Освоении Арктических территорий в рамках международного сотрудничества - один из тезисов, озвучиваемых различными учеными и экономистами. Об этом говорят как норвежцы, так и представители Швеции, Финляндии, России и других стран. О том, как это происходит сейчас и как может развиваться в дальнейшем корреспондент ИА REGNUM побеседовал с генеральным секретарём норвежского Баренцсекретариата Рюне Рафаэльсеном.

ИА REGNUM: Можно ли сказать, что гонка за ресурсы Арктики уже началась?

Борьба за использование ресурсов в Арктике уже идёт на протяжении столетий. Богатые ресурсы всегда были объектом притязаний. И коренные народы, и норвежцы, и русские использовали богатейшие рыбные запасы. Англичане и голландцы долгое время активно промышляли китов, тюлений промысел с размахом вёлся на льдах Гренландского моря. Борьба за нефть и газ - новое в ситуации с арктическими ресурсами. Насколько велики фактические запасы нефти и газа в Арктике и где эти ресурсы находятся, ещё предстоит узнать. Именно этим в значительной степени будет определяться будущее этого региона. Развитие в Арктике идёт постепенно, и нефтегазовая отрасль постоянно получает всё новые импульсы. Одним из таких импульсов было месторождение Снёвит. То, что удалось добыть газ с морского дна в суровых климатических условиях Арктики, крайне важно для будущих проектов. Через несколько лет промышленная разработка этого месторождения станет новой вехой в использовании природных ресурсов и применении высоких технологий в Арктике. Проблемой арктических широт является продолжающийся демографический спад, от которого в последние годы страдает весь регион. Этому есть много причин, но сокращение в рыбной отрасли, несомненно, является способствующим фактором.

ИА REGNUM: Какие учреждения должны участвовать в изучении Арктики? Необходимо ли международное научное сотрудничество или этим могут заниматься национальные исследовательские организации? Возможен ли научный обмен и обмен технологиями в изучении и освоении Арктики в рамках Баренцева сотрудничества?

Развитие арктических исследований будет происходить на научной базе пяти государств: Канады, США, Норвегии, России и Гренландии/Дании. Центром арктических исследований в Норвегии стали научные учреждения Шпицбергена, которые в основном заняты именно изучением Арктики. Баренцево сотрудничество является платформой для многих научных институтов, располагающих большими возможностями для сотрудничества. В Баренцево сотрудничество вовлечён Норвежский Полярный институт, самый передовой научный центр Норвегии, работающий над рядом важных исследовательских проектов в Арктике.

ИА REGNUM: Что вы думаете о создании Северного федерального университета в Архангельске? Какой вклад он может внести в освоение Арктики? И должен ли университет сосредоточиться на арктических исследованиях?

В Архангельске существует мощная академическая университетская среда. Российские власти сами совместно с академиями на Севере должны определить направления деятельности Северного федерального университета. Для Арктики важно, чтобы добыча нефти и газа велась экологическим, безопасным для окружающей среды способом. Приоритетным направлением для учёных на Севере должны стать исследования технологий, приемлемых в холодном климате.

ИА REGNUM: Кого бы вы назвали лидерами в освоении арктических ресурсов?

Важная роль в освоении арктических ресурсов, естественно, будет принадлежать тем, кто обладает знанием высоких технологий для нефтегазовой отрасли в арктических условиях. Здесь прочные позиции имеет Норвегия с её большим опытом работы на норвежском шельфе. Одновременно можно сказать, что Россия является передовой страной мира в области коммерческого судоходства в ледовых условиях. Этот опыт также будет востребован в ближайшие годы. Но Норвегия и Россия в Арктике не одиноки. Канада, США и Дания/Гренландия имеют мощности, которые позволяют им играть важную роль в использовании арктических ресурсов. Главное для того, чтобы Норвегия утвердилась в ряду ведущих стран в развитии Арктики, - это установление активного тесного сотрудничества с Россией. Этого наилучшим образом можно достичь через Баренцево сотрудничество, которое за многие годы доказало, что является лучшей платформой для норвежско-российского сотрудничества.