Карабах против нового референдума: Нагорный Карабах за неделю

Баку, 17 декабря 2008, 16:54 — REGNUM  

Военный вестник

Перестрелки

По сообщениям бакинских СМИ, армянская стророна продолжает ежедневно нарушать режим прекращения огня. "525-я газета" сообщает, что 9 декабря подразделения вооруженных сил Армении с позиций на территории сел Воскепар, Воскеван и Вазашен Ноемберянского района, а также села Беркабер Иджеванского района Армении подвергли обстрелу места дисклокаций ВС Азербайджана на территории сел Гушчу Айрым и Гызылгаджилы Газахского района. В тот же день, передает газета, были обстрееляны азербайджанские посты близ села Юсифджанлы Агдамского района. Ответным огнем обстрел был подавлен, потерь нет, сообщает "525".

По сообщению "АПА", 10 декабря с 22.00 до 22.10 "вражеские подразделения со стороны села Вазашен Ноемберянского района Армении" подвергли обстрелу из автоматов и пулеметов позиции ВС Азербайджана, расположенные на безымянных высотах Газахского района. 11 декабря позиции азербайджанцев были обстреляны с безымянных высот на территории Ходжавендского района и со стороны села Кенгерли Агдамского района. 11 декабря "вражеские подразделения" обстреляли азербайджанцев также со стороны села Воскепар Ноембрянского района Армении. "Во всех случаях ответным огнем враг был подавлен, потерь нет".

Аналогичную информацию в течение недели распространяли также Day.az, Analitika.az, 1news.az, ANS-PRESS, "Новости-Азербайджан". В представленных информациях меняются только районы и время обстрела позиций азербайджанских вооруженных сил.

Новостью, пожалуй, лишь одно сообщение: 1news.az 15 декабря сообщает, что "15 и 16 декабря армянские вооруженные формирования подвергли обстрелу позиции Национальной армии Азербайджана сразу в нескольких направлениях фронта". Видимо, азербайджанские СМИ не только отслеживают ситуацию, но и уже прогнозируют.

Пленные

Как сообщает "525-я газета", представители Международного Комитета Красного Креста (МККК) встретились с попавшим 8 октября в армянский плен солдатом азербайджанской армии Рафигом Рахман оглу Гасановым. Об этом сообщила глава пресс-службы азербайджанского представительства МККК Гюльназ Гулиева. По ее словам, представители МККК уже 6 раз встречались с Гасановым. О встрече проинформированы семья военнопленного и органы власти. Отметив, что в течение этой недели Гасанова посетили дважды, Гулиева добавила, что написанное военнопленным на встрече 9 декабря письмо родным доставлено по адресу. По словам представителя МККК, Рафигу было передано письмо от семьи. Что касается возвращения Гасанова, то Гулиева сообщила, что представители МККК проводят в связи с этим переговоры. Однако информация о ходе переговоров является конфиденциальной. Газета обнародовала текст письма, которое Рафиг Гасанов отправил своей семье. В нем говорится: "Привет отцу, матери, сестре и братьям! А также женам моих братьев, дядям и всем жителям поселка! У меня все нормально. Не беспокойтесь обо мне. Я много думал и решил вернуться на Родину, к маме. Подождите еще немного. Скоро встретимся". Газета отмечает, что в связи с тем, что Гасанов не умеет читать и писать, письмо от его имени написал представитель МККК. "525" отмечает также, что дважды на этой неделе с Рафигом Гасановым встречались сотрудники армянского представительства МККК.

В связи с незаконными действиями в воинской части, в котором служил находящийся в настоящее время в армянском плену Рафиг Гасанов, возбуждено уголовное дело и ведется следствие. Как передает "АПА", об этом журналистам сообщил военный прокурор Ханлар Велиев. По его словам, к ответственности привлечены все лица, допустившие незаконные действия в отношении Гасанова. Прокурор также отметил, что ведется следствие по фактам применения пыток к азербайджанцам, находившимся в армянском плену: "В 2005 году эта работа была поручена военной прокуратуре. В рамках этой работы расследуются факты пыток и случаи смерти, имевшие место до этого, а также в последующие годы. Проводится работа с целью распространения на международном уровне материалов по данным фактам. Наверное, мы достигнем положительного результата. Это очень сложный и долгий процесс".

Переговорный процесс

Американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Мэтью Брайза, комментируя итоги встречи глав МИД Европы в Хельсинки, сказал, что после января встречи будут более частыми как на уровне сопредседателей, так и на уровне глав МИД и президентов. "Я надеюсь, что в январе состоится встреча президентов Азербайджана и Армении. Я всегда говорил, что такие встречи президентов помогут урегулированию конфликта вокруг Нагорного Карабаха. По-моему, со следующего года и президентам, и сопредседателям, а также главам МИД еще более часто следует встречться. Однако президенты сами определяют встречу и ее дату". (ANS Press).

Откликаясь на это заявление, руководитель пресс-службы МИД Азербайджана Хазар Ибрагим сказал: "В ближайший месяц не намечены встречи между главами МИД Азербайджана и Армении в рамках переговорного процесса по Карабахскому конфликту, во всяком случае, такой подготовительной работы не ведется. У нас нет информации по этому поводу, и МИД не может комментировать слова некоторых зарубежных политиков, в том числе сопредседателей Минской группы ОБСЕ о возможной встрече на высшем уровне между руководством Азербайджана и Армении", отметил Ибрагим. ("525-я газета").

Между тем, завотделом внешних связей администрации азербайджанского президента Новруз Мамедов заявил журналистам, что очередной раунд переговоров между президентами Азербайджана и Армении по урегулированию карабахской проблемы может состояться в начале 2009 года. Точная дата и место еще будет согласовываться. Договоренность о проведении переговоров президентов была достигнута на встрече глав МИД двух стран в Хельсинки в рамках участия в заседании министров иностранных дел стран ОБСЕ, которая состоялась 4-5 декабря. По словам Мамедова, мировое сообщество заинтересовано в решении карабахского конфликта в рамках территориальной целостности Азербайджана. ("Интерфакс-Азербайджан").

О следующей встрече президентов Армении и Азербайджана, сроке и месте ее проведения конкретных договоренностей на данный момент нет, хотя возможность подобной встречи не исключается, сказал пресс-секретарь президента Армении Самвел Фарманян. (АрмИнфо).

Минская группа ОБСЕ

Отказываться от услуг Минской группы ОБСЕ не стоит, но в то же время необходимо поставить перед сопредседателями жесткие требования с тем, чтобы были достигнуты реальные результаты в процессе урегулирования армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта, считает первый вице-спикер парламента Азербайджана Зияфет Аскеров. 'Я не поддерживаю мнения о том, что мы должны отказаться от услуг Минской группы. Мы должны работать с ними, однако перед Минской группой необходимо поставить жесткие требования, чтобы был конкретный итог их посреднической деятельности", сказал он журналистам. По его словам, МГ ОБСЕ занимается миротворческой деятельностью в карабахском вопросе долгие года, однако "от их деятельности до сих пор нет никакого плодотворного результата". "Нам всегда говорят о том, что вы сами должны найти общий язык с Арменией, а мы (сопредседатели) можем только выступать с предложениями. Знаете, если мы сами могли бы найти общий язык с Арменией, то для чего тогда нужна Минская группа?", отметил Аскеров. По словам первого вице-спикера, для того, чтобы достичь конкретного итога в переговорном процессе по мирному урегулированию армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта, необходимо обеспечить, в первую очередь, территориальную целостность и суверенитет Азербайджанской Республики. "Другие вопросы могут быть решены только в рамках территориальной целостности Азербайджана. Если Армения не освобождает оккупированные территории, не выполняет требования 4 резолюций ООН, резолюции Совета Европы, то Минская группа должна сказать свое веское слово, иначе для чего она нужна?", подчеркнул он. (Analitika.az).

Со сменой администрации в Вашингтоне, произойдет и смена руководства Госдепартамента. Обычно происходит смена самого госсекретаря и первых лиц в его окружении. Речь идет о замене политических дипломатов, которые осуществляют внешнюю политику, карьерных дипломатов смена президентской администрации обычно не затрагивает. Об этом в интервью агентству Turan заявил помощник госсекретаря США Мэтью Брайза, отвечая на вопрос продолжит ли он работу по карабахскому урегулированию в составе новой администрации. "Я карьерный дипломат и надеюсь остаться на своем посту и работать, мне очень хочется довести до конца начатое дело и увидеть подписание мирного соглашения", отметил Брайза. В то же время, он признал, что вопрос о его работе в качестве сопредседателя Минской группы от США будет решаться новым руководством Госдепа и окончательно ситуация прояснится в конце января. Касаясь хода переговоров по карабахскому урегулированию, Брайза отметил позитивный настрой сторон. "Я не считаю, что президент Алиев хочет войны", сказал Брайза, комментируя заявления армянской стороны на высказывания президента Ильхама Алиева о том, что Московская декларация не исключает использование силы для решения конфликта. По его мнению, между президентами двух стран наметился очень хороший диалог и они доверяют друг другу. Брайза утвердительно ответил на вопрос можно ли считать, что отношения Алиев-Саркисян лучше отношений, которые были между Алиевым и Кочаряном. "Это очевидно", сказал Брайза. Касаясь вопроса о частых и взаимоисключающих трактовках своих высказываний армянскими и азербайджанскими журналистами, Брайза сказал, что всегда старается быть откровенным насколько это возможно. "Жаль, что иногда журналисты пытаются использовать только то, что соответствует их ожиданиям и интересам. Правда же заключается в том, что видя одно, нельзя закрывать глаза на второе. Я исхожу из того, что журналисты должны быть профессионалами и понимать это. Информацию надо строить на понимании и сути вопроса, а не выстраивать ее из слов и фраз, которые нравятся тебе больше", сказал Брайза. (АрмИнфо-TURAN).

Французский сопредседатель Минской группы ОБСЕ по урегулированию проблемы Нагорного Карабаха Бернар Фасье в интервью азербайджанской службе радио "Свобода" заявил, что в Хельсинки министры иностранных дел стран-сопредседателей МГ ОБСЕ передали сторонам конфликта "технический документ", который может способствовать усилиям по карабахскому урегулированию и ускорить согласование основополагающих принципов. "Документ еще должен быть доработан, изучен, одобрен или отклонен сторонами", заявил Фасье. Он также сообщил, что в Хельсинки главам МИД Армении и Азербайджана был предложен график, который позволит завершить согласование основополагающих принципов карабахского урегулирования до середины следующего года.

О встрече в Хельсинки

4 декабря в рамках проходящего в Хельсинки ежегодного заседания министров иностранных дел стран-членов ОБСЕ, главы внешнеполитических ведомств стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ призвали стороны карабахского конфликта предпринять усилия с целью завершения согласования базовых принципов урегулирования в ближайшие месяцы и приступить к составлению проекта всеобъемлющего мирного соглашения на этой согласованной основе. В Хельсинки при участии сопредседателей Минской группы ОБСЕ состоялась встреча министров иностранных дел Армении и Азербайджана Эдварда Налбандяна и Эльмара Мамедьярова. Переговоры продлились три часа. Действующий председатель ОБСЕ, министр иностранных дел Финляндии Александр Стубб заявил, что Азербайджан и Армения достигли прогресса в решении давнего спора по Нагорному Карабаху. Докладчик Парламентской Ассамблеи ОБСЕ по вопросам Нагорного КарабахаГоран Ленмаркер заявил, что стороны конфликта могут подписать соглашение о принципах урегулирования конфликта до весны 2009 года. ("Кавказский узел").

Министры иностранных дел России, Франции и заместитель госсекретаря США в Хельсинки передали сторонам карабахского конфликта "технический" документ, который может способствовать разрешению карабахского вопроса и ускорить процесс согласования основополагающих принципов по урегулированию конфликта. Об этом азербайджанской службе радиостанции "Свобода" сообщил французский сопредседатель МГ ОБСЕ Бернар Фасье. "Сначала документ должен быть разработан и изучен, а после он либо удостоится одобрения конфликтующих сторон, либо будет отклонен", заметил французский сопредседатель. Фасье также уведомил, что главы МИД России и Франции, а также заместитель госсекретаря США на встрече с министрами иностранных дел Армении и Азербайджана предложили сторонам график, который позволит довести до конца согласование основополагающих принципов урегулирования карабахского конфликта в течение следующего года. "Последняя встреча глав МИД стран-членов ОБСЕ, состоявшаяся в Хельсинки, была очень полезной и существенной в плане урегулирования карабахского конфликта. В первую очередь главы внешнеполитических ведомств Армении и Азербайджана более 5 часов обсудили процесс урегулирования карабахского вопроса. В обсуждении также участвовали сопредседатели МГ ОБСЕ. Кроме этого главы МИД Франции, России и заместитель госсекретаря США призвали стороны сделать шаг вперед на пути к укреплению атмосферы доверия и вывести снайперов с передовой линии соприкосновения", - заметил Фасье. Напомнив, что с подобным предложением посредники МГ ОБСЕ обратились две недели назад, сопредседатель заметил, что этот шаг подтвердит верность сторон Московской декларации, в которой было отмечено, что стороны обязуются предпринять шаги на пути к укреплению взаимного доверия.

В Хельсинки, странами-членами Минской группы ОБСЕ властям Армении и Азербайджана было сделано конкретное предложение - отозвать снайперов с линии соприкосновения армяно-азербайджанских вооруженных сил. Сопредседатели по каждому поводу напоминают об этом, а французский сопредседатель Бернар Фасье сказал, что сопредседатели надеятся, что это произойдет до конца текущего года. В связи с этим, газета "Айкакан жаманак" обратилась в МИД Армении с просьбой высказаться об отношении к этому вопросу официального Еревана. Как сообщает газета, ей сообщили, что "это всего лишь призыв", и они его не комментируют. Как известно, министры иностранных дел России, Франции и заместитель госсекретаря США в Хельсинки передали представителям Азербайджана и Армении "технический" документ, который, как предполагается, может способствовать разрешению карабахского конфликта, пишет бакинская "Эхо". По словам пресс-секретаря МИД Азербайджана Хазара Ибрагима, в данный момент идет процесс ознакомления с этим "конфиденциальным документом". "Мы изучаем его и как только у нас будут готовы комментарии, мы передадим их сопредседателям Минской группы ОБСЕ", сказал он. По мнению азербайджанского политолога Октая Садыхзаде, документ включает в себя основные базовые принципы "мадридского документа". "К тому же, азербайджанская сторона внесла свои дополнения в "мадридский документ". Однако то, что к "техническому" документу присовокуплен график, означает, что, Минская группа пошла на ускорение политического процесса. Этого мы раньше не наблюдали", сообщил он в интервью "Эхо". По его словам, обычно график предлагают сторонам в завершающейся фазе переговоров. Так происходило при окончании различных военных конфликтов. "График предусматривает ускоренный процесс урегулирования конфликта. То, что МИД не распространяет официальное сообщение, говорит о том, что они еще не сформировали до конца своего отношения к этому документу", пояснил он. О том, что этот документ включает в себя основные базовые принципы "мадридского документа", упомянула и политолог Лейла Алиева. "Судя по всему, наша делегация попыталась замедлить этот процесс, внести коррективы, когда она распространяла заявление о своих принципах, которые разделяет именно делегация Азербайджана. Но, видимо, процесс продолжается со стороны ОБСЕ. И обеим сторонам предложили перейти к конкретике".

По мнению пресс-секретаря Республиканской партии Армении Эдуарда Шармазанова, совместное заявление по Нагорному Карабаху, подписанное в Хельсинки, в очередной раз подтверждает то, что должен быть исключен военный путь решения конфликта. Последнее особенно важно в связи с тем, что после подписания московской декларации Ильхам Алиев в очередной раз не исключил возможность военного решения. Представитель правящей партии заверил, что в вопросе карабахского урегулирования армянская сторона осуществляет инициативную политику и руководствуется интересами государства и нации, и никогда не пойдет на односторонние уступки. Компромиссы же должны соответствовать интересам Армении и Нагорного Карабаха, то есть - армянского народа: "Давайте не забывать, что мы победители в этой национально-освободительной борьбе, в этой войне, и пусть об этом не забывают наши азербайджанские коллеги". ("Кавказский Узел").

Глава Центрального офиса Ай Дата по политическим вопросам АРФ "Дашнакцутюн" Киро Маноян считает, что заявление глав МИД России, Франции и США указывает на то, к чему стремятся сопредседатели Минской группы ОБСЕ: подписанию двух документов по мирному урегулированию карабахского конфликта. Первым документом, по его мнению, может стать декларация о принципах политического решения проблемы, а вторым - юридический документ, закрепляющий эти принципы. Комментируя заявление о намерении сопредседателей Минской группы принять меры для достижения соглашения в течение ближайших месяцев по основным принципам урегулирования, Маноян отметил, что вряд ли стороны так скоро придут к соглашению. "Подобное соглашение может быть достигнуто не через месяцы, а годы", заметил он. По его мнению, заявление представителей стран-сопредседателей не содержит ничего серьезного, что могло бы вызвать опасения для армянской стороны, так как, по своей сути, они повторили то, что уже было декламировано в подписанной в ноябре в Москве президентами Армении, Азербайджана и России Декларации по мирному урегулированию карабахского конфликта. Маноян заметил, что единственным поводом для беспокойства является неясность сути самих Мадридских принципов. (ArmeniaNow).

Главы МИД Азербайджана и Армении сошлись во мнении "оставить все плохое наследие в прошлом", сказал министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров после двусторонних и многосторонних переговоров между ЕС и странами Южного Кавказа. "Мы сошлись во мнении с моим армянским коллегой, что следует оставить все плохое наследие в прошлом, в истории", сказал Мамедъяров. По словам министра, на встрече с армянской стороной было сказано, что конфликт задерживает развитие сотрудничества с Евросоюзом, и стороны увеличат свои усилия согласно Московской декларации, которая предусматривает активизацию деятельности сторон для достижения мира в регионе. Но, по-видимому, пишет бакинская газета "Зеркало", оптимизм главы МИД Азербайджана в этом вопросе не разделяет его армянский коллега. Основанием такого заключения газеты стало выступление министра ИД Армении Эдварда Налбандяна в Бельгийском королевском институте международных отношений, где говоря о представленном в Хельсинки заявлении министров иностранных дел стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ, в котором содержится призыв использовать сложившуюся после встречи президентов Армении и Азербайджана положительную атмосферу и о реакции Азербайджана на этот документ, Налбандян заявил: "Не в первый раз, когда Азербайджан, сделав один шаг, и даже, я бы сказал, полшага, делает два шага назад, и возникает естественный вопрос: на самом ли деле Азербайджан готов к урегулированию карабахской проблемы?"

Процесс карабахского урегулирования, по всей видимости, на определенное время повиснет в воздухе. И хотя посредники договариваются о следующей встрече президентов Армении и Азербайджана, очевидно, что процесс застопорился. Об этом свидетельствует несколько факторов. Прежде всего, то, пишет газета "Лрагир", что на состоявшейся в Хельсинки встрече министров иностранных дел стран-членов ОБСЕ не была принята декларация по карабахскому урегулированию, хотя в преддверии встречи были сделаны оптимистические заявления. Азербайджанские источники утверждают, будто итоговый документ заблокировали Россия и Армения, потому что в проекте документа значился приоритет принципа территориальной целостности. Вместо итогового документа, в котором должны были найти место положения о Карабахе, в оборот было пущено два документа, которые продемонстрировали, сколь далеко находится карабахский конфликт от согласования основных принципов урегулирования. Сначала Минской группой ОБСЕ было принято заявление по карабахскому урегулированию. В заявлении были определены сроки начала выработки Большого договора - через несколько месяцев, как только будут согласованы базовые принципы. Во-вторых, в качестве одного из шагов доверия предлагалось отвести снайперов с передовой линии. Однако, механизмов контроля за выполнением пунктов не предлагалось, и в целом заявление носило декларативный характер. То, что заявление не будет принято в учет, доказал и распространенный вечером того же дня ультиматум Азербайджана. В нем Азербайджан заявляет, что не поступится своей территориальной целостностью. В документе указывается на неприемлемость позиции армянской стороны, которая пытается поставить Азербайджан перед ситуацией "свершившихся фактов". О том, что урегулирование не получилось и на этот раз, свидетельствовало и возобновление милитаристской риторики азербайджанского президента. Когда Алиев говорит о войне, это означает, что на мирном фронте ничего не предвидится, заключает "Лрагир".

"Нам нужно понять, что произошло на состоявшейся недавно в Хельсинки встрече министров иностранных дел ОБСЕ. От армянских дипломатов ответа на этот вопрос не дождешься - скажут, что это государственная тайна. Азербайджанские дипломаты, как всегда повторяют свои пропагандистские клише - "территориальная целостность", "оккупация", "возвращение азербайджанских беженцев" и т.д. Что касается сопредседателей Минской группы ОБСЕ, то они просто излучали оптимизм. В интервью, которые посредники дали до Хельсинки, в ходе встречи и после нее, все трое заверяли: основные принципы урегулирования будут согласованы "до конца года", "в ближайшие месяцы", "до середины будущего года". Тем самым, пожалуй, подтверждаются заявления оппозиции о "стремительном процессе" урегулирования. С другой стороны, в Хельсинки азербайджанская делегация ввела в обращение "неофициальный" документ, основанный на вышеупомянутых клише, против которого справедливо выступил министр ИД Армении. И это скорее доказывает мнение экс-главы МИД Армении Вардана Осканяна о том, что стороны как никогда далеки от достижения согласия. Могут ли наши политологи объяснить это явное противоречие?" Задаваясь таким вопросом, редактор газеты "Аравот" Арам Абраамян, "не считая себя тонким специалистом в области политологии", пишет: "Я, например, подумал (как потом выяснилось, ошибочно), что сопредседатели согласовали между собой эти злополучные "принципы" урегулирования, а вот мы с азербайджанцами сопротивляемся этому. Однако на днях американский сопредседатель Мэтью Брайза не намеком, а прямым текстом обвинил Россию в том, что она препятствует достижению согласия. В таком случае почему они говорят о "нескольких месяцах"? От политологов я жду ответа и на этот вопрос". На вопросы ArmeniaToday отвечает секретарь парламентской фракции "Наследие" Степан Сафарян

Можете назвать те положительные для Армении стороны, которые зафиксированы во время последних событий по урегулированию карабахской проблемы?

Прежде я должен сказать, что как Майндорфская декларация, так и Хельсинское заявление были приняты с учетом уроков последних событий, которые имели место в регионе и касались следующих важных вопросов: влияние проблемы Косово, вариант решения которой исключался для урегулирования карабахской проблемы, и исключение возможности возобновления войны. На мой взгляд, до сих пор армянская общественность не обратила должного внимания на Майндорфскую декларацию с точки зрения закрытия жизненно важных для нас возможностей. Речь идет о признании независимости со стороны Армении. Эта декларация просто с треском закрыла дверь для одностороннего признания НКР. До Майндорфской декларации власти Армении теоретически имели возможность отказаться сесть за стол переговоров по урегулированию карабахской проблемы или в одностороннем порядке признать независимость НКР, имея перед собой прецедент Косово. Армения имела такую теоретическую возможность и основания, что было обусловлено международной ситуацией. В том плане, что международное сообщество постепенно удовлетворяло капризы Азербайджана, тогда как Армения каких-либо капризов не представляла и осталась в роли послушного исполнителя. В Майндорфской декларации проблема переместилась в плоскость двустороних переговоров - Армении и Азербайджана. Если мы могли, ссылаясь на 1997 год, заявить что Нагорный Карабах является стороной конфликта и Армения не может принимать решения от его имени, и тем самым были свободны в плане одностороннего признания независимости НКР, то в этом смысле Майндорфская декларация закрыла все окна. И, следовательно, на этот момент отказ Армении от предложенных в переговорах принципах урегулирования и одностороннее признание НКР будет означать отвергнуть договоренности, выйти из Майндорфской декларации и уже, извините, объявить войну, а проблему завести в тупик. Вот эта угроза в Майндорфской декларации, которая до сих пор не удостоилась должного внимания. Когда мы спрашиваем, почему карабахская сторона не стала участницей и не подписалась под Майндорфской декларацией, притом, что ее организатором был союзник Армении - Россия, но, к сожалению, эти вопросы не находят серьезного отклика.

Какую задачу выполнил Хельсинский процесс?

Он, скорее всего, решил вопрос отношений ОБСЕ-Россия. Если вы обратите внимание на формулировки, то заметите, что в Майндорфской декларации не написано, что переговоры надо продолжать в рамках Минской группы ОБСЕ, а записано, что во взаимном сотрудничестве или просто сотрудничестве с сопредседателями Минской группы. То есть, там решался лишь вопрос информированности, в то время как Хельсинское заявление привело процесс обратно в Минскую группу, четко обозначив, что конфликт должен решаться в рамках Минской группы ОБСЕ. Сказать, что Хельсинское заявление что-либо существенное поменяло, нет. Для армянской стороны ничего не поменяло. НКР все так же отсутствует в переговорах. Просто здесь западная общественность решила свою задачу, не позволив России когда-либо иметь возможность начать свой процесс урегулирования карабахской проблемы. И Россия, которая прежде открыто заявляла, что непродуманное изменение статус-кво намного хуже, чем его сохранение, сегодня изменила свою позицию. Можно сказать, что Россия, которая ранее являлась препятствием для урегулирования, сегодня активизировала процесс и ведет его к реальному урегулированию. А самая большая опасность для урегулирования - это мадридские принципы, которые неуравновешенны, должным образом не представляют интересы армянской стороны и предполагают исключительно односторонние уступки. А о каких уступках идет речь?

Мадридские принципы, в качестве отправной точки принимают территориальную целостность Азербайджана и, следовательно, все те территории, которые сегодня находятся под контролем НКР, должны быть возвращены Азербайджану, азербайджанские беженцы должны вернуться на эти территории, а спустя годы - обсужден статус Нагорного Карабаха по "референдумоподобному" механизму, (говорю так, поскольку нельзя утверждать, что это полноценный референдум). Получается, что этот вариант урегулирования просто решает проблему азербайджанских беженцев, вопрос территориальной целостности Азербайджана. Оставим в стороне причину конфликта, возникшего, в основном, из-за агрессии Азербайджана. Но, не касаясь подобных задач и вопросов Шаумяна и Геташена и других населенных пунктов, откуда были выселены армяне, получается, что мы просто решаем задачу восстановления территориальной целостности Азербайджана. И, следовательно, с такой мотивацией процесс не может внушать какого-либо доверия или получить какую-либо поддержку со стороны общества, и составляющую его частичку "Наследия". Вот это и есть наши аргументы против этого процесса. Фактически Армения не участвует в деле признания международного статуса Нагорного Карабаха. Каким образом Армения может пресечь этот процесс, который ведет к неблагоприятному решению карабахской проблемы?

Я думаю, что должна быть решена самая принципиальная задача - возвращение Нагорного Карабаха в качестве стороны переговоров. То есть Армения должна очень императивно выдвинуть условие и потребовать, чтобы основной стороной переговоров в этом конфликте стал Нагорный Карабах. На этот момент независимость Нагорного Карабаха могла бы быть признана лишь при одном обстоятельстве, если бы оппозиция в парламенте Армении составляла большинство. И президент лишь таким образом мог объяснить признание Арменией независимости Карабаха. В нынешней ситуации, когда парламентское большинство и президент из одной команды, признание со стороны законодательного или другого органа становиться невозможным. Фактически, для признания Нагорного Карабаха у Армении остался один сценарий, если Азербайджан нападет на Карабах, то лишь в этом случае, мотивируя предотвращением геноцида и т.д. можно сделать такой шаг. В других обстоятельствах мы не можем, поскольку закрыли все пути для этого, подписав Майндорфскую декларацию и Хельсинское заявление. И сейчас единственной возможностью является отказ от этих принципов, что может сделать Нагорный Карабах, если примет участие в переговорном процессе. (Armenia Today, с сокращениями).

Что такое "мадридские принципы"?

Мадридские принципы (официально - "Справедливые и сбалансированные базовые принципы мирного урегулирования конфликта") базируются на отводе армянских воинских подразделений с территорий, находящихся вне границ бывшей Нагорно-Карабахской автономной области в составе Советского Азербайджана. Иными словами, предлагается отвод карабахских сил из бывшего Агдамского, Физулинского, Джебраильского, Кубатлинского и Зангеланского, отчасти Лачинского и, возможно, отчасти бывшего Кельбаджарского районов. Видимо, этот процесс предполагает дислокацию на линии противостояния международного миротворческого контингента, как гаранта безопасности. Хотя предложенный в Мадриде документ не разглашается, нет никаких оснований полагать, что "принципы" определяют независимый от Азербайджана политический статус Нагорного Карабаха. Это подтверждается также заявлением заместителя государственного секретаря США Николаса Бернса, сделанного в испанской столице после подписания документа: "Любые договоренности, которые будут достигнуты по Косово, не могут быть распространены на другие конфликты. Не думаю, что можно проводить какие-то параллели между ситуацией в Нагорном Карабахе и возможным решением в Косово. Мы никогда не предполагали, что какие-нибудь договоренности в Косово, которые будут достигнуты после 10 декабря 2007г., могли бы рассматриваться в качестве прецедента для решения "замороженных" конфликтов и распространения их дальше на Восток", сказал он. (ArmeniaNow).

15 ноября в ходе совместной с генеральным секретарем ОБСЕ Марком Переном де Бришамбо пресс-конференции министр ИД Армении Эдвард Налбандян заявил, что информации о том, что сопредседатели Минской группы ОБСЕ представили дополнения к мадридским принципам, не соответствуют действительности. Он заявил, что мадридские принципы не подверглись корректировке. Налбандян отметил, что речь может идти о технических предложениях, которые относятся к тому или иному пункту и которые всегда вносились в ходе переговорного процесса. ("Лрагир").

Газета "Азг" утверждает, что 3-страничный документ "мадридских принципов" содержит 4 основных принципа урегулирования конфликта:

1) Статус Нагорного Карабаха определяется путем осуществления права народа Нагорного Карабаха на самоопределение - референдумом или плебисцитом. Референдум или плебисцит проводится (если проводится вообще) при той демографической картине Нагорно-карабахской Автономной области, которая существовала до начала войны - в 1991 году. Для сторон практически очевидно, что вероятность проведения такого референдума или плебисцита ничтожно мала, и это, по существу, является для сторон способом "сохранить лицо". Но для армянской стороны, в первую очередь для Еревана, чрезвычайно важно, чтобы Баку подписался под тем (что по сегодняшний день не делается), что в будущем статус Карабаха может быть определен путем проведения референдума. И именно этот пункт продолжает оставаться "яблоком раздора" в переговорном процессе.

2) Нагорный Карабах получает промежуточный статус (до проведения кажущегося невероятным референдума), что принимается со стороны Баку. По этому промежуточному статусу закрепляется существующий status kvo, за исключением пяти районов - Кубатлу, Джебраил, Зангелан, Физули и Агдам.

3) Возвращение находящихся под контролем карабахских сил районов осуществляется по схеме 5+1+1 (Кубатлу, Джебраил, Зангелан, Физули, Агдам + Кельбаджар + Лачин). Вопрос 5-ти районов ясен, то есть, в вопросе возвращения территорий осуществляется поэтапно. На втором этапе определяется вопрос Кельбаджара, который привязывается к референдуму. Проще говоря, Кельбаджар возвращается тогда, когда проводится референдум по определению статуса Карабаха. Этот принцип неприемлем для Баку, поскольку в Азербайджане не уверены в том, что референдум когда-либо будет проводиться. Будущее Лачина также является одним из самых спорных вопросов. Определено, что карабахские силы выводятся из северной и южной частей Лачина, а центральная его часть остается в границах Карабаха с тем же статусом, что и Карабах, как связывающий Нагорный Карабах с Арменией сухопутный коридор. 4) Этот принцип относится к гарантиям безопасности.

Мадридский документ предполагает поэтапную методологию решения вопроса, поскольку вопрос статуса Нагорного Карабаха, по существу, остается открытым.

В связи с 17-летием референдума о независимости Нагорного Карабаха Союз журналистов НКР провел опрос жителей республики. Как сообщаетИА REGNUM, организаторы опроса отмечают, что одной из побудительных причин проведения данного мероприятия стал обсуждаемый в последнее время на переговорах по урегулированию азербайджано-карабахского конфликта пункт о проведении через некоторое время повторного референдума по окончательному определению правового статуса Нагорного Карабаха. Было опрошено 300 человек. Им был задан следующий вопрос: "Считаете ли Вы, что для определения правового статуса Нагорно-Карабахской Республики необходимо провести в Арцахе новый референдум?" 138 опрошенных были в возрасте до 30 лет, 102 - 30-50 лет и 60 - выше 50 лет. 197 из них работают в различных сферах, 43 не работают, 40 являются студентами, 20 - пенсионерами. 148 имели высшее образование, 64 - неполное средне-специальное, а 88 - среднее образование. Отрицательно высказались относительно необходимости проведения референдума 249 опрошенных, 24 ответа были положительными, 27 затруднились ответить. Отрицательно ответили в основном респонденты групп до 30 и 30-50 лет. Агентство напоминает, что 17 лет назад, 10 декабря, народ Нагорного Карабаха принял на референдуме судьбоносное для себя решение - о государственной независимости НКР. Сегодня НКР имеет все атрибуты независимой государственности и, несмотря на непризнанность со стороны междунаодного сообщества, де-факто существует как самостоятельное государство. 10 декабря в Нагорном Карабахе отмечают также день принятия Основного закона страны - Конституции. Почти 99% участников состоявшегося 2 года назад референдума проголосовало за проект Основного закона страны. За ходом голосования следили более 100 международных наблюдателей из России, США, Франции, Армении, Италии, Хорватии, Израиля, Сербии, Косово, Грузии, Украины, Дании, Республики Абхазия, Республики Южная Осетия, Приднестровской Молдавской Республики. Освещали референдум корреспонденты телекомпаний Russia Today, Первый Канал (РФ), Рустави-2 (Грузия), радиостанции BBC, агентств Франс-пресс, "EurasiaNet" (США), ИА REGNUM (Россия), Интерфакс, Арминфо (Армения) и др. По мнению карабахских политиков, Конституция НКР стала политико-правовым актом, закрепившим основные демократические принципы, на которых строится современное государство. В статье 1 конституционного акта провозглашается, что "Нагорно-Карабахская Республика - суверенное, демократическое, правовое, социальное государство". Статья 2 признает в республике "основные права и свободы человека, как неотъемлемые и высшие ценности, как основу свободы, справедливости и мира".

Запад

По мнению газеты "Айк", вопреки уверениям властей Армении, процесс урегулирования карабахского конфликта развивается очень быстро. За последний период, отмечает газета, практически все международные организации выразили свои позиции (причем, исключительно не в интересах армянской стороны), а Минская группа ОБСЕ и ее сопредседатели - США, Россия и Франция, еще больше активизировали свои усилия. Газета считает, что причиной такого ажиотажа являются энергетические ресурсы Азербайджана, желание обладать которыми заставляет Запад подстегивать этот процесс.

Министр ИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров отметил "возросшее понимание в Европе рисков "замороженных" конфликтов". "После известных событий в Грузии в столицах Европы, и в Брюсселе в частности, более четко осознали то, о чем мы на протяжении многих лет говорим, что не существует замороженных конфликтов, потому что эти конфликты всегда могут перейти в горячую фазу, и это понимание однозначно выросло", сказал министр. "И все больше понимания в том, что нужно как-то сдвинуть процесс с места, чтобы создать предсказуемость в развитии событий", добавил он. Мамедьяров отметил, что позиция Азербайджана, которая заключается в необходимости вывода армянских войск с территории Нагорного Карабаха находит все большее понимание и поддержку в Европе. По словам министра, вывод армянских войск позволит открыть коммуникации, создаст возможность вернуться временно перемещенным лицам, создат возможность экономического развития, и в целом, будет способствовать предсказуемости развития событий. "И я думаю, это достаточно серьезный аргумент, который трудно будет перекрыть каким-либо другими аргументами", подчеркнул Мамедьяров. ("525-я газета").

Газета "Жаманак-Ереван" считает, что позиция США в вопросе Нагорного Карабаха стала более определенной, в частности по отношению к сторонам конфликта. Поводом к такому заключению газеты послужило заявление сопредседателя Минской группы ОБСЕ от США Мэтью Брайзы о том, "вопрос 67-ми политзаключенных в Армении должен быть быстро разрешен и все они должны выйти на свободу". По мнению газеты, подобное заявление говорит о том, что США намерены усилить роль общественности в стране, в частности, в вопросе Нагорного Карабаха и дают понять, что "власть, имеющая такой огромный дефицит легитимности не может быть надежным субъектом процесса урегулирования", противопоставляя им "надежность" властей Азербайджана. Еще одним поводом к подобному заключению стало то, что корпорация "Вызовы тысячелетия" заморозила финансирование программы в Армении.

Стремление и Азербайджана, и Армении развивать сотрудничество с Евросоюзом в рамках программы ЕС "Восточное партнерство" может стать стимулом для обеих стран к скорейшему разрешению армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта. "Поддержка европейской интеграции в Азербайджане и Армении будет достаточно сильным шагом, чтобы помочь им преодолеть разногласия", сказал "Trend News" эксперт по безопасности стран Южного Кавказа Никлас Нилссон. Для этого, уверен Нилссон, необходимо более активное участие Евросоюза как в разрешении конфликта, так и в регионе в целом, что, возможно, произойдет в рамках "Восточного партнерства". В то, что евроинтеграция может сблизить позиции Азербайджана и Армении, а также поможет достигнуть прогресса в урегулировании конфликта, верит и азербайджанский политолог Расим Мусабеков. Однако, считает он, пока это всего лишь возможность. На скорейшее разрешение конфликта, чему могут помочь общие стремления обеих стран развивать сотрудничество с Европой, надеется и ведущий исследователь Центра по изучению европейской политики (Брюссель) Майкл Эмерсон. "Важно не то, "кто владеет Нагорным Карабахом", а то, как люди, живущие там и еще имеющие шанс туда вернуться, смогут жить в достойных экономических, социальных и политических условиях", сказал Эмерсон агентству. Так как в регионе Южного Кавказа сходятся геополитические интересы не только Европы, но и России, эксперты считают, что активное участие Евросоюза в процессах в регионе может вызвать негативную реакцию России. "Россия вряд ли отреагирует на саму программу "Восточное партнерство", - сказал директор "Inside Euroрe", центра по исследованию Армении (Брюссель) Николя Тавитян, - так как все зависит от конкретной страны и политической инициативы, выдвигаемой в рамках этой программы". Нилссон также уверен, что Россия нейтрально воспримет европейское участие на Южном Кавказе, если это участие будет на уровне развития экономических связей. В то же время, считает он, Россия сделает все возможное, чтобы не допустить участия европейских стран в разрешении конфликтов в регионе. Так как Россия, по мнению Нилссона, стремится стать единственным посредником в урегулировании конфликтов на Кавказе, она не согласится на ограниченную роль в этих процессах. Россия скептически относится к европейскому вовлечению в регионе, считает Нилссон. В то же время, по мнению Нилссона, Евросоюз не вызывает у России такой обеспокоенности, как НАТО, так как Россия ассоциирует его с Германией, Францией и Италией - основными европейскими партнерами России.

Россия

Декларация Минской группы ОБСЕ по карабахскому конфликту не была принята из-за противодействия России, заявил азербайджанскому информагентству "АПА" сопредседатель Минской группы от США Мэтью Брайза. "Страны-сопредседатели Минской группы ОБСЕ приняли заявление по нагорно-карабахскому конфликту. Политическая же декларация министров по этому вопросу принята не была, в основном из-за противодействия со стороны России и необоснованных требований", подчеркнул он. (ИА REGNUM).

По словам заведующего отделом международных связей Исполнительного аппарата президента Азербайджана Новрузa Мамедова, у азербайджанской стороны нет данных о том, что Россия препятствовала принятию резолюции в связи с нагорно-карабахским конфликтом по итогам заседания министров иностранных дел стран ОБСЕ в Хельсинки. "Я прочитал об этом в прессе. Но я не могу ничего сказать о том, что это официальная позиция России. Вопрос разъяснится после того, как министр иностранных дел Эльмар Мамедъяров прокомментирует его. Не думаю, что Россия будет придерживаться позиции, противоположной принципу разрешения конфликта в рамках территориальной целостности Азербайджана", сказал Мамедов. По словам Мамедова, сегодня России необходимо разрешение нагорно-карабахского конфликта в рамках территориальной целостности Азербайджана, международных правовых принципов и норм. В результате активизации процессов в регионе Южного Кавказа заинтересованность международного сообщества, России, Турции, Европейского Союза и США в справедливом разрешении нагорно-карабахского конфликта в рамках территориальной целостности Азербайджана возросла, сказал он. ("525-газета").

Как сообщили корреспонденту газеты "Аравот" в посольстве США в Ереване, азербайджанское агентство "АРА" неправильно процитировало высказывания американского сопредседателя Минской группы ОБСЕ Мэтью Брайзы. В посольстве США пояснили, что "во время встречи в Хельсинки обсуждалось только одно заявление, принятое при содействии стран-сопредседателей МГ ОБСЕ России, Франции и США".

До тех пор пока Карабахское урегулирование поручено Минской группе ОБСЕ, позитивных результатов в этом процессе не будет, так как в числе ее сопредседателей - США и Россия, интересы которых в регионе сталкиваются, заявил азербайджанскому изданию "Бизим йол" первый президент Азербайджана Аяз Муталибов. Внешняя политика самого Азербайджана не определена и, как считает Муталибов, ожидать помощи от России ему не стоит. Если бы Москва была удовлетворена внешней политикой Баку, то давно помогла бы в решении Карабахского конфликта. Однако Россия видит, что Азербайджан не вместе с ней. Впрочем, также рассуждает и Америка. "Поэтому, - считает Муталибов, - так называемая сбалансированная политика Азербайджана ошибочна, поскольку она лишает Баку поддержки, как Москвы, так и Вашингтона - они до конца Азербайджану не доверяют". "США имеют политические интересы в Азербайджане, и стремятся использовать территорию страны в своих стратегических целях и, в определенной степени, добиваются этого", отмечает Муталибов. На вопрос смирится ли Россия с окончательной потерей Азербайджана, Муталибов сказал, что позиции Москвы на Южном Кавказе значительно ослабли. Официальная Москва хорошо понимает это, но она не хочет мириться с этой реальностью. Ослабление позиций России в регионе является следствием политики отдельных лиц в российской власти. "Но я считаю, что, несмотря на ослабление позиций России на Южном Кавказе, окончательно своего влияния в регионе она не утратит, так как является там самым крупным государством", подчеркнул Муталибов.

На вопросы Day.Az отвечает азербайджанский политолог Хикмет Гаджи-заде

Как Вы прокомментируете заявление стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ по урегулированию нагорно-карабахского конфликта?

К сожалению, в этом заявлении мы не услышали ничего нового по сравнению с Московской декларацией. Как известно, министры призвали Азербайджан и Армению не возобновлять военных действий и продолжать переговоры на основе международного права и мадридских принципов. Но почему же заинтересованные стороны в последнее время так часто повторяют эти призывы не возобновлять военные действия? А дело в том, что пятидневная война в Грузии неожиданно для всех в мире оказала ощутимое негативное влияние не только в регионе, но во всем мире. До войны в Грузии Европа рассматривала конфликты на Кавказе как нечто очень далекое и непосредственно ее не касающееся. Но в результате этой войны взаимоотношения Запада и России пришли на грань конфликта, я уже не говорю о негативных экономических последствиях этой войны для всех. И теперь Запад (а с ним и Турция) и Россия сошлись во мнении о том, что возобновление военных действий между Арменией и Азербайджаном нанесет гораздо больший ущерб всем вокруг, чем грузинский конфликт. И тогда, Запад и Россия, договорившись, бросились уговаривать Армению и Азербайджан не воевать, ибо экономические и политические последствия такой войны для всего мира могли бы быть тяжелыми.

Как Вы считаете, будет ли в ближайшее время подписан какой-либо документ по нагорно-карабахскому конфликту, который бы привел к реальным шагам по возвращению Азербайджану оккупированных Арменией территорий?

Я уже говорил на эту сложную тему. Но повторюсь еще раз. Первое: следует помнить, что в реальности мы ведем переговоры не с Арменией (которая фактически потеряла независимость), а с ее хозяевами в Москве. Второе: кроме того, переговоры по Карабаху ведутся между Западом и Россией. Азербайджан хочет вернуть свои земли, Россия хочет вернуть Азербайджан под свое влияние. Запад хочет стабильности в регионе, чтобы вести здесь свой бизнес и бесперебойно получать каспийскую нефть. Россия хочет поддержания нестабильности в регионе, ибо только так она может оказывать влияние на страны Южного Кавказа. Третье: между Западом и Россией есть несколько неразрешенных глобальных пробоем, в том числе, расширение НАТО на Восток, проблема нераспространения ядерного вооружения и иранская ядерная программа, проблема Северной Кореи, проблема вступления России в ВТО, продажа Россией оружия нестабильным и агрессивным режимам и в этом ряду находятся конфликты на постсоветском пространстве, а, в частности, и карабахский конфликт. Так вот, когда Запад и Россия начнут договариваться по вышеперечисленным проблемам, то тогда и карабахская проблема сдвинется с места.

Но безусловно, принятие любого решения подразумевает взаимные компромиссы. Как Вы считаете, на какие компромиссы может пойти Азербайджан в вопросе урегулирования нагорно-карабахского конфликта?

Есть два очень трудных для Азербайджана условия, которые, в принципе мы бы могли выполнить: а) Азербайджан должен стать истинно федеративным (но не конфедеративным) государством; б) Азербайджан должен стать истинно демократическим государством с честными выборами, гарантией прав человека и независимой судебной системой. Такому Азербайджану Запад готов был бы помогать в разрешении конфликта в рамках азербайджанского суверенитета, а нынешнему Азербайджану Карабах не отдадут. Но России все равно, будет наша страна демократической или нет, если даже сегодня Баку и Ереван договорятся о мире, то Россия будет ему препятствовать, как она это сделала, свергнув Левона Тер-Петросяна. ("Day.az")

Крен в сторону России в политике карабахского руководства за последний год стал очевиден, столь же очевидна и симпатия к России лидера НКР. И неслучайно, что к восстановлению и развитию республики привлекаются все больше российских бизнесменов армянского происхождения. Сразу после вступления в должность президента Бако Саакяна в 2007 году, в Степанакерте рядом с сохранившимся с советских времен кинотеатром "Россия" открылся одноименный ресторан. В Карабах зачастили российские бизнесмены армянского происхождения, российские эксперты, принимающие участие в международных конференциях, слушаниях и обсуждениях. В этом году в Степанакерте, спустя 12 лет после принятия закона "О языке", была открыта первая государственная русская школа. Именно на этом фоне Россия активизирует усилия в процессе карабахского урегулирования. Московскую декларацию в Карабахе оценили неоднозначно. В комментарии МИД НКР отмечено, что несмотря на позитивные импульсы, выразившиеся в пункте об исключительно политическом пути урегулирования конфликта, отсутствие подписи Карабаха сводит ресурс декларации к нулю. Не радуют карабахцев и слухи о возможном размещении на территориях НКР российских миротворцев, поскольку здесь еще помнят действия российских военных во время операции "Кольцо", в ходе которой было депортировано население 40 армянских деревень. Тем не менее, власти в Карабахе трепетно относятся к отношениям с Россией. "Хрупкий мир, который мы сегодня имеем, - большая заслуга России, особенно на первом этапе после подписания соглашений. Естественно, мы хотим - и не скрываем этого, - чтобы Россия оказывала больше влияния на урегулирование как нашего конфликта, так и других подобных конфликтов. Ведь Россия несет также и историческую ответственность за то, что происходит в регионе. Но это проблема мирового характера и такие страны, как Соединенные Штаты, Франция, Англия тоже несут ответственность за происходящее на Южном Кавказе. При этом, естественно, они преследуют свои интересы, что тоже является, на мой взгляд, нормальным", сказал в интервью карабахской газете "Азат Арцах" президент Бако Саакян.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.