Представители контрольно-счетных органов из регионов России обсудили в Москве антикризисные меры
Ставропольский край, 19 декабря, 2008, 15:25 — ИА Регнум. Как эффективно использовать государственных средства, какие действенные меры антикоррупционной борьбы применять в условиях кризиса и развитие парламентского контроля, как наиболее действенного инструмента для принятия таких мер, обсуждали на трех мероприятия общероссийского масштаба. На них побывал председатель Счетной палаты Ставропольского края
На семинаре-совещании руководителей региональных контрольно-счетных органов в
"Сегодня важно, чтобы средства, направляемые государством на поддержку производства и в социальную сферу, были использованы эффективно и дали реальный результат, говорилось на совещании. Контрольные органы в рамках своих полномочий обязаны обеспечить постоянный мониторинг использования выделяемых средств, - рассказал об итогах совещания собеседник ИА REGNUM. - В этих условиях еще большую актуальность приобретают намеченные ранее меры борьбы с коррупцией. Как показывают материалы проверок, неэффективное использование государственных активов и коррупция во многих случаях тесно связаны между собой. Контрольно-счетные органы законодательных (представительных) органов могут и должны стать сегодня эффективными инструментами контроля деятельности исполнительной власти, расходования бюджетных средств на всех уровнях".
Становлению и развитию контрольно-счетных органов как инструментов парламентского контроля были посвящены парламентские слушания, в которых приняли участие члены Совета Федерации, депутаты Госдумы, руководители региональных контрольно-счетных органов, представители Счетной палаты России, законодательной власти субъектов Федерации, министерств и ведомств.
Участники слушаний констатировали: к настоящему времени в стране уже сложилась достаточно эффективная система внешнего и внутреннего контроля использования бюджетных средств. Тем не менее, сегодня нужно четко и однозначно разграничить в законодательстве внутренний, то есть ведомственный, и внешний финансовый контроль, то есть государственный аудит, а также определить статус региональных и муниципальных контрольно-счетных органов. Необходимо предусмотреть в законодательстве и нормы ответственности за неэффективное использование бюджетных средств.
Итоговым мероприятием стало совещание в Кремле с повесткой дня: "Совершенствование государственного контроля в Российской Федерации". На совещании говорили о том, что наблюдается явный переизбыток контролирующих органов в стране с перевесом за счет системы исполнительной власти. При этом качество контроля оставляет желать лучшего. Дублирование полномочий, низкая результативность, мелкотемье и вмешательство в работу проверяемых организаций отрицательно влияют на авторитет государственного контроля, нередко воспринимаются как средства коррупционного давления. В условиях финансового кризиса лучшая помощь экономике - максимально убрать контролеров из реального сектора, снизить ненужное административное давление на бизнес.
Ранее были приняты решения по переходу к бюджетированию, ориентированному на результат, внесены изменения и дополнения в Бюджетный кодекс РФ. Однако процесс идет не так быстро, как хотелось бы, подтвердили выступающие. Контрольно-счетные органы находят сегодня альтернативные способы решения этой проблемы.
Перед органами государственного контроля поставлены сегодня конкретные задачи, из которых главной является последовательная борьба с коррупцией. Необходимость координации усилий в этой сфере очевидна для обеспечения единства "технологического цикла" - от профилактики и выявления фактов коррупции до пресечения и наказания коррупционных преступлений.
Требуется постоянное внимание укреплению взаимодействия с коллегами. Особое значение придается повышению качества материалов, направляемых в прокуратуру и правоохранительные органы. "Но одновременно необходимы встречные усилия со стороны коллег - правоохранителей, - подчеркнул председатель Счетной палаты России
Другая совместная задача, которую обозначили участники совещания, - антикоррупционная экспертиза законодательства. Методик проведения такой экспертизы разработано уже достаточно. Одна из эффективных разработок принадлежит, например, Счетной палате РФ и Научно-исследовательскому институту системного анализа. Она была неоднократно опробована на практике, и получила высокую оценку специалистов. Необходимо законодательно установить порядок и сроки проведения антикоррупционной экспертизы. Назвать органы, в чьи полномочия входит такого рода деятельность, а самое главное - определить правовой статус и последствия, которые влекут за собой результаты проведенной экспертизы.