Европейский суд по правам человека отклонил запрос Правительства РФ о передаче дела "Исмоилов и другие против России" на рассмотрение в Большую палату. Таким образом, вступило в силу постановление суда от 24 апреля, удовлетворившее все требования заявителей и признавшее недопустимость их экстрадиции в Узбекистан из-за серьезной угрозы применения к ним пыток. Об этом сегодня, 19 декабря, сообщила корреспонденту ИА REGNUM адвокат истцов Ирина Соколова.

Как пояснила корреспонденту ИА REGNUM Ирина Соколова, решение Страсбургского суда в Иваново еще не пришло. То, что ее подзащитные не будут выданы в Узбекистан - главное достижение на данный момент. Далее, видимо, власти России (Генпрокуратура, ФМС, МИД) будут решать, предложить гражданам Узбекистана статус беженцев и легализовать их в России или разрешить им выехать из страны. Как сообщили ранее в управлении верховного комиссара ООН по по делам беженцев (УВКБ ООН), Швеция уже предложила им политическое убежище. Пока в их положении остаются сложности - они общаются с семьями только по телефону.

Как сообщал ранее корреспондент ИА REGNUM, 13 жителей Иванова - 12 граждан Узбекистана и гражданин Киргизии - были обвинены Узбекистаном в совершении убийств в период андижанского восстания 12-13 мая 2005 года и арестованы по требованию спецслужб Узбекистана. Однако, как пояснили представители защиты, 12 из 13 арестованных в то время находились в Иванове, что полностью исключает их участие в убийствах. Один из них, Малмиржон Таштемиров, приехал в Иваново из Турции в июне 2005 года, в Узбекистане не бывал ни разу. Сами обвиняемые называли реальным поводом требования узбекскими спецслужбами их выдачи свое заявление в защиту соотечественников, опубликованное 13 марта 2004 года. Российские судебные инстанции вплоть до Верховного суда и Генпрокуратуры приняли решение об экстрадиции.

Адвокат Ирина Соколова считает, что дело ее подзащитных не носило юридического характера, но имело признаки политического на всех стадиях. По ее словам, нарушения международного права и российского законодательства начались с самого задержания и продолжались регулярно. Так, при аресте не было дано возможности связаться с адвокатом, не были предъявлены основания. Жалоба в суд на незаконное задержание возвращена без рассмотрения. Срок заключения ни разу не продлевался в законном порядке. Жалобы на незаконное содержание сверх установленного срока не были приняты ни уголовным, ни гражданским судом. Служба национальной безопасности Узбекистана, не имея на то прав, участвовала в задержании, допросах. Председатель комиссии по правам человека при губернаторе Ивановской области Сергей Вальков охарактеризовал корреспонденту ИА REGNUM решение о выдаче, как "37-й год в чистом виде". "Ивановские узбеки" получили статус мандатных беженцев ООН.

Страсбургский суд до своего решения применил правило 39 регламента суда о приостановке экстрадиции до рассмотрения дела.