Интервью председателя председателем Городского собрания г. Йошкар-Олы Г. Васильева еженедельнику "Йошкар-Ола". Долгое время Геннадий Валентинович возглавлял Йошкар-Олинский ЦГСЭН.

- Правда ли, что городскому ЦГСЭН всегда приходилось находиться в "боевой готовности" и отражать "атаки" вышестоящей структуры и на уровне мэрии, и на уровне горсобрания. С чем это связано?

- Сложности во взаимодействии начались еще с 1996 года. В то время вышел федеральный закон о санэпидблагополучии, которым четко регламентировалась деятельность ЦГСЭН. По закону городской центр должен был иметь статус юридического лица. Но определенное время нам не давали этого сделать. Расчетный счет был один - у республиканского центра. Буква закона позволяла ряд услуг оказывать платно. Постепенно у городского центра часть функций стали изымать. Такие как, к примеру, предупредительный санитарный надзор. Он включает выдачу заключений на отвод земельных участков под строительство, контроль за строящимися объектами.

Схема работы была продумана до мелочей, санитарные врачи трудились из года в год, отлично знали, что делается в том или ином микрорайоне города. Получилось так, что эту функцию "вырвали" у городского центра, разбалансировали работу службы. Да, конечно, эти вопросы можно было бы решать по обоюдному согласию двух центров, но все ведь делалось в приказном порядке. А в результате страдала работа. Если в обязанности республиканского центра входили методические, организаторские, контролирующие функции, то, скажем, функция преднадзора была для него несвойственна. А вот когда пошел спрос за работу со стороны бывшего президента Кислицына, говорилось одно: город виноват и, в частности, главный санитарный врач города Васильев. Я поначалу понять не мог, по какой причине меня то в 6 утра, то в 7 вечера вызывал "на ковер" Кислицын. А впоследствии оказывалось, что я должен отвечать за участок работы, который "забрал" у города республиканский центр. Так преподносилась информация. Я тогда открыто сказал на коллегии главному санитарному врачу республики: "Вы нас подставляете" - и изложил всю ситуацию.

После публичного выступления последовало распоряжение о том, что Йошкар-Олинский ЦГСЭН должен стать юридическим лицом. Восемь раз мы готовили положение, восемь раз его не подписывали. В конечном итоге усеченный вариант положения зарегистрировали.

Финансирование со стороны республиканского центра было незначительное - перечислялись деньги на зарплату. Однажды пять тысяч рублей дали на приобретение средств для лаборатории. Городской центр сам зарабатывал, деньги вкладывали в реконструкцию здания, оснащение лабораторий. Финансовую поддержку оказывал и бюджет города. При этом у нас была четкая градация по платным услугам: для бюджетных организаций - одни расценки, для коммерческих структур - другие, а для социально незащищенной категории помощь оказывалась бесплатно. У городского ЦГСЭН всегда было тесное сотрудничество с муниципальной властью, и многие вопросы решали сообща.

К примеру, содержание санпропускника. На эти цели должны были поступать средства из федерального бюджета, но городу их не перечисляли, в итоге горбюджет взял на себя и эти расходы. Замечу, что эту функцию и сегодня вряд ли захотят забирать у горСЭС, поскольку работа весьма неблагодарная. Пока я находился на должности главного санитарного врача города, постоянно приходилось сражаться, отстаивать интересы центра. Сколько необоснованных приказов Григорьева опротестовано в прокуратуре! Меня увольняли с работы, я через суд восстанавливался.

- Может, дело в личностях руководителей?

- Как показало время, дело не в личности, а в желании единовластия. Когда меня избрали депутатом, а потом председателем городского Собрания, я, прежде чем уйти на этот пост, посоветовался с коллективом ЦГСЭН. Мнение было такое: на депутатском уровне я сумею отстоять интересы центра. После меня главным санитарным врачом назначили А. Иванова. И думаете, ситуация изменилась? Нет. По-прежнему у нашего центра по инициативе республиканского ЦГСЭН изымают функции. На сегодняшний день это контроль за лечебно-профилактическими учреждениями, лабораторные методы исследования, выдача разрешений и заключений, связанных с предпринимательской деятельностью.

Систему, которая налаживалась годами, пытаются разбалансировать. К примеру, мы продумали систему контроля за ЛПУ, потом создали соответствующий отдел. Поначалу главные врачи были недовольны нововведением. Помню, как бывший главврач республиканской больницы Сергей Павлович Новоселов обижался на меня. Мы в воскресенье приходили с проверкой в больницу, потом все претензии по нарушению санитарно-гигиенического режима доводили до главного врача. Но взаимодействие строилось не на основе жестких санкций (тех же штрафов), а на сотрудничестве, поиске вариантов - как сделать лучше. В итоге через полгода Сергей Павлович признал, что наша служба поступает правильно. И сегодня главврачи-депутаты против проводимой реорганизации.

Другой пример. В настоящее время заключения и разрешения предпринимателям выдает республиканский центр. Какой результат? Предприниматели обращаются с жалобами и в администрацию города, и в Городское собрание. Из-за бюрократических барьеров срок получения документов затягивается до 3-4 месяцев.

- Мы привыкли к любым реформам относиться настороженно. И все-таки в чем суть Концепции развития санэпидслужбы? Судя по материалам справки московской комиссии и республиканского ЦГСЭН, реорганизация предполагает повышение эффективности и качества санэпиднадзора...

- А вы знаете, к российской концепции у нас претензий нет. Мы ее изучили, одобрили. В концепции предлагается сократить центры санэпидслужбы в районах с малочисленным населением. Допустим, в большом городе 3-4 района, у каждого свой центр, предлагается объединить их в один - городской. Или есть у нас районы в республике с 20-40-тысячным населением, там реформирование целесообразно - пожалуйста, объединяйтесь в межрайонные центры. Но когда Йошкар-Олу с трехсоттысячным населением пытаются приравнять к мелкому населенному пункту - чья это концепция, российская или местечковая?

А потом, почему подготовка к реформированию долгое время велась втайне от города? Идут переговоры в правительстве республики, в Москве на уровне замминистра здравоохранения Онищенко. А город в последний момент ставят перед фактом. Концепция - это не закон. Полномочия по реорганизации учреждений, подведомственных Минздраву, возложены только на министра здравоохранения России. А от него никаких приказов не поступало. И в компетенцию заместителей министра не входят такие распоряжения.

По Закону об основах местного самоуправления (ст. 18), обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия - прерогатива городской власти. А ее игнорируют. Кроме того, нарушается ст. 57 Гражданского кодекса. В соответствии с ней у главного санитарного врача республики нет полномочий на реорганизацию городского ЦГСЭН. Сегодня под эту концепцию готовится устав. Но процедура подготовки устава - скрупулезная, последовательная - должна быть согласована со всеми заинтересованными сторонами. Но этого же нет. И вот такой непроработанный устав приносят в департамент налоговой службы. А там специалисты говорят, что нет распорядительных документов, в том числе приказа министра здравоохранения РФ, согласований с местной властью, а потому и отказывают в регистрации. Кроме того, в учредительные документы республиканского ЦГСЭН без ведома собственников имущества и органа по госрегистрации юридических лиц вносятся исправления. А это можно расценивать как служебный подлог. В то же время оказывается давление на начальника инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по г. Йошкар-Оле В. Чекушкина. Ему постоянно звонят авторитетные лица, чтобы он ускорил регистрацию устава.

Можно ли считать законными все эти шаги? И для кого делается эта реформа? Непродуманная, несогласованная, поспешная?

- Судя по сказанному, складывается мнение, что реформу СЭС навязывают городу. И методы ваших оппонентов не назовешь корректными. Вот побывала у нас московская комиссия во главе с заместителем руководителя Департамента санэпиднадзора Минздрава России Н. Шестопаловым. Комиссия как-то реагировала на аргументы городской власти и депутатов горсобрания?

- У меня сложилось впечатление, что комиссия приехала не для того, чтобы разобраться в ситуации, а для того, чтобы огласить готовое решение. Мы встречались с Н. Шестопаловым, нам сразу было заявлено, что в стратегическом плане вопрос решен, а о тактике надо подумать. Скажем, если решен вопрос о ликвидации (присоединении), то о какой тактике может идти речь? Мы, в свою очередь, проводили встречу с мэром, депутатами, предпринимателями, незаконно уволенными работниками ЦГСЭН. Никто из собравшихся не согласился с предложенным решением, все отмечали, что действия в отношении городского ЦГСЭН ведутся незаконно.

- Какие шаги намерены предпринять мэрия и горсобрание? Были ли получены ответы на обращения депутатов?

- Семь раз мы обращались к министру здравоохранения России Шевченко. Может быть, до него не дошли обращения? Ответа мы не получили. Тем не менее, мы еще раз доведем до его сведения ситуацию с реформированием санэпидслужбы в Марий Эл. Подготовлены документы в республиканскую прокуратуру, Арбитражный суд, кроме того, мы намерены обратиться в Госдуму России.

- Геннадий Валентинович, на ваш взгляд, чем чревато реформирование СЭС в том виде, в каком оно предлагается?

- Я считаю, что подобное реформирование не способствует улучшению санитарно-эпидемиологической обстановки в городе, разрушает налаженную систему санэпидслужбы, ведет к росту административных барьеров в предпринимательской деятельности. Сегодня главный санитарный врач республики способствует созданию коммерческих структур, находящихся под крылом его ведомства и оказывающих услуги в сфере интересов центра. Доказательство - создание "Автономной некоммерческой организации "Межрегиональный центр санитарно-эпидемиологического сервиса в Республике Марий Эл", оформленной на доверенное лицо, осуществляющее работу по оказанию платных услуг, ранее относящихся к сфере деятельности санэпидслужбы. Эта структура организована в противовес официальным документам Минздрава России, которые предписывают организацию госпредприятий подобного профиля. Сегодня уже идет разговор об организации ООО и дальнейшей приватизации лабораторных подразделений и имущества ЦГСЭН. Опять же, на это нет разрешающих документов Минздрава, органа местного самоуправления Йошкар-Олы. Словом, куда ни кинь - всюду клин. Я думаю, что жители города должны знать о сложившейся ситуации. А мы, в свою очередь, будем бороться, обжалуем в судебном порядке неправомочные действия главного санитарного врача республики.