В Москве в Государственной Третьяковской галерее 24 декабря откроется выставка графики из музейного фонда "Театр в творчестве художников 1920-х - 30-х годов", сообщает корреспондент ИА REGNUM.

Задачей выставки сотрудники галереи определили собрание в пространстве двух музейных залов наиболее эффектные работы крупнейших мастеров первой трети ХХ века, в чью сферу творческих интересов входил и театр. "Экспозиция не будет претендовать на исчерпывающую ретроспективу театрального искусства 1920-1930-х годов, но те немногие произведения, из которых она составлена, раскроют множество аспектов художественного процесса, отражая не только личные кредо авторов, воплотившиеся в их театральных работах, но и общекультурные тенденции", - отметили в галерее.

Большинство экспонируемых произведений создано прославленными художниками "первого ряда" - Борисом Кустодиевым, Натальей Гончаровой, Михаилом Ларионовым, Александром Лентуловым и Эль Лисицким. Стилистика Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой связана с интересом к народным формам искусства. Нарочитая деформация - важный пластический прием неопримитивизма - доведена у Гончаровой до предела выразительности. "Задача костюма не одеть, а материализовать воображаемый персонаж, его тип, характер", - утверждала художница. Ее эскизы к балету "Богатыри", основанному на русском фольклоре, - не просто эффектные декоративные костюмы, но выразительные образы Ханши, Ильи Муромца и других былинных персонажей. Об оформлении Аристархом Лентуловым оперы "Сказки Гофмана" Игорь Ильинский написал: "Спектакль этот входит в число тех немногих явлений, за которые можно беззаветно любить театр. Тот театр, в котором впечатления и эстетическое наслаждение получаешь в целом, как от симфонической музыки".

Эталон авангардного театрального эксперимента в России - легендарный спектакль "Победа над солнцем". В постановке художника Казимира Малевича, поэта Алексея Крученых и музыканта Михаила Матюшина он соединил новейшие достижения живописи, музыки и поэзии. Повторно оперу "Победа над солнцем" поставила в 1920 году в Витебске ученица Малевича Вера Ермолаева, чье пластическое решение апеллировало к кубизму и развивало приемы из первой версии спектакля. В 1920-1921 годах Лазарь Лисицкий разработал проект постановки оперы "Победа над солнцем" как электромеханического представления: актеров заменяли огромные марионетки, которые должны были перемещаться по сцене при помощи электромеханической установки. Частью сценографии оказывался сам процесс управления марионетками, а также звуковыми и световыми эффектами. Единственным свидетельством грандиозного, но не осуществленного новаторского замысла Лисицкого остались альбомы эскизов.

Параллельно с авангардными поисками в театральном искусстве 1920-1930-х годов существовал и традиционный подход к сценографии. Эта линия представлена мастерами, не склонными к крайнему новаторству, и художниками, которые начинали творческую деятельность еще на рубеже XIX и XX столетий и оставались верны своим убеждениям. Например, Борис Кустодиев и Иван Билибин сотрудничали с театрами, сохранявшими традиционные постановочные методы.

К выставке приурочено открытие нового специального раздела в постоянной экспозиции "Искусство ХХ века" - "Работа художника над спектаклем". На этой площадке (зал № 19) в режиме сменных экспозиций будет демонстрироваться та часть собрания живописи и графики, которая связана с театрально-декорационным искусством и прежде практически не выставлялась. Третьяковская галерея располагает значительной коллекцией работ, созданных для театра и кинематографа. Первая сменная экспозиция посвящена классику русской сценографии первой половины ХХ столетия Федору Федоровскому.

Выставка пройдет в помещении галереи на Крымском Валу и продлится до 10 марта 2009 года.