Парламент Литвы сегодня, 16 декабря, начинает рассмотрение нового проекта бюджета на 2009 год, который был существенно изменен новым правительством для снижения расходной части бюджета и дефицита. ИА REGNUM публикует основные тезисы главного финансового документа на 2009 год. Правительство, оценив финансовую ситуацию государства и макроэкономические тенденции, представило в парламент исправленный проект государственного бюджета и бюджета самоуправлений на 2009 год, соответствующий положениям плана по преодолению кризиса. Утвержденные меры по формированию бюджета позволят снизить дефицит государственного бюджета до 2,1% от уровня валового внутреннего продукта (ВВП). Если не прибегать к этим мерам, считают в правительстве, дефицит достиг бы 5,76% ВВП. "Этот проект бюджета формировался таким образом, чтобы подготовиться к резкому замедлению экономики страны, которое создает в финансовой системе страны сильное напряжение, особенно опасное перед лицом мирового финансового кризиса", - отмечают в правительстве Литвы.

Проект госбюджета и бюджета самоуправлений на 2009 год ориентирован на экономию и эффективное использование средств налогоплательщиков. Предусмотренный общий результат этой экономии - до 2 млрд литов (более 588 млн евро). Также будут приняты неотложные действия в налоговой сфере. Вместе с проектом бюджета вносится и пакет изменений к налоговому законодательству. Итогом этой налоговой реформы должна стать дополнительная прибыль до 2 млрд литов доходов (более 588 млн евро). При сбалансировании денежных потоков общий финансовый результат 2009 года составит дополнительных поступлений до 4,9 млрд литов (более 1,4 млрд евро).

"Проект бюджета, исправленный в соответствии с заново оцененными перспективами среднесрочных экономических показателей, учитывает потребность в сохранении необходимого для развития хозяйства спроса. Планируемый дефицит госбюджета позволит стабилизировать общественные финансы, восстановить доверие иностранных финансистов к бизнес-планам Литвы, снизить процентные ставки, активизировать инвестиции 2010 года и использовать последнюю возможность заложить основы для роста в 2011 году ВВП страны", - отмечают разработчики.

Предлагаемое уменьшение расходов государственного сектора и повышение налогов сокращают потребление только настолько, насколько надо в срочном порядке для того, чтобы обуздать инфляцию и многолетний внешний дисбаланс, а также дефицит текущего счета. Принципиальное исполнение этого бюджета вернуло бы более дешевое финансирование оборотных средств бизнеса и более существенных инвестиций, поэтому гарантировало бы более высокий общий спрос, компенсирующий предпринятое властью необходимое сокращение потребления. В проекте бюджета на 2009 год предусматривается, что в следующем году в национальный бюджет, который включает госбюджет и бюджеты самоуправлений, вместе со средствами из бюджета ЕС поступит 29707,1 млн литов (8737 млн евро) доходов, то есть на 1% больше, чем планируется получить в этом году. Дотации из бюджета ЕС составят 5467,9 млн литов (более 1608 млн евро). Максимальную долю поступлений в национальный бюджет 2009 г. намечается получить от налога на добавленную стоимость - 9337,4 млн литов (2746,2 млн евро), или 38,5% всех доходов национального бюджета.

За счет подоходного налога с населения планируется получить 4906,7 млн литов (1443 млн евро), т.е. около 20,2% всех бюджетных поступлений. Акцизов в национальный бюджет в следующем году планируется собрать 3991,9 млн литов (1174 млн евро), или около 16,5% всех доходов. В результате повышения в 2009 году акцизного тарифа на сигареты, алкоголь, горючее намечается, что госбюджет получит дополнительно около 690 млн литов (209 млн евро). За счет налога с прибыли в следующем году планируется получить 2895,6 млн литов (851,6 млн евро), что составит 11,9% всех доходов национального бюджета. Отказавшись от всех льгот на НДС, за исключением льготы на отопление, планируется дополнительно получить в бюджет 470 млн литов (138,2 млн евро). В 2009 году ассигнования из госбюджета составят 26944,2 млн литов (7924,8 млн евро) и будут на 371,3 млн литов (109,2 млн евро) больше, чем в нынешнем году. Дефицит госбюджета составит 1496,6 млн литов (440 млн евро). На социальную защиту в бюджете 2009 года планируется выделить 3134,2 млн литов (921,8 млн евро). По сравнению с нынешним годом планируемые ассигнования больше на 352,4 млн литов (1033,6 млн евро). На образование, включая высшие школы, в проекте госбюджета предлагается выделить 2837,1 млн литов (834,4 млн евро), то есть на 120,6 млн литов (35,4 млн евро) больше по сравнению с этим годом. На здравоохранение в бюджете 2009 г. планируется направить 2175,3 млн литов (639,7 млн евро) - на 519,1 млн литов (152,6 млн евро) больше, чем в этом году. На отдых, культуру и религию планируется выделить 713,3 млн литов (209,7 млн евро). На оборону в проекте госбюджета предусмотрено выделить 1362,9 млн литов (400,8 млн евро), по сравнению с 2008 годом на 137 млн литов меньше (40,2 млн евро). На общественных порядок и защиту общества в проекте госбюджета на 2009 год предусмотрено 2192,6 млн литов (644,8 млн евро), или по сравнению с 2008 годом на 203 млн литов меньше (59,7 млн евро). Доходы бюджетов самоуправлений за счет всех источников доходов и без общей компенсации дотации госбюджету составят 7465,2 млн литов (2195,6 млн евро). Для выполнения бюджетами самоуправлений самостоятельных функций будет выделяться 72,29% поступлений от подоходного дохода с населения (в текущем году - 66,33%). Вместе с законопроектом о бюджете вносится пакет изменений в налоговое законодательство - поправки, связанные с реализацией антикризисного плана и исполнением бюджета 2009 года.