За десять месяцев 2008 года судебные приставы Кемеровской области разыскали имущества должников на сумму свыше 100 млн рублей. О том, что должники пытаются спрятать, и как судебные приставы выводят их "на чистую воду", корреспонденту ИА рассказал начальник отдела организации работы по розыску должников и их имущества управления Федеральной службы судебных приставов по Кузбассу Михаил Копылов.

ИА REGNUM: Михаил Степанович, у судебных приставов немало полномочий. Одна из них - розыск. Кто из ваших сотрудников и с какого времени занимается розыском?

В каждом из 33 отделов судебных приставов есть судебный пристав по розыску должников и их имущества. Что касается полномочий, то сотрудники нашей службы получили их в 2001 году, и с каждым годом сумма имущества, разысканного судебными приставами, увеличивается.

ИА REGNUM: Значит, судебные приставы могут разыскать все - и должников, и их имущество?

Нет, в вопросе розыска есть четкое разделение: согласно законодательству, розыском людей занимаются только оперативные подразделения органов внутренних дел, а мы разыскиваем имущество должника, должника-организацию и принадлежащее ей имущество. Почему мы можем разыскивать организацию, а физическое лицо - нет? Потому что организация - это в первую очередь финансово-хозяйственная деятельность, пакет документов.

ИА REGNUM: Когда судебные приставы начинают мероприятия по розыску? Сразу после обращения к ним взыскателя?

Нет. Если судебный пристав-исполнитель провел все мероприятия, но не установил местонахождение должника и его имущества, то он выносит постановление о розыске и передает его в органы внутренних дел (если необходимо разыскать человека) или судебному приставу по розыску (если речь идет о розыске имущества или должника-организации).

Конечно, розыск объявляется не во всех случаях. Сначала судебный пристав-исполнитель советуется с судебным приставом по розыску о целесообразности проведения такой процедуры. Если у судебного пристава-исполнителя и судебного пристава по розыску в результате анализа документов появилась твердая уверенность, что у должника есть имущество, которое он скрывает, то заводится розыскное дело. Ведь только для того, чтобы завести розыскное дело, требуется немало затрат, а чтобы довести его до конца необходимо в среднем 7-8 тыс. рублей (телефонные переговоры, часто междугородние, проезд и т.д.). Все расходы по розыску взыскиваются с должника.

ИА REGNUM: Как судебные приставы определяют, что должник скрывает имущество?

В первую очередь, необходим четкий анализ всех имеющихся документов. Во-вторых, некоторые предприятия сами дают повод для сомнений: например, если организация занимается торгово-закупочной деятельностью, а в налоговую инспекцию сдает нулевые балансы, то возникают сомнения в достоверности представленных данных. Но самое главное - это опыт и интуиция судебных приставов по розыску.

ИА REGNUM: Где можно обучиться этой профессии?

Судебным приставом по розыску может стать человек с высшим юридическим образованием, проработавший не менее 3 лет в оперативном подразделении правоохранительных органов. Большая часть наших сотрудников - бывшие оперуполномоченные. Они знают, как добывать информацию, у них есть налаженные связи с органами внутренних дел.

ИА REGNUM: Как действуют судебные приставы по розыску? Обладают ли они теми же правами, что и сотрудники органов внутренних дел?

К сожалению, у нас нет функций оперативно-розыскной деятельности, поэтому наши права намного уже, чем у оперативных работников. Однако мы используем все полномочия, предоставленные нам законом. Главное для нас - это получение информации. Самый надежный ее источник - это взыскатель. Никто не знает должника лучше, чем взыскатель (я имею в виду, конечно, физических лиц). Поэтому наши сотрудники тщательно проверяют всю полученную информацию, даже незначительная деталь может "навести на след".

Немало сведений можно получить в результате опроса соседей, беседы с участковым уполномоченным. Нередко должник утверждает, что у него "ничего нет", но соседи сообщают, что должник вывез из квартиры технику или он приезжает домой на автомобиле.

ИА REGNUM: Но как вашим сотрудникам удается добыть эту информацию? Ведь зачастую люди, особенно родственники должников, не идут на контакт.

Судебный пристав по розыску должен быть, в первую очередь, психологом высочайшего класса, должен найти подход к любому человеку, будь то должник, его родственник или сосед.

Иногда обычной беседы достаточно для того, чтобы долг был погашен. Например, должник, являющийся индивидуальным предпринимателем, задолжал в Пенсионный фонд более 20 тыс. рублей. Как утверждали родственники, в указанной квартире должник давно не проживал. Однако в разговоре с участковым уполномоченным судебный пристав выяснил, что должник часто бывает в соседнем доме у своей знакомой. Визит к должнику и беседа с ним привели к тому, что долг был полностью оплачен.

Но такой случай, когда простая беседа приводит к погашению долга, редкость. Гораздо эффективнее арест имущества должников. Например, кемеровчанин накопил долг в размере 40 тыс. рублей за жилищно-коммунальные услуги. К приходу судебных приставов должник успел подготовиться: перенес почти всю имеющуюся бытовую технику к соседу по площадке. При помощи представителя взыскателя, который хорошо знал материальное положение должника, было установлено, что техника находится у соседей. Судебные приставы арестовали спрятанное имущество, и должник, чтобы не лишаться техники, оплатил долг.

ИА REGNUM: У вашей службы налажено сотрудничество с правоохранительными структурами?

Да, у нас подписан приказ о взаимодействии с ГУВД по Кемеровской области, во всех городах и районах Кузбасса органы внутренних дел оказывают содействие судебным приставам по розыску. Благодаря такому сотрудничеству удается оперативно разыскать имущество должников. Например, благодаря взаимодействию с ГИБДД города Киселевска судебным приставам удалось арестовать автомобиль, который должник передал своему знакомому в Томской области. И такой пример - не единственный. Сотрудничество с сотрудниками ГИБДД привело к тому, что за 10 месяцев 2008 года судебные приставы области разыскали 71 автомобиль, принадлежащий должнику.