Cтатус классного руководителя впервые признан на государственном уровне: интервью

Санкт-Петербург, 19 декабря 2008, 12:02 — REGNUM  

В 2009 году в Ленинградской области планируют провести ярмарку инноваций в школьном образовании для всего Северо-Западного региона России. Впервые такая ярмарка прошла в области в 2008 году и вызвала большой интерес профессионального сообщества. Также впервые в 2009 году в области будут проводить конкурс на лучшего руководителя в сфере образования - лучшего директора школы, детского сада, учреждения дополнительного образования. Образовательные учреждения, руководители которых окажутся лучшими, получат дополнительную финансовую поддержку региональной власти.

Так, на новом витке руководство региона уже своими силами продолжает национальный проект "Образование", считая, что те инновационные решения, которые были поддержаны или инициированы за минувшие три года, необходимо развивать дальше. Корреспондент ИА REGNUM побеседовал с председателем комитета общего и профессионального образования правительства Ленинградской области Сергеем Тарасовым об итогах национального проекта "Образование", проблемах, связанных с подготовкой к единому государственному экзамену, поддержке педагогов области.

ИА REGNUM: На ваш взгляд, что кардинально изменилось в системе школьного образования в регионе благодаря национальному проекту?

Прежде всего, я бы отметил изменения условий обучения детей. Существуют определенные рекомендации Министерства образования и науки России по этим условиям - от оснащенности школ современными компьютерами до оборудования школьных столовых. Так вот за три года, что мы работаем в условиях нацпроекта "Образование", уже более 60% школ Ленинградской области соответствуют самым современным требованиям по условиям обучения детей. Когда национальный проект начинался, уровень оснащенности школ не превышал 41,5%. Я напомню, что общий объем средств из федерального бюджета, полученных в рамках приоритетного национального проекта "Образование", составил в 2008 году почти 127 млн рублей, а софинансирование этой сферы из консолидированного бюджета Ленинградской области - 273 млн 159 тыс. рублей.

ИА REGNUM: Оснащенность современным оборудованием все равно не способна кардинально поменять жизнь школы в лучшую сторону, если в школьных стенах детям не будет хорошо, если родители не будут доверять учителям, а те в свою очередь не станут чувствовать себя значимыми. Что изменилось за три года именно в этом смысле?

Мы проводили целый ряд исследований, опросов общественного мнения - как силами специалистов Института развития образования, так и независимыми экспертами: по всем направлениям родители отмечают улучшение работы школы, сфера образования становится все более открытой, а родители становятся полноправными участниками решения многих проблем. Тому способствуют и работа областного родительского комитета и родительского собрания. Тому способствует и повышение статуса классного руководителя. Да, ежемесячная доплата тысячи рублей за классное руководство - не столь большие средства, но для педагога важно признание его профессионализма, его умения быть воспитателем, его необходимости. Я считаю, что впервые в истории новой России в условиях реализации национального проекта статус учителя, классного руководителя был признан на государственном уровне. Школа не только учит, но и воспитывает, причем вместе с семьей. И у нас за последнее время снизилось количество тех учеников, которые остаются на второй год, тех, кто получает неудовлетворительные отметки. Снизилось количество преступлений, совершаемых подростками. И я бы отметил еще один показатель - уменьшение так называемого "скрытого отсева": когда дети формально числятся в классах, но школу фактически не посещают. За два года таких учеников у нас стало меньше - с 312 до 206. Мы регулярно проверяем образовательные учреждения, в том числе и на скрытый отсев, в комитете создан отдел надзора и контроля в сфере образования. Как правило, причины того, что ребенок бросает школу - сугубо социальные, это проблемы в семье, алкоголизация родителей. Тут надо работать комплексно с семьей, с подростком. Иногда приходится переводить в другую школу, решать вопрос с вечерним обучением, либо с обучением в профтехучилище.

ИА REGNUM: В 2009 году российские школьники будут сдавать единый государственный экзамен уже не в порядке эксперимента, а в штатном режиме. У вас есть какие-либо опасения по этому поводу?

В 2008 году школьники Ленинградской области показали весьма неплохие результаты, хорошую динамику. Средний балл ЕГЭ по русскому языку был выше, чем в 2007 году, и выше, чем в среднем по России - 57,3, а общероссийский - 55,4. Но в 2009 году учеников ждут два обязательных экзамена в формате ЕГЭ - русский язык и математика. А, как вы знаете, в 2008 году в целом по стране результаты сдачи ЕГЭ по математике, там, где этот экзамен сдавали в порядке эксперимента, были невысокими. Это нас настораживает. Конечно, многое зависит от КИМов - контрольно-измерительных материалов - насколько они адекватны, насколько понятны ученикам. Но ЕГЭ - это отметка и учителю тоже - как смог научить, подготовить. Поэтому мы об экзаменах задумались уже сейчас. Ведем обучение учителей, провели ряд совещаний с директорами всех школ, где детально рассмотрели вопросы подготовки к ЕГЭ в штатном режиме, провели коллегию по подготовке к единому государственному экзамену, к этой работе привлечены и специалисты Института развития образования. Кроме того, мы собираемся в первом квартале 2009 года провести свой собственный областной пробный ЕГЭ по математике, а не только репетиционные экзамены в формате ЕГЭ, которые проходят по всей стране. Это позволит более детально проанализировать ситуацию с готовностью учеников, скорректировать подготовку.

ИА REGNUM: Сергей Валентинович, сколько молодых учителей пришло в этом году в школы Ленинградской области?

Двести двадцать выпускников педвузов стали в этом году молодыми специалистами. И я хотел бы отметить, что профессия педагога становится у старшеклассников, особенно у девушек, все более популярной - это показывают и опросы выпускников. Всего из почти 24 тысяч педагогических работников в области 10 324 учителя, практически все вакансии заняты. Средняя зарплата учителя в Ленинградской области составляет около 17 тысяч рублей, а молодого учителя - 11 тысяч. Каждый молодой учитель получает из областного бюджета подъемные в размере 15 тысяч рублей, а также поддержку от муниципальных образований - здесь объем средств варьируется от 5 до 40 тысяч рублей в зависимости от муниципальных бюджетов. Губернатор области Валерий Сердюков принял решение о том, что с 2008 года первые три года работы молодые учителя будут получать ежегодно 56,5 тысячи рублей из областного бюджета. Педагогам предоставляется жилье - за минувшие три года по разным программам 97 учителей получили жилье в Ленинградской области, в этом году квартиры получат еще 12 семей работников сферы образования. Средства на жилье выделены вплоть до 2010 года.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.