Как эффективно использовать государственных средства, какие действенные меры антикоррупционной борьбы применять в условиях кризиса и развитие парламентского контроля, как наиболее действенного инструмента для принятия таких мер, обсуждали на трех мероприятия общероссийского масштаба. На них побывал председатель Счетной палаты Ставропольского края Андрей Колесников. Об этом корреспонденту ИА REGNUM 19 декабря сообщили в пресс-службе счетной палаты региона.

На семинаре-совещании руководителей региональных контрольно-счетных органов в Счетной палате РФ были определены первоочередные задачи органов внешнего финансового контроля в условиях экономического кризиса.

"Сегодня важно, чтобы средства, направляемые государством на поддержку производства и в социальную сферу, были использованы эффективно и дали реальный результат, говорилось на совещании. Контрольные органы в рамках своих полномочий обязаны обеспечить постоянный мониторинг использования выделяемых средств, - рассказал об итогах совещания собеседник ИА REGNUM. - В этих условиях еще большую актуальность приобретают намеченные ранее меры борьбы с коррупцией. Как показывают материалы проверок, неэффективное использование государственных активов и коррупция во многих случаях тесно связаны между собой. Контрольно-счетные органы законодательных (представительных) органов могут и должны стать сегодня эффективными инструментами контроля деятельности исполнительной власти, расходования бюджетных средств на всех уровнях".

Становлению и развитию контрольно-счетных органов как инструментов парламентского контроля были посвящены парламентские слушания, в которых приняли участие члены Совета Федерации, депутаты Госдумы, руководители региональных контрольно-счетных органов, представители Счетной палаты России, законодательной власти субъектов Федерации, министерств и ведомств.

Участники слушаний констатировали: к настоящему времени в стране уже сложилась достаточно эффективная система внешнего и внутреннего контроля использования бюджетных средств. Тем не менее, сегодня нужно четко и однозначно разграничить в законодательстве внутренний, то есть ведомственный, и внешний финансовый контроль, то есть государственный аудит, а также определить статус региональных и муниципальных контрольно-счетных органов. Необходимо предусмотреть в законодательстве и нормы ответственности за неэффективное использование бюджетных средств.

Итоговым мероприятием стало совещание в Кремле с повесткой дня: "Совершенствование государственного контроля в Российской Федерации". На совещании говорили о том, что наблюдается явный переизбыток контролирующих органов в стране с перевесом за счет системы исполнительной власти. При этом качество контроля оставляет желать лучшего. Дублирование полномочий, низкая результативность, мелкотемье и вмешательство в работу проверяемых организаций отрицательно влияют на авторитет государственного контроля, нередко воспринимаются как средства коррупционного давления. В условиях финансового кризиса лучшая помощь экономике - максимально убрать контролеров из реального сектора, снизить ненужное административное давление на бизнес.

Ранее были приняты решения по переходу к бюджетированию, ориентированному на результат, внесены изменения и дополнения в Бюджетный кодекс РФ. Однако процесс идет не так быстро, как хотелось бы, подтвердили выступающие. Контрольно-счетные органы находят сегодня альтернативные способы решения этой проблемы.

Перед органами государственного контроля поставлены сегодня конкретные задачи, из которых главной является последовательная борьба с коррупцией. Необходимость координации усилий в этой сфере очевидна для обеспечения единства "технологического цикла" - от профилактики и выявления фактов коррупции до пресечения и наказания коррупционных преступлений.

Требуется постоянное внимание укреплению взаимодействия с коллегами. Особое значение придается повышению качества материалов, направляемых в прокуратуру и правоохранительные органы. "Но одновременно необходимы встречные усилия со стороны коллег - правоохранителей, - подчеркнул председатель Счетной палаты России Сергей Степашин. - Было бы полезным для общего дела прекратить неэффективную практику передачи материалов счетных палат нижестоящим органам прокуратуры и внутренних дел, усилить контроль рассмотрения этих материалов и повысить оперативность реагирования".

Другая совместная задача, которую обозначили участники совещания, - антикоррупционная экспертиза законодательства. Методик проведения такой экспертизы разработано уже достаточно. Одна из эффективных разработок принадлежит, например, Счетной палате РФ и Научно-исследовательскому институту системного анализа. Она была неоднократно опробована на практике, и получила высокую оценку специалистов. Необходимо законодательно установить порядок и сроки проведения антикоррупционной экспертизы. Назвать органы, в чьи полномочия входит такого рода деятельность, а самое главное - определить правовой статус и последствия, которые влекут за собой результаты проведенной экспертизы.