно ожидать принципиальных улучшений в отношениях РФ и НАТО. Некоторое внешнее "потепление" возможно - восстановление сотрудничества по линии совета Россия-НАТО, урегулирование вопросов, связанных с транзитом грузов НАТО в Афганистан через российскую территорию. Однако скорее будут сглаживаться противоречия внутри Альянса, что не сулит РФ ничего хорошего. Важнейшие предпосылки для этого - общие интересы стран - членов блока в сфере "энергетической безопасности", общие задачи поддержания военно-политических составляющих глобального лидерства Запада как взаимосвязанного сообщества развитых стран. Более гибкая линия в трансатлантических отношениях, которой, скорее всего, станет придерживаться администрация Барака Обамы, будет способствовать укреплению единства НАТО. Не стоит рассчитывать на то, что при новой администрации США откажутся от своей долгосрочной линии на дальнейшее расширение НАТО, в том числе и за счет бывших республик СССР.